New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
Глава
ГЛАВА “Вайеце”
Место в Торе:
Книга
Берешит, гл. 28, ст. 10 — гл. 32, ст. 3.
Почему она так называется?
Первая фраза главы сообщает: “И вышел Яаков из Бэер Шевы, и пошел в
Харан...”.
И вышел на иврите — вайеце.
Обсуждение главы
Вайеце
26.11.06
В нашей недельной главе продолжается описание жизни Яакова. И начинается оно
здесь с момента, когда он оставляет родительский дом. У него на это, как мы
знаем, две причины: с одной стороны, он таким образом пытается избежать мести
Эсава, с другой — выполнить просьбу родителей и найти себе невесту. Яаков
направляется на восток — в края, где родилась и выросла его мать. Именно там, в
поле, он находит свою «суженую».
В Торе читаем: «И поднялся Яаков на ноги, и ушел в страну сынов востока.
И увидел колодец в поле, и вот там три стада овец лежат около него, ибо из
этого колодца поят стада, и камень над устьем колодца большой. Когда собирались
туда все стада, отваливали камень с устья колодца и поили овец, и затем опять
клали камень на прежнее место, на устье колодца. И сказал им Яаков: "Братья мои!
Откуда вы?". И ответили они: "Из Харана мы". И сказал он им: "Знаете ли вы
Лавана, сына Нахора?". И ответили они: "Знаем". И сказал он им: "Здоров ли он?". И они ответили: "Здоров, а вот дочь его,
Рахель, подходит с овцами". Еще он разговаривает с ними, а Рахель уже пришла с
овцами, которые принадлежали ее отцу, ибо она была пастушкой.
И было, когда Яаков увидел Рахель, дочь Лавана, брата матери своей, и овец Лавана,
брата матери своей, то подошел Яаков, и отвалил камень с устья колодца, и напоил
овец Лавана, брата матери своей. И
поцеловал Яаков Рахель, и возвысил голос свой, и заплакал» (Берешит,
гл. 29, ст. 1-6, 10-11).
На первый взгляд история знакомства Яакова со своей будущей женой — проста и
«незатейлива». И, возможно, нет ничего ни странного, ни удивительного в том, что
Яков столь быстро останавливает свой выбор на Рахели. Так в жизни бывает. Тем
более, что он, несомненно, наизусть знал семейное предание о том, как его
родители нашли друг друга, как ездил Элиэзер, слуга Авраама, в Харан — чтобы
найти невесту его отцу. И у колодца встретил Ривку. Вот и Яаков встретил
свою «судьбу» тоже у колодца.
Забегая вперед, скажем, что и встреча Моше Рабейну с его будущей женой тоже
произошла у колодца. Только — многие годы спустя…
Надо сказать, что описанная в Торе история любви Яакова на этом не
заканчивается. На этом пути его ждет еще немало испытаний. Да, он полюбил с
«первого взгляда», но развитие его отношений с любимой не стало «сказкой со
счастливым концом». Яаков оказался в изгнании, и его жизнь становится
запутанной. В изгнании правят другие законы.
Авраам, практически, имел одну жену — Сару. У Ицхака были тоже одна жена —
Ривка. Почему же по Замыслу Творца Яакову предназначались две жены? Почему его
семейная жизнь оказалась столь сложной? Более того. Почему по плану Всевышнего,
Яакову в жены достались именно две родные сестры?
Но Яаков, конечно же, о Замысле Творца тогда еще не знал. И его первый брак
был заключен против его воли. И при очень странных обстоятельствах.
В Торе об этом написано: «И оказалось поутру, что вот — это Лея! И сказал он
Лавану: "Что это сделал ты мне? Ведь за Рахель служил я у тебя, зачем же ты меня
обманул?» (Берешит, гл. 29, ст. 25).
В полной уверенности, что он женится на девушке, которую полюбил, Яаков
обнаруживает, что женился на ее сестре. Можно было бы ожидать, что Яаков
потребует расторжения брака, заключенного обманом. Но Яаков по тем или иным
соображениям не делает этого.
Действительно, у Яакова к Лавану — серьезная претензия морального характера.
Как мог Лаван нарушить слово? Ведь он обещал Яакову отдать ему в жены Рахель?
Ответ Лавана, «процитированный» в Торе, не вполне ясен: «И сказал Лаван: "Не
делается так в нашем месте, чтобы выдать младшую (дочь замуж) раньше старшей
(дочери)» (Берешит, гл. 29, ст. 26).
