Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «Вайеце»
Место в Торе:
Книга Берешит, гл. 28, ст. 10 — гл. 32, ст. 3.
Почему она так
называется?
Первая фраза главы сообщает: «И вышел Яаков из Бэер Шевы, и пошел в
Харан...».
И вышел
на иврите — вайеце.
Обсуждение главы
Вайеце
1. Когда подъем —
спуск, а спуск — подъем
В нашей недельной главе
написано, что Яаков видит во сне лестницу, которая стоит на земле, а ее ступени
уходят в Небо. Здесь мы читаем: «И вот малахим (множественное число от
слова малах, в условном переводе — ангел) Всевышнего поднимаются и
спускаются по ней» (Берешит, гл. 28, ст. 12).
Удивляет порядок движения
малахим по лестнице. Ведь они обитают в высших духовных мирах, то есть — на
Небесах. Стало быть, чтобы подняться по лестнице, им сначала надо спуститься с
Небес.
Как объяснить, почему в Торе
сказано, что они прежде поднимаются и только потом — спускаются?
Комментируя этот отрывок,
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция,
11-й век) приводит Мидраш (Мидраш Раба на книгу Берешит,
гл. 68), в котором разъясняется, что малахим, сопровождавшие Яакова,
когда тот шел по территории Израиля — не могли выйти за ее пределы. Поэтому они
поднялись на Небо, а вместо них — спустились другие малахим, чтобы
сопровождать Яакова на пути по чужим землям.
Существуют и другие объяснения.
Довольно часто употребляемая
пословица «Не место красит человека, а человек место» встречается в Талмуде
(трактат Таанит, лист 21). И действительно. Вот, например, о горе
Синай, когда на ней покоилась Шехина (Присутствие Всевышнего), в Торе
сказано: «И никто пусть не взойдет с тобой, и никто пусть не покажется на всей
горе, также и скот мелкий и крупный пусть не пасется напротив этой горы» (Шемот,
гл. 34, гл. 3).
Но Шехина покидает гору.
И тут же отменяется запрет на ее посещение. И написано: «А после протяжного
трубления в шофар могут взойти на гору» (там же, гл. 19, ст. 13).
Долгий звук шофара —
будет знаком отдаления Шехины.
Когда Всевышний отдалится, —
поясняет Раши, — можно будет подняться на гору.
Почетное место в синагоге, в
президиуме или на торжественной трапезе называется — «мизрах» (в переводе
с иврита — «восток»). Ибо Израиль и Иерусалим для большинства евреев
ассоциируются с востоком. Поэтому во многих синагогах самые почетные места — у
восточной стены.
Но не зря говорят, что восток —
«дело тонкое». Если мы проявим педантизм и, вооружившись компасом и картой,
начнем проверять — увидим, что большинство «мизрахов» вовсе не
расположены на востоке. Многие из них могут географически располагаться даже на
западе. Но от этого они не станут менее почетными. Ведь все зависит от того, для
кого они предназначены.
Уважаемый человек превращает
место, где он находится в «мизрах». Некоторые люди ошибочно полагают,
что, расположившись в президиуме и придав своему лицу важное выражение, они тем
самым притягивают к себе почет и уважение. Но, как бы они не надували щеки, как
бы не приклеивались к почетному месту — значимости им не прибавится.
Теперь вернемся к малахим.
Их движение с Небес на землю
называется спуском, не потому что Небо сверху, а земля внизу. Верх и низ —
относительные понятия. Где пребывает Хозяин (Всевышний) — там и верх. А именно
Небеса — обитель Творца. Значит мизрах — в Небе.
Отдаление от Всевышнего — спуск,
приближение к Нему — подъем.
Когда Яаков уснул на Храмовой
горе, в месте, на котором в будущем будет построен Бейт
hа-Микдаш
(Иерусалимский Храм), Всевышний, как бы спустился к нему. Об этом читаем: «И вот
Творец стоит над ним» (Берешит, гл. 28, ст. 13).
Получается, что мизрах
переместился на землю. Следовательно, сейчас, движение с Небес на землю —
приближение к Всевышнему, то есть — подъем, а движение по направлению от земли к
Небесам, отдаляющее от Создателя — спуск.
Выходиь, фразу «И вот малахим
Всевышнего поднимаются и спускаются по ней (по лестнице)», нужно понимать так,
что малахим, «поднимаясь», на самом деле в данном случае — спускаются
вниз, к Творцу. Иными словами, малахим, поднимаясь по лестнице, в
действительности — сходили с Небес.
