О Трактате Санѓедрин
Трактат Санѓедрин
13.09.02
Лист 2
Первая глава нашего трактата определяет полномочия
каждого из трех видов судов.
Как видно из Введения в Трактат (см. на сайте —
Введение к трактату Санѓедрин),
в судебной структуре существует два вида Высшего суда —
просто Высший и Центральный. В дальнейшем словом Санѓедрин
мы будем называть главный, Центральный суд. Тот, что
рангом пониже будем именовать — “региональный”, малый
санѓедрин
или — “Суд 23-х” (почему “23-х” — выяснится в
дальнейшем).
Третий вид суда, низший уровень судебных инстанций —
это обычный раввинский суд (на иврите — бет дин).
Главную тему первой главы трактата задает первая
Мишна. В ней читаем:
Обычный раввинский суд
(бет дин)
состоит из трех человек. Этот суд уполномочен
рассматривать:
— имущественные споры;
— вопросы, связанные с воровством и нанесением
телесных повреждений;
— случаи изнасилования; а так же — совращения
малолетних;
—
другие случаи нарушения законов Торы, за которые
полагались телесные наказания
(удары плетью).
Обычный раввинский суд устанавливает также
точную дату начала нового лунного месяца (а,
следовательно — даты праздников в соответствующем
месяце)…
Малый Сан ѓедрин
состоит из 23-х судей. Этот суд уполномочен
рассматривать:
— нарушения законов, за которые могут
присудить смертную казнь;
— случаи, когда возникает необходимость
наказать животное, которое убило человека (в
определенных ситуациях дальнейшая судьба животного — к
примеру, быка — если он нанес человеку смертельный удар
и его не уничтожили на месте, зависит от решения суда).
В составе Верховного Суда — Сан ѓедрина
—
71 судья. Только этот Суд уполномочен выносить решения в
случаях:
—
идолопоклонства отдельного колена (из 12-ти колен
народа Израиля; имеется в виду ситуация, когда
большинство представителей того или иного колена перешло
в другую религию);
—
лжепророчества
(когда кто-то от имени Всевышнего призывает внести в
Тору какие-либо изменения).
Кроме того, только Верховный Суд вправе
определять и изменять точные границы города Иерусалима и
Двора Храма.
Далее Мишна находит доказательства в Торе,
подтверждающее, что именно такое количество судей должно
быть в составе каждого из судов всех трех уровней.
Положение, что в состав Санѓедрина
должен входить 71 судья, вытекает из фразы Торы, в
которой Всевышний велел Моше подобрать некоторое число
мудрых “старейшин народа” и вместе с ними образовать Суд
(Санѓедрин):
“Собери Мне семьдесят человек из старейшин (мудрецов)
Израиля” (Бамидбар, гл. 11, ст. 16).
Чтобы понять логику создания малого санѓедрина
из 23-х человек, надо вспомнить, что еврейская община
должна состоять, как минимум, из десяти взрослых
евреев-мужчин.
В контексте судопроизводства при
рассмотрении сложных случаев, в Торе сказано: “Община
будет судить… и община оправдает…” (Бамидбар, гл. 35,
ст. 24-25). Следовательно для вынесения наказания
необходимо 10 человек, но и для оправдания — тоже
требуется 10 человек. Итого, получается 20 судей.
Но это еще не все. Приговор выносится
большинством. Следовательно нужен 21 судья.
Однако и этого недостаточно. В Торе читаем:
“Не склоняйся вслед большинству для плохого дела” (Ваикра,
гл. 23, ст. 2). Эту фразу следует понимать так, что для
осуждения (в этом смысл слов — “плохое дело”)
виновного недостаточно просто “большинства”, требуется
перевес, как минимум, в два голоса. В случае, когда 10
судей хотят оправдать человека, чтобы вынести ему
наказание, надо, чтобы 12 человек проголосовали за его
осуждение. Итого — 22 судьи. Но, поскольку число сущей в
составе суда не может быть четным, чтобы принять
решение, в составе малого
санѓедрина
должно быть 23 судьи.