Во-первых, неясно, почему Лаван, по сути, не отвечает на прямо поставленный
вопрос. Ведь он дал обещание. А мог бы, в конце концов, объяснить традиции тех
мест Яакову с самого начала.
И еще непонятно, верит ли сам Лаван в то, что говорит. Если не верит, значит,
он, ссылаясь на обычаи, снова обманывает Яакова. Но даже если он в данном случае
искренне излагает собственные моральные установки, дело оборачивается так, что
он по природе своей лжец. И в течение ближайших лет Яаков в этом убедится...
27.11.06
Странно повела себя в этой истории и сестра Рахели — Лея. Как она могла
согласиться стать женой Яакова? Ведь она заведомо знала, что Яаков ее не любил,
понимала, что заполучает его в мужья с помощью обмана. Можно ли было
рассчитывать, что брак, заключенный против воли супруга, будет счастливым?
Мотивы поведения Леи разъясняет Устная Тора (Мидраш Раба к
книге Берешит, гл. 70).
В этом Мидраше пересказывается диалог, который состоялся между Яаковом и
Леей, когда он обнаружил страшную ошибку.
— Ты обманщица и дочь обманщика! — сказал Лее Яаков. — Разве бывают учителя
без учеников?
И вот что она ему ответила:
— Когда твой отец звал Эсава, ты отозвался! Теперь ты позвал, и я ответила
тебе — так же, как ты ответил тогда...
Что Лея имела в виду?
Упомянув Эсава, историю о том, как Яаков отнял у брата-близнеца
«первородство», она подчеркнула, что с точки зрения морали, ее действия, по
сути, ничем не отличаются от действий Яакова. «Мы — хорошая пара, —
звучит в ее ответе. — Потому что в решающий жизненный момент мы оба солгали».
Ответ Леи, возможно, объясняет и частично оправдывает ее поступок. Но
остается неясным, почему Яаков решил не расторгать брак с ней.
Чтобы это понять, нужно заглянуть в более глубокие слои сложившейся ситуации.
Стараясь погасить гнев Яакова, Лея, конечно же, оправдывается, но истинная цель
ее «реплики» в приведенном диалоге — объяснить Яакову Замысел Творца, так, как
она его видит. И упоминанием об Эсаве Лея предоставляет Яакову возможность
осознать, что их брак — не случайное стечение подстроенных обстоятельств.
Когда Яаков «за чечевичную похлебку» покупает у Эсава «право первенца» (см.
на сайте, к примеру,
обзор недельной главы Толдот, пятый
годовой цикл обсуждения) и идет к Ицхаку, отцу своему, за благословением, он
надевает одежды Эсава. И это — не просто удачная, технически продуманная уловка.
Смены одежды, разумеется, было недостаточно — Ицхак (который к тому времени
очень плохо видел — см. на сайте
обзор недельной главы Толдот,
второй годовой цикл обсуждения) мог распознать «подмену» по голосу, по
рукам…Поэтому, чтобы отец не заметил обмана и благословение имело силу, Яакову
нужно было в чем-то «стать Эсавом». Но без последствий это не проходит. Плохое,
даже если оно допущено в форме «игры», некоего лицедейства, «прилипает» к
человеку. Это и произошло с Яаковом. Ради отцовского благословения он сыграл под
Эсава, и что-то от сути брата на какое-то время осталось в нем.
Напрашивается и другой вопрос: зачем Лее нужен был муж, который ее не любил —
да еще настолько, что она решилась заполучить его обманным путем? Ведь ей хорошо
было известно, что «сердце его принадлежит» сестре ее, Рахели.
Ответ на этот вопрос дан в тексте Торы, где написано: «А у Леи глаза слабые»
(Берешит, гл. 29, ст. 17).
Что это значит — «слабые глаза»? Какую информацию несет в себе данное
определение?..
28.11.06
Устная Тора (Мидраш Раба к книге Берешит, гл. 70)
разъясняет, что глаза Леи «ослабели» от слез. А страдала и плакала она, потому
что предполагалось, что Лея предназначается в жены Эсаву (а ее младшая сестра
Рахель — Яакову). В слезах Лея молилась Всевышнему и просила Творца избавить ее
от такой участи. Ее не радовала перспектива стать женой злого и безнравственного
человека.
Велика сила молитвы, — говорил рав Ѓуна (великий Учитель Талмуда
второго поколения, 3-й век). И в качестве примера приводил ситуацию с Леей. Ее
молитвы, — подчеркивал он, — аннулировали «приговор», и Лея стала женой Яакова.