Вниз по лестнице ведущей вверх…
А те, что спускались —
карабкались по лестнице вверх, в Небеса.
Рав Исраэльзон жил на этаж выше
рава Штейнмана, главы поколения. Как-то к нему пришел человек с вопросом,
касавшимся его дальнейшей судьбы. Рав Исраэльзон внимательно выслушал посетителя
и сказал:
— Ты задаешь слишком серьезный
вопрос, я не готов на него ответить. Тебе стоит подняться к раву Штейнману.
Несмотря на то, что рав Штейнман
жил этажом ниже, он произнес — «поднимись».
на основе комментария рава Моше Полака
(Израиль, наше время)
2.
Катится по миру колесо
Итак, из содержания нашей
недельной главы узнаем, что Яаков спит и видит сон, о котором в Торе написано:
«Лестница стоит на земле, а верх ее достает до Небес» (Берешит,
гл. 28, ст. 12).
В этой фразе зашифрованы три
основы, на которых держится мир. Об этом в Мишне, в трактате Пиркей Авот
(гл. 1, мишна 2) сказано: «На трех основах стоит мир — на изучении Торы, на
служении Всевышнему и на добрых делах».
Все эти три основы, подобно
лестнице, которая приснилась Яакову, стоят на земле, достигая Небес в верхней
части.
Если мы рассмотрим слово «сулам»
(лестница) в неполном написании, без буквы «вав» — увидим, что у него та
же гематрия (числовое значение), как и у слова «Синай». Гора Синай, как
известно — место дарования Торы.
Если же слово сулам
написать с буквой «вав» — получим гематрию, соответствующую слову
«коль» (голос).
Это слово дает намек на молитву,
в которой выражается служение Творцу.
И еще по своему числовому
значению слово сулам сопоставимо со словом «мамон» (имуществом). А
имущество можно использовать для реализации добрых дел.
Когда некто тратит часть того,
что имеет, на добрые дела и благотворительность — это совпадает с Волей
Всевышнего, и Он посылает ему еще.
Порой человек занимается
бизнесом, проворачивает сделку и неплохо на этом зарабатывает. В этот момент
очень важно, чтобы он понял, что богатство попало к нему в руки не благодаря его
способностям и талантам, настойчивости и упорству, но — лишь потому, что на то
была Воля Творца, решившего наполнить благословением его дом.
И вообще, неплохо бы усвоить,
что богатство и бедность — половинки одного и того же колеса, которое катится по
миру.
Сегодня ты — наверху, завтра —
спустишься вниз. Сейчас обладаешь весьма значимым имуществом и большими
активами, обрезаешь кончик сигары, бросаешь кубики льда в стакан выдержанного
виски. Но при следующем повороте колеса, тебе, возможно, придется копаться в
мусорном контейнере, чтобы найти банку из-под пива.
Для лучшего понимания — расскажу
притчу.
Один человек неспешно шел по
узкой улочке древнего города. Его взгляд остановился на деревянной лестнице,
которую кто-то прислонил к стене дома. Ступени лестницы громко спорили друг с
другом. Голос верхней ступени перекрывал все остальные:
— Не зря я над вами! Я выше,
значимей и важнее любой из вас!
Человек вплотную приблизился к
лестнице и перевернул ее. И верхняя ступень, еще минуту назад горделиво
возвышавшаяся над всеми, теперь оказалась в самом низу.
Теперь вернемся к нашей фразе.
Написано: «Лестница стоит на земле».
Богачу может казаться, что его
огромное имущество имеет вполне земное происхождение — вовремя данная взятка,
удачно нанятый бухгалтер...
Но он упускает из вида, что
«верх ее (лестницы) достает до Небес». На самом-то деле первопричина его
богатств — Воля Всевышнего. От Творца зависит — кому богатеть, кому —
пухнуть с голода.
на основе комментария раби Йосефа Хаима
(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор
десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай;
Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го)
3. Два в одном
Проснувшись, Яаков изумленно
воскликнул: «Это не что иное, как Дом Всевышнего, и вот врата Небес!» (Берешит,
гл. 28, ст. 17).
Возникает вопрос: для чего
Яакову понадобилось выражать свои эмоции через отрицание («это не что иное)?
Ведь можно было просто сказать: «Это — Дом Всевышнего».