Автор
текста Элиягу Эссас
14.09.02
Лист 3
Всевышний даровал еврейскому народу Тору
Письменную и Тору Устную, которые составляют, по сути,
одно целое. И если в Письменной как будто бы не
отмечено, что судебное разбирательство по имущественным
делам производится тремя судьями, об этом прямо
говорится в Устной.
Однако, как мы уже знаем из практики,
анализируя предыдущие трактаты, это лишь указание, что и
в Письменной Торе это зафиксировано, но — в
зашифрованном виде. Обнаружив законы, выражающие Волю
Всевышнего, мы имеем возможность выявить принципы,
обуславливающие конкретные законы, по которым живет
еврейский народ.
Выявлением таких принципов и занимается
Талмуд на третьем и четвертом листах трактата
Санѓедрин.
Сказал раби Йошия (Учитель Мишны,
конец 2-го века): в 22-й главе Торы в книге Шемот
судья под именем Элоѓим (в других местах Торы под этим
именем раскрывает Творец свою сущность в сфере
Управления всеми силами бытия; это имя имеет Святость и
произносить его можно только в молитвах)
упоминается трижды. В одном месте книги Шемот
сказано: “И приблизится человек к Элоѓим (для клятвы о
своей непричастности к преступлению)” (гл. 22, ст. 7). В
другом говорится: “К Элоѓим придет разбирательство между
двумя” (гл. 22, ст. 8). И еще — в том же стихе: “…того,
кого признает виновным Элоѓим”. И это троекратное
упоминание указывает на то, что имущественные споры
должны разбирать три судьи.
Однако раби Йонатан (коллега раби
Йошия) усматривает в приведенных цитатах иную грань
Истины. Первое упоминание имени
Элоѓим (ст. 7) дает понять, что судья должен быть
знатоком Закона, — говорит он. — Два других показывают,
что такие дела разбирают два судьи. Необходимость
введения в состав суда третьего судьи вытекает из других
слов Торы: “Следуй (в решении суда) — за большинством” (Шемот,
гл. 23, ст. 2). А поскольку два судьи, рассматривая
дело, могут разделиться во мнениях, в состав суда
следует добавить третьего.
Талмуд пытается выяснить, есть ли в словах
раби Йошия и раби Йонатана глубокое противоречие.
Принципиальна ли позиция раби Йошия, когда он говорит
что все три упоминания имени Элоѓим — указание на число
судей в суде, беря в расчет и первое упоминание? Почему
он в своем рассуждении не использует другой фрагмент
Торы — “следуй за большинством”?.. Может, он, вслед за
раби Иеѓудой (Учитель Мишны, 2-й век) полагает, что
Высший суд —
Санѓедрин
состоит не из 71-го, а из 70-ти судей (35 на 35; о
количестве судей в Санѓедрине
— см. на сайте
лист 2
трактата Санѓедрин),
как прямо сказано Всевышним Моше Рабейну — надо выбрать
70 старейшин?..
Учителя времен Тосафот (Испания,
Франция и Германия, 12-13 вв.) отмечают, что раби Иеѓуда
говорит, что в Александрии были золотые пьедесталы под
креслами судей, числом — 71, а, следовательно в Санѓедрине
было столько же судей. Позицию
раби Иеѓуды Учителя Тосафот объясняют так:
изначально в Санѓедрине
было 70 судей, а 71-м был Моше — который стоял над ними.
Так и в последующих Санѓедринах
был один судья, выдающийся мудрец, который стоял над
остальными.
Что же касается темы нашего разговора,
будем иметь в виду, что раби Иеѓуда в своих рассуждениях
имел в виду только состав Санѓедрина.
Мы же на нашем листе ведем речь об обычных судах.
Талмуд возвращается к фразе из Торы, где
сказано —
“следуй за большинством” и задается вопросом: как
трактует эти слова раби Йошия?
Раби Йошия, — делает вывод Талмуд, —
относит эту фразу лишь к такому суду, в котором
рассматривается вопрос жизни и смерти преступника. А в
таких случаях, как мы прочли в Мишне, чтобы оправдать
подсудимого, перевеса в один голос недостаточно. Нужен
перевес