Есть в истории женитьбы Яакова на Лее и иная «подоплека»: Лея предназначалась
в жены Эсаву, а Рахель — Яакову. Яаков, обманул отца и, «став в чем-то Эсавом»,
теперь должен был взять на себя и духовную роль Эсава. Часть отведенной Эсаву
духовной работы состояла в создании союза с Леей. Вот она и объяснила
новобрачному, что их супружество — прямое следствие действий Яакова и
наставлений его матери, Ривки.
Учителя исследуют в Торе эпизод, когда Лея встретила Яакова, возвращавшегося
с поля — «И когда Яаков шел с поля вечером, вышла Лея навстречу ему и сказала:
"Ко мне войдешь, ибо я наняла тебя за мандрагоры сына моего". И лег он с ней в
ту ночь» (Берешит, гл. 30, ст. 16).
И обращают внимание на то, что здесь, когда речь идет о ночи, Яаков не назван
по имени, но сказано, что с ней, с Леей в ту ночь «лег он» (книга Зоѓар,
к недельной главе Вайеце).
Тем самым Тора сообщает нам, — подчеркивает Аризаль (раби Ицхак Лурия
Ашкенази, один из крупнейших каббалистов; Эрец Исраэль, 16-й век), — что
в Яакове совмещались как бы две личности: Яаков и Исраэль. Яаков был
женат на Рахели, а его «второе я», идентифицированное с именем Исраэль женился
на Лее. Этот феномен не имеет ничего общего с известным в психиатрии
«раздвоением личности». Суть тут в том, что у Яакова были две миссии, и каждая
из его двух жен как бы символизирует одну из них.
Из двух жен Рахель все же оказывается главной.
Если Яаков должен был встретить суженую у колодца, — замечает раби Элазар
(великий великий Учитель Мишны, 2-й век), — то почему же вместо Рахели туда не
пошла Лея. Тем более, что и она в будущем окажется праматерью для многих колен
Израиля?
Ответ состоит в том, что Всевышний, судя по всему, хотел, чтобы брак с Леей
состоялся тайно. Таков был План Творца. Даже для самого Яакова это было полной
неожиданностью. Ведь в Торе написано: «И оказалось поутру, что вот — это Лея!».
И определяющий момент в этом — любовь Яакова к Рахели, его восхищение ее
красотой, — объясняют Учителя. — Все было устроено так, чтобы чувство его к
Рахели оставалось сильным и ярким, чтобы свой «основной дом» он построил именно
с нею (Зоѓар, к книге Берешит).
Брак Яакова с Леей был частью Плана Всевышнего, но — скрытого.
В книге Зоѓар говорится, что «главной женой» Яакова всегда
оставалась Рахель. А Лея являлась как бы неким духовным «дополнением» к Рахели.
Как же нам это понимать?
В действительности души Рахель и Леи, — сообщают Учителя, — составляли одну
душу. Такая ситуация стала возможной после того, как Адам и Хава совершили свою
роковую ошибку. Если бы они не стали есть запрещенный плод, их души были бы
соединены (см. на сайте, к примеру,
обзор недельной главы Берешит,
пятый годовой цикл обсуждения). Тогда, быть может, не было бы разделения между
высшими и низшими мирами.
Но если история брака Рахели с Яаковом более или менее ясна, то все, что
связано с Леей, скрыто от нас завесой тайны. Анализируя еврейские
первоисточники, Учителя задаются вопросом: что же она представляла собой, если в
информации о ней — сплошные загадки?..
29.11.06
Устная Тора свидетельствует, что Лея олицетворяет собой высшие миры, которые
для человека непостижимы
В Торе на это немало намеков. Из ее текста, известно, например, что Лея была
похоронена в месте, скрытом от «досужих» глаз — в пещере Махпела. А Рахель
похоронили у дороги. Как сказано: «При переходе моем из Паддана умерла у меня
Рахель в земле Кенаанской, на дороге, немного не доходя до Эфраты, и я похоронил
ее там, у дороги в Эфрату…» (Берешит, гл. 48, ст. 7).
Все благословения, — подчеркивают Учителя, — приходят из двух миров —
открытого и скрытого. Хотя весь мир в целом имеет свое начало в высших мирах (Зоѓар,
к книге Берешит).