В Талмуде (трактат Мегила,
лист 27) Учителя выясняют: у какого помещения святость (на иврите — кедуша)
выше — у того, что предназначено для молитвы (например, синагога, на иврите —
бейт кнессет) или же у того, в котором изучают Тору (бейт мидраш —
дом, где учат Тору). В итоге, они приходят к выводу, что кедуша бейт мидраша
— выше.
Мы с вами оставили Яакова на
горе Мория — на той самой, на которой в последствии будет возведен Бейт
hа-Микдаш
(Иерусалимский Храм).
До этого он изучал Тору в йешиве
Шема и Эвера. Но за все время, что он там находился, подобные видения ни разу
его не посещали.
Мы знаем, что на гору Мория
Авраам привел своего сына Ицхака, чтобы исполнить Волю Всевышнего и совершить
приношение. Приношение Ицхака, на иврите — акедат Ицхак. Но в итоге, как
известно, Творец распорядился принести в качестве корбана (приношения)
барана. После этого, Ицхак сделал гору Мория местом своей молитвы. Значит, у нее
был статус бейт кнессета.
Название Мория происходит от
того же корня, что и слово
hораа
(образование). Дело в том, что в будущем весь Израиль наполнится знанием,
исходящим из Третьего Храма, возведенного на этой горе. То есть, гора Мория
станет исполнять роль образовательного центра. Иначе говоря, у этой горы был
также статус и бейт мидраша.
Все это намеком присутствует в
восклицании Яакова о горе Мория — «Это не что иное, как Дом Всевышнего» (то есть
— не только синагога). И продолжает Яаков, упомянув «врата Небес».
Слово «врата» в нашей традиции
часто обозначает — место, где заседает суд. Суд занимается установлением истины
и восстановлением справедливости. Тем же занимаются и те, кто изучает Тору.
Следовательно, Яаков имеет в
виду, что место, на котором он спал, одновременно соответствует и синагоге и
дому учения.
В Талмуде (трактат Песахим,
лист 88) сказано, что место служения Авраама называлось горой. Ицхак шел
молиться в поле. А Яаков звал пространство, выделенное для молитвы — домом.
Места, которые выбирали наши
праотцы для молитв, отражали и то, чему учил каждый из них своих последователей.
Авраам призывал подниматься на
новый и новый уровень (поэтому гора) и увидеть, чем человек, верящий в Творца,
отличается от идолопоклонника.
Ицхак расстилал перед людьми
поле, дающее пропитание. И действительно, не изучающий Тору испытывает духовный
голод.
Яаков же — приглашал своих
последователей в дом, который был открыт для каждого. Слова «Это не что иное,
как Дом Всевышнего», означали, что путь Яакова отличается от пути его
предшественников.
на основе комментария рава Моше Штернбуха
(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)
4. Яаков — на земле и
на небе
Написано в нашей недельной
главе: «И пробудился Яаков от сна и сказал: действительно, есть Всевышний в этом
месте, а я и не знал» (Берешит, гл. 28, ст. 16).
Известно, что сон, который видел
Яаков, был пророческим. В этом сне присутствовала лестница, уходящая в Небеса,
по которой в обоих направлениях, поднимались и спускались малахим
(множественное число от слова малах, в условном переводе — ангел).
Из пророчества Йехезкеля мы
узнаем, что на Троне Всевышнего (Трон Творца, Кисе
hа-Кавод
— это Центр управления миром) имеются четыре изображения: человека, керува
(разновидность малаха), льва и орла (Танах, книга пророка Йехезкеля,
гл. 10, ст. 14). Причем, изображен там не какой-то абстрактный человек, но —
именно Яаков.
Малахим
поднимались и спускались по лестнице. В Мидраше (Мидраш Раба на
книгу Берешит, гл. 68) уточняется, что, поднявшись, они видели
изображение Яакова на Троне Всевышнего. Когда спускались — лицезрели живого
Яакова, спящего на земле.
И они открыли Яакову, что его
портрет украшает Трон Творца.
Когда Яаков проснулся, первое
слово, которое он произнес, было — «ахен» (действительно). Оно состоит из
трех букв: алеф, хаф и нун. С этих букв начинаются слова
арье (лев), керув и нешер (орел), олицетворяющие три из
четырех изображений.
«Есть Всевышний в этом месте», —
продолжает Яаков.
То есть Яакову были известны эти
три изображения, расположенные «в том месте», где «есть Всевышний» — на Троне
Творца.
Далее он произносит: «А я (в
оригинале — анохи) и не знал".
Слово «анохи» состоит из
четырех букв: алеф, нун, хаф и йод. С них начинаются
слова арье, нешер, керув и имя Яаков.
Таким образом, Яаков дает
понять, что он осведомлен о трех изображениях — керуве, льве и орле. И
возможно, отчасти — и о четвертом, об изображении человека. Но, что этот человек
он сам, Яаков узнал только от малахим.
Интересно, конечно же, как это
Яаков удостоился высочайшей чести, что его «портрет» красовался не на
какой-нибудь доске почета, но — украшал Трон Всевышнего, Центр управления миром.
Быть может, верный ответ
подскажет нам выражение «мишнато» (от своего сна), которое можно
перевести и иначе — «его учеба».
Выходит, слова «И очнулся Яаков
от сна» несут в себе и дополнительный смысл, подразумевая, что Яаков оторвался
от учебы.
Яаков целыми днями напролет и
даже ночами был погружен в Тору. Его духовное состояние вполне соответствовал
употребленному в Танахе выражению — «Да пребудет твое сердце все дни в трепете
перед Творцом» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 23, ст. 17).
Многие наши Учителя старались
брать пример с Яакова.
Например, раби Симха Буним из
Пшисхи (глава хасидской общины Пшиски — еврейского
местечка в Польше; конец 18-го – первая половина 19-го вв.) спал всего
два часа в сутки. И даже в эти два часа он не прерывал изучение Торы. В этом ему
помогали два его ученика: Ицхак из Ворки и Менахем Мендел из Коцка. Они садились
подле его кровати. И первый час раби Ицхак читал вслух Мидраш. А во второй —
раби Менахем Мендел тоже вслух штудировал книгу Зогар.
Если ученики замечали, что
дыхание рава становилось глубоким и медленным, они прерывали чтение, чтобы дать
учителю поспать. Но он тут же просыпался и начинал цитировать Мидраш или
Зогар с того самого места, на котором остановился его ученик
остановился.
на основе комментария рава Симхи Бунима из Пшисхи
(глава
хасидской общины Пшиски — еврейского местечка в Польше; конец 18-го – первая
половина 19-го вв.)
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «Вайеце»
Место в Торе:
Книга Берешит, гл. 28, ст. 10 — гл. 32, ст. 3.
Почему она так
называется?
Первая фраза главы сообщает: «И вышел Яаков из Бэер Шевы, и пошел в
Харан...».
И вышел
на иврите — вайеце.
Обсуждение главы
Вайеце
1. Когда подъем —
спуск, а спуск — подъем
В нашей недельной главе
написано, что Яаков видит во сне лестницу, которая стоит на земле, а ее ступени
уходят в Небо. Здесь мы читаем: «И вот малахим (множественное число от
слова малах, в условном переводе — ангел) Всевышнего поднимаются и
спускаются по ней» (Берешит, гл. 28, ст. 12).
Удивляет порядок движения
малахим по лестнице. Ведь они обитают в высших духовных мирах, то есть — на
Небесах. Стало быть, чтобы подняться по лестнице, им сначала надо спуститься с
Небес.
Как объяснить, почему в Торе
сказано, что они прежде поднимаются и только потом — спускаются?
Комментируя этот отрывок,
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция,
11-й век) приводит Мидраш (Мидраш Раба на книгу Берешит,
гл. 68), в котором разъясняется, что малахим, сопровождавшие Яакова,
когда тот шел по территории Израиля — не могли выйти за ее пределы. Поэтому они
поднялись на Небо, а вместо них — спустились другие малахим, чтобы
сопровождать Яакова на пути по чужим землям.
Существуют и другие объяснения.
Довольно часто употребляемая
пословица «Не место красит человека, а человек место» встречается в Талмуде
(трактат Таанит, лист 21). И действительно. Вот, например, о горе
Синай, когда на ней покоилась Шехина (Присутствие Всевышнего), в Торе
сказано: «И никто пусть не взойдет с тобой, и никто пусть не покажется на всей
горе, также и скот мелкий и крупный пусть не пасется напротив этой горы» (Шемот,
гл. 34, гл. 3).
Но Шехина покидает гору.
И тут же отменяется запрет на ее посещение. И написано: «А после протяжного
трубления в шофар могут взойти на гору» (там же, гл. 19, ст. 13).