Глубочайший анализ еврейских первоисточников приводит наших Учителей к
выводу, что Рахель, «основная» жена Яакова, в определенном смысле являлась для
Яакова, сыновья которого заложили основы для формирования еврейского народа,
«хранительницей» Шехины (Божественного Присутствия — см. на сайте ответ
«Шехина — святой дух…»).
К моменту, когда родился двенадцатый сын Яакова — Биньямин, Шехина от
Рахели перешла ко всей общине Израиля. И тогда Рахель, произведя на свет второго
сына, умирает. Ее хоронят у дороги (в Египет). Впоследствии она станет
«молчаливой свидетельницей» ухода ее детей в изгнание. И оттуда, с того самого
места, она будет молить Всевышнего, чтобы Шехина не оставила их.
Яаков, обладая пророческими способностями и глубокими знаниями в Торе, знал,
что как только появятся на свет родоначальники всех колен Израиля, Шехина
перейдет к ним. Знал он, что сразу же после этого Рахель должна будет уйти в мир
иной, ибо — выполнит свое «задание», с которым ее душа пришла в наш мир.
Еврейская традиция передает нам, что нижние «этажи» миров предназначались
Яакову (а позднее — Моше). Но это предназначение не могло реализоваться
полностью до тех пор, пока численность сынов не возрастет настолько, чтобы
получить возможность «притягивать» Шехину.
Эта возможность появилась, когда был заложен фундамент формирования колен
Израиля (родились главы колен), фундамент, с которого началось «строительство»
(формирование) народа Израиля, как единой общности (Зоѓар, к книге
Берешит).
Отношения между Рахелью и Леей, точнее — «распределение ролей» между ними,
позволяют нам понять суть еще одной концепции, рассмотренной в Устной Торе.
Мидраш сообщает, что Лея и Рахель одновременно были в положении. Одна из них
носила в своем чреве Йосефа, другая — дочь Дину.
Проанализировав тексты, Учителя приходят к выводу, что именно Рахель поначалу
была беременна Диной. Но она молилась Всевышнему, чтобы Он послал ей сына. А Лея
хотела, чтобы у нее была дочь. Творец услышал молитвы обеих женщин, и эмбрионы
«поменялись местами».
Такова сила молитвы.
В Торе, в посвященном Лее отрывке написано: «Потом она родила дочь и нарекла
ей имя Дина» (Берешит, гл. 30, ст. 21).
В Устной Торе (Мидраш Раба) дается интересная информация,
разъясняющая «правила действия» молитв с просьбой дать ребенка определенного
пола.
Если, к примеру, чья-то жена в положении, — сказано здесь, — и он молится
Всевышнему, чтобы Он сделал так, чтобы она была беременна сыном, это — напрасная
молитва.
Речь в данном случае идет о женщинах на поздних сроках беременности, —
уточняет раби Янай (великий Учитель Талмуда; 3-й век).
То есть, так же, как горшечник, может изменить форму готового к обжигу
изделия, Всевышний может все изменить в процессе формирования ребенка в
материнской утробе…
30.11.06
После рождения Йосефа, — сообщает Мидраш (Мидраш Раба к книге
Берешит), — Рахель молилась Всевышнему и просила дать ей еще
одного сына. Как написано: «…И нарекла ему имя Йосеф, говоря — дай мне,
Всевышний, и другого сына» (Берешит, гл. 30, ст. 24).
Наши праматери были пророчицами, — пишет рав Ханина бен Пази. — Рахель не
просила Всевышнего ниспослать ей сыновей. Она молилась Ему, прося дать еще
одного сына. Рахель знала, что для формирования народа Израиля необходимы
двенадцать сыновей. А у Яакова на тот момент было еще одиннадцать сыновей. И
Рахель очень хотелось, чтобы двенадцатый был ее ребенком.
Иную грань Истины открывает в этой истории раби Ханина (великий Учитель
Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век).
Души всех праматерей как бы собрались и молились Всевышнему, — отмечает он. —
И просили, чтобы Он наградил Рахель еще одним сыном.
В числе праматерей, молившихся, чтобы Рахель в результате своей второй
беременности родила именно сына, была, разумеется, и Лея. Если Яаков и Эсав
враждовали между собой, то жены Яакова действовали сообща, стремясь к общей
цели.
Но ведь Рахель в определенный период замужества завидовала сестре. Она
мечтала иметь детей. Лея рожала, а у нее, у Рахели, детей долго не было. В Торе
об этом сказано: «И увидела Рахель, что не родила Яакову, и позавидовала
Рахель сестре своей, и сказала Яакову — дай мне детей, а если нет — я умираю» (Берешит,
гл. 30, ст. 1)
Разве зависть — хорошее чувство?