Долгий звук шофара —
будет знаком отдаления Шехины.
Когда Всевышний отдалится, —
поясняет Раши, — можно будет подняться на гору.
Почетное место в синагоге, в
президиуме или на торжественной трапезе называется — «мизрах» (в переводе
с иврита — «восток»). Ибо Израиль и Иерусалим для большинства евреев
ассоциируются с востоком. Поэтому во многих синагогах самые почетные места — у
восточной стены.
Но не зря говорят, что восток —
«дело тонкое». Если мы проявим педантизм и, вооружившись компасом и картой,
начнем проверять — увидим, что большинство «мизрахов» вовсе не
расположены на востоке. Многие из них могут географически располагаться даже на
западе. Но от этого они не станут менее почетными. Ведь все зависит от того, для
кого они предназначены.
Уважаемый человек превращает
место, где он находится в «мизрах». Некоторые люди ошибочно полагают,
что, расположившись в президиуме и придав своему лицу важное выражение, они тем
самым притягивают к себе почет и уважение. Но, как бы они не надували щеки, как
бы не приклеивались к почетному месту — значимости им не прибавится.
Теперь вернемся к малахим.
Их движение с Небес на землю
называется спуском, не потому что Небо сверху, а земля внизу. Верх и низ —
относительные понятия. Где пребывает Хозяин (Всевышний) — там и верх. А именно
Небеса — обитель Творца. Значит мизрах — в Небе.
Отдаление от Всевышнего — спуск,
приближение к Нему — подъем.
Когда Яаков уснул на Храмовой
горе, в месте, на котором в будущем будет построен Бейт
hа-Микдаш
(Иерусалимский Храм), Всевышний, как бы спустился к нему. Об этом читаем: «И вот
Творец стоит над ним» (Берешит, гл. 28, ст. 13).
Получается, что мизрах
переместился на землю. Следовательно, сейчас, движение с Небес на землю —
приближение к Всевышнему, то есть — подъем, а движение по направлению от земли к
Небесам, отдаляющее от Создателя — спуск.
Выходиь, фразу «И вот малахим
Всевышнего поднимаются и спускаются по ней (по лестнице)», нужно понимать так,
что малахим, «поднимаясь», на самом деле в данном случае — спускаются
вниз, к Творцу. Иными словами, малахим, поднимаясь по лестнице, в
действительности — сходили с Небес.
Вниз по лестнице ведущей вверх…
А те, что спускались —
карабкались по лестнице вверх, в Небеса.
Рав Исраэльзон жил на этаж выше
рава Штейнмана, главы поколения. Как-то к нему пришел человек с вопросом,
касавшимся его дальнейшей судьбы. Рав Исраэльзон внимательно выслушал посетителя
и сказал:
— Ты задаешь слишком серьезный
вопрос, я не готов на него ответить. Тебе стоит подняться к раву Штейнману.
Несмотря на то, что рав Штейнман
жил этажом ниже, он произнес — «поднимись».
на основе комментария рава Моше Полака
(Израиль, наше время)
2.
Катится по миру колесо
Итак, из содержания нашей
недельной главы узнаем, что Яаков спит и видит сон, о котором в Торе написано:
«Лестница стоит на земле, а верх ее достает до Небес» (Берешит,
гл. 28, ст. 12).
В этой фразе зашифрованы три
основы, на которых держится мир. Об этом в Мишне, в трактате Пиркей Авот
(гл. 1, мишна 2) сказано: «На трех основах стоит мир — на изучении Торы, на
служении Всевышнему и на добрых делах».
Все эти три основы, подобно
лестнице, которая приснилась Яакову, стоят на земле, достигая Небес в верхней
части.
Если мы рассмотрим слово «сулам»
(лестница) в неполном написании, без буквы «вав» — увидим, что у него та
же гематрия (числовое значение), как и у слова «Синай». Гора Синай, как
известно — место дарования Торы.
Если же слово сулам
написать с буквой «вав» — получим гематрию, соответствующую слову
«коль» (голос).
Это слово дает намек на молитву,
в которой выражается служение Творцу.
И еще по своему числовому
значению слово сулам сопоставимо со словом «мамон» (имуществом). А
имущество можно использовать для реализации добрых дел.
Когда некто тратит часть того,
что имеет, на добрые дела и благотворительность — это совпадает с Волей
Всевышнего, и Он посылает ему еще.
Порой человек занимается
бизнесом, проворачивает сделку и неплохо на этом зарабатывает. В этот момент
очень важно, чтобы он понял, что богатство попало к нему в руки не благодаря его
способностям и талантам, настойчивости и упорству, но — лишь потому, что на то
была Воля Творца, решившего наполнить благословением его дом.
И вообще, неплохо бы усвоить,
что богатство и бедность — половинки одного и того же колеса, которое катится по
миру.
Сегодня ты — наверху, завтра —
спустишься вниз. Сейчас обладаешь весьма значимым имуществом и большими
активами, обрезаешь кончик сигары, бросаешь кубики льда в стакан выдержанного
виски. Но при следующем повороте колеса, тебе, возможно, придется копаться в
мусорном контейнере, чтобы найти банку из-под пива.
Для лучшего понимания — расскажу
притчу.
Один человек неспешно шел по
узкой улочке древнего города. Его взгляд остановился на деревянной лестнице,
которую кто-то прислонил к стене дома. Ступени лестницы громко спорили друг с
другом. Голос верхней ступени перекрывал все остальные:
— Не зря я над вами! Я выше,
значимей и важнее любой из вас!
Человек вплотную приблизился к
лестнице и перевернул ее. И верхняя ступень, еще минуту назад горделиво
возвышавшаяся над всеми, теперь оказалась в самом низу.
Теперь вернемся к нашей фразе.
Написано: «Лестница стоит на земле».
Богачу может казаться, что его
огромное имущество имеет вполне земное происхождение — вовремя данная взятка,
удачно нанятый бухгалтер...
Но он упускает из вида, что
«верх ее (лестницы) достает до Небес». На самом-то деле первопричина его
богатств — Воля Всевышнего. От Творца зависит — кому богатеть, кому —
пухнуть с голода.
на основе комментария раби Йосефа Хаима
(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор
десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай;
Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го)
3. Два в одном
Проснувшись, Яаков изумленно
воскликнул: «Это не что иное, как Дом Всевышнего, и вот врата Небес!» (Берешит,
гл. 28, ст. 17).
Возникает вопрос: для чего
Яакову понадобилось выражать свои эмоции через отрицание («это не что иное)?
Ведь можно было просто сказать: «Это — Дом Всевышнего».
В Талмуде (трактат Мегила,
лист 27) Учителя выясняют: у какого помещения святость (на иврите — кедуша)
выше — у того, что предназначено для молитвы (например, синагога, на иврите —
бейт кнессет) или же у того, в котором изучают Тору (бейт мидраш —
дом, где учат Тору). В итоге, они приходят к выводу, что кедуша бейт мидраша
— выше.
Мы с вами оставили Яакова на
горе Мория — на той самой, на которой в последствии будет возведен Бейт
hа-Микдаш
(Иерусалимский Храм).
До этого он изучал Тору в йешиве
Шема и Эвера. Но за все время, что он там находился, подобные видения ни разу
его не посещали.
Мы знаем, что на гору Мория
Авраам привел своего сына Ицхака, чтобы исполнить Волю Всевышнего и совершить
приношение. Приношение Ицхака, на иврите — акедат Ицхак. Но в итоге, как
известно, Творец распорядился принести в качестве корбана (приношения)
барана. После этого, Ицхак сделал гору Мория местом своей молитвы. Значит, у нее
был статус бейт кнессета.
Название Мория происходит от
того же корня, что и слово
hораа
(образование). Дело в том, что в будущем весь Израиль наполнится знанием,
исходящим из Третьего Храма, возведенного на этой горе. То есть, гора Мория
станет исполнять роль образовательного центра. Иначе говоря, у этой горы был
также статус и бейт мидраша.
Все это намеком присутствует в
восклицании Яакова о горе Мория — «Это не что иное, как Дом Всевышнего» (то есть
— не только синагога). И продолжает Яаков, упомянув «врата Небес».
Слово «врата» в нашей традиции
часто обозначает — место, где заседает суд. Суд занимается установлением истины
и восстановлением справедливости. Тем же занимаются и те, кто изучает Тору.
Следовательно, Яаков имеет в
виду, что место, на котором он спал, одновременно соответствует и синагоге и
дому учения.
В Талмуде (трактат Песахим,
лист 88) сказано, что место служения Авраама называлось горой. Ицхак шел
молиться в поле. А Яаков звал пространство, выделенное для молитвы — домом.