Написано в Мишлей (Притчи царя Шломо), — цитирует раби Ицхак
(великий Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, конец 3-го века), — «Да не
позавидует сердце твое грешникам» (Мишлей, гл. 23, ст. 17).
Из этого следует, что недостойно завидовать тому, кто, к примеру, нажил
богатство, обманывая других. Но в случае с Рахелью речь идет о ее благородных
устремлениях. То чувство, которое испытывала Рахель, можно, скорее, назвать не
завистью, а — горечью.
Рахель, — подчеркивает раби Ицхак в своем исследовании, — в «зависти» своей
подвергала свое поведение глубокому анализу. Она воспринимала ту ситуацию, что у
нее не было детей, как результат совершенных ею ошибок. И искала, где и в
чем они были допущены. И это не мешало ей любить и уважать сестру, вторую
(хронологически — первую) жену Яакова.
В нашей недельной главе читаем: «И было после того, как Рахель родила Йосефа,
сказал Яаков Лавану: "Отпусти меня, и уйду в свою страну» (Берешит,
гл. 30, ст. 25).
Анализируя этот отрывок Учителя задаются вопросом: как связана идея Яакова о
возвращении «в свою страну» с рождением Йосефа?
И заключают, что Яаков видел в родившемся у него от Рахели сыне Йосефе
защитника перед Эсавом. Поэтому и решил, что теперь, когда он появился на свет,
можно возвращаться домой.
Еврейская традиция разъясняет, что Яакову было известно — злейший враг
Израиля Амалек (потомок Эсава) падет от руки потомков Рахели. И в Танахе об этом
сказано: «Поэтому слушайте решение Всевышнего, которое принял Он об Эдоме
(прозвище Эсава — см. на сайте
обзор недельной главы Толдот,
второй годовой цикл обсуждения; в данном случае речь — о народе, который
произошел от Эсава)… что задумал Он по поводу жителях Теймана. Истинно, что
самые малые из овец (речь — о потомках Биньямина) поволокут их и опустошат
жилища их» (книга пророка Иермиягу, гл. 49, ст. 20).
Почему они названы «самые малые из овец»? — спрашивают Учителя. И отвечают:
потому, что они самые юные из всех колен Израиля» (Мидраш Раба к
книге Берешит, гл. 73).
Эсав, который должен был вступить в брак с Леей, женился на дочери Ишмаэля
(сына Авраама от служанки Сары Агари). В этом браке у него родился сын Элифаз,
который, в свою очередь, женился на женщине по имени Тимна. В союзе Элифаза и
Тимны и появился на свет Амалек.
Тимна была принцессой. Она хотела принять иудаизм. Но из этого ничего не
получилось. И она как бы принесла себя в жертву, согласившись вступить в брак с
Элифазом. Она стремилась быть ближе к роду Авраама, Ицхака и Яакова.
Но почему именно потомков Рахели Всевышний наделил силой, способной одолеть
Амалека?
Рахель должна была стать единственной женой Яакова, — дает разъяснение этому
рав Йонатан Эйбешиц в своей работе Яарот Дваш (том 1). — И все же,
пожертвовав многим, она согласилась стать его второй женой. И ее даже не
похоронили вместе с Яаковом. Если Амалек черпает свою силу в самопожертвовании
Тимны, то сила, способная одолеть Амалека, должна иметь тот же источник —
самопожертвование (Рахели).
Рахель, влюбленная в Яакова, но, не желая перечить воле отца, с достоинством
приняла «изменение плана». И сделала все, чтобы ее сестра Лея не чувствовала
себя униженной под хупой. Она с присущей ей стойкостью поборола в себе
чувство ревности, согласившись на роль второй жены Яакова, смирилась с
необходимостью «делить» своего мужа с сестрой.
Не было ревности по отношению к сестре и у Леи. Когда Рахель носила в своем
чреве ребенка, страстно желая, чтобы у нее родился мальчик — родоначальник
колена, Лея своими молитвами помогла осуществить мечту Рахели.
Сестер объединяла неразрывная духовная связь, благодаря которой был создан
народ Израиля. Праведность Рахели и Леи послужила защитой сынам Израиля от
врагов. Их заслуги перед Небом защищают еврейский народ и сегодня…
Автор текста рав Ари Кан
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|