Места, которые выбирали наши
праотцы для молитв, отражали и то, чему учил каждый из них своих последователей.
Авраам призывал подниматься на
новый и новый уровень (поэтому гора) и увидеть, чем человек, верящий в Творца,
отличается от идолопоклонника.
Ицхак расстилал перед людьми
поле, дающее пропитание. И действительно, не изучающий Тору испытывает духовный
голод.
Яаков же — приглашал своих
последователей в дом, который был открыт для каждого. Слова «Это не что иное,
как Дом Всевышнего», означали, что путь Яакова отличается от пути его
предшественников.
на основе комментария рава Моше Штернбуха
(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)
4. Яаков — на земле и
на небе
Написано в нашей недельной
главе: «И пробудился Яаков от сна и сказал: действительно, есть Всевышний в этом
месте, а я и не знал» (Берешит, гл. 28, ст. 16).
Известно, что сон, который видел
Яаков, был пророческим. В этом сне присутствовала лестница, уходящая в Небеса,
по которой в обоих направлениях, поднимались и спускались малахим
(множественное число от слова малах, в условном переводе — ангел).
Из пророчества Йехезкеля мы
узнаем, что на Троне Всевышнего (Трон Творца, Кисе
hа-Кавод
— это Центр управления миром) имеются четыре изображения: человека, керува
(разновидность малаха), льва и орла (Танах, книга пророка Йехезкеля,
гл. 10, ст. 14). Причем, изображен там не какой-то абстрактный человек, но —
именно Яаков.
Малахим
поднимались и спускались по лестнице. В Мидраше (Мидраш Раба на
книгу Берешит, гл. 68) уточняется, что, поднявшись, они видели
изображение Яакова на Троне Всевышнего. Когда спускались — лицезрели живого
Яакова, спящего на земле.
И они открыли Яакову, что его
портрет украшает Трон Творца.
Когда Яаков проснулся, первое
слово, которое он произнес, было — «ахен» (действительно). Оно состоит из
трех букв: алеф, хаф и нун. С этих букв начинаются слова
арье (лев), керув и нешер (орел), олицетворяющие три из
четырех изображений.
«Есть Всевышний в этом месте», —
продолжает Яаков.
То есть Яакову были известны эти
три изображения, расположенные «в том месте», где «есть Всевышний» — на Троне
Творца.
Далее он произносит: «А я (в
оригинале — анохи) и не знал".
Слово «анохи» состоит из
четырех букв: алеф, нун, хаф и йод. С них начинаются
слова арье, нешер, керув и имя Яаков.
Таким образом, Яаков дает
понять, что он осведомлен о трех изображениях — керуве, льве и орле. И
возможно, отчасти — и о четвертом, об изображении человека. Но, что этот человек
он сам, Яаков узнал только от малахим.
Интересно, конечно же, как это
Яаков удостоился высочайшей чести, что его «портрет» красовался не на
какой-нибудь доске почета, но — украшал Трон Всевышнего, Центр управления миром.
Быть может, верный ответ
подскажет нам выражение «мишнато» (от своего сна), которое можно
перевести и иначе — «его учеба».
Выходит, слова «И очнулся Яаков
от сна» несут в себе и дополнительный смысл, подразумевая, что Яаков оторвался
от учебы.
Яаков целыми днями напролет и
даже ночами был погружен в Тору. Его духовное состояние вполне соответствовал
употребленному в Танахе выражению — «Да пребудет твое сердце все дни в трепете
перед Творцом» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 23, ст. 17).
Многие наши Учителя старались
брать пример с Яакова.
Например, раби Симха Буним из
Пшисхи (глава хасидской общины Пшиски — еврейского
местечка в Польше; конец 18-го – первая половина 19-го вв.) спал всего
два часа в сутки. И даже в эти два часа он не прерывал изучение Торы. В этом ему
помогали два его ученика: Ицхак из Ворки и Менахем Мендел из Коцка. Они садились
подле его кровати. И первый час раби Ицхак читал вслух Мидраш. А во второй —
раби Менахем Мендел тоже вслух штудировал книгу Зогар.
Если ученики замечали, что
дыхание рава становилось глубоким и медленным, они прерывали чтение, чтобы дать
учителю поспать. Но он тут же просыпался и начинал цитировать Мидраш или
Зогар с того самого места, на котором остановился его ученик
остановился.
на основе комментария рава Симхи Бунима из Пшисхи
(глава
хасидской общины Пшиски — еврейского местечка в Польше; конец 18-го – первая
половина 19-го вв.)
5. Мечта о бессмертии
В нашей недельной главе читаем,
что Яаков переименовывает город. Как сказано: «И нарек имя месту тому Бейт-Эль
(Дом Всевышнего), хотя Луз — имя города изначально» (Берешит, гл.
28, ст. 19).
С незапамятных времен
человечество лелеет мечту о бессмертии. Молодые люди, судя по их поведению,
считают, что уже достигли этого, и будут жить вечно. Но с возрастом, с
взрослением, для тех, кто доживает до этих лет, приходит осознание, что до
бессмертия еще далеко. И тогда они бросаются на поиски билета в вечную жизнь. А
билет, или, если хотите эликсир — у каждого свой. Кто-то называет своим именем
здание, кто-то сжигает храм. Кто-то рожает детей, передавая свои гены следующему
поколению. Кто-то пишет картину, кто-то сочиняет сонет. Кто-то открывает звезду
или комету, кто-то выводит новую формулу или доказывает теорему. Тот же, кто
обладает пониманием смысла жизни и мудростью открывает или поддерживает йешиву.
В город Луз никогда не
заглядывал Малах
hа-мавет
(в условном переводе — «ангел смерти»). Он не имел доступа или допуска в это
место. Поэтому жители Луза не умирали (см. об этом в трактате Талмуда Сота,
лист 46).
Узнав об этом, Яаков, выразил
здравую мысль о том, что место — не спасает. Даже если туда нет хода малаху
смерти, и он не может забрать требуемую душу — тот, кто должен умереть по той
или иной причине, выйдет оттуда и упадет смерти прямо в объятья.
В Талмуде (трактат Сукка,
лист 53) рассказывается такой случай.
У царя Шломо служили два писца,
два красавца — Элихорэф и Ахийа, сыновья Шиши (Первая книга Мелахим,
гл. 4, ст. 3). Однажды Шломо встретил печального, озабоченного малаха
смерти.
— Что-то ты сегодня не весел? —
спросил его царь Шломо.
— Должен я забрать души двух
твоих писцов-молодцов, отжили они свой срок.
Шломо решил во что бы то ни
стало спасти ребят. Он вызвал демонов (царь Шломо управлял также и ими) и велел
доставить Элихорэфа и Ахийю в Луз. Ведь там у этого малаха нет власти.
Демоны исполнили приказание. Они
подхватили двух писцов, и в мгновение ока те оказались во вратах Луза. Там
Элихорэф и Ахийа благополучно скончались.
На следующий день Шломо снова
встретил малаха смерти, который сиял от радости.
— Чему ты так радуешься,
экспроприатор душ?
— Мне нужно было забрать души
двух твоих ребят, — улыбнулся малах. — Причем, сделать это я мог только на
въезде в Луз. Но ты никогда не отпускал их от себя. И это делало мою миссию
практически невыполнимой. Вдруг, ты сам подрядил надъестественные силы, которые
доставили их прямо ко мне в руки. Как же мне не радоваться?!
— Ноги человека сами несут его
туда, где его судят, — заключил царь Шломо.
А мы можем добавить, что
преступника всегда тянет на место преступления.
Город Луз не может служить
прибежищем бессмертных, — заявил Яаков. — Мы никогда не встречали ни одного
жителя Луза. И знаете почему? Когда кому-то наставал срок умирать, малах
hа-мавет
всегда изыскивал способ встретить его за пределами города. Тот, кто хочет жить
вечно, должен поселиться не в Лузе, а в Бейт-Эле. И жить там, на пространстве
площадью в четыре локтя, четыре локтя галахи (галаха — еврейский
закон и предписания по соблюдению заповедей Торы). Только исполняя законы Торы,
можно стать бессмертным.
Теперь мы лучше понимаем замысел
Яакова, когда он переименовал то место, назвав его Бейт-Эль, «хотя Луз — имя
города изначально».
Когда-то люди надеялись, что
станут бессмертными, находясь в городе Луз. Но Яаков объяснил, что только
Бейт-Эль — единственное место на земле, открывающее доступ к вечности. И путь
туда лежит через соблюдение заповедей Торы.
на основе комментария рава Йосефа-Шалома Эльяшива
(один
из величайших раввинов нашего времени; Иерусалим, 1910-2012 гг.)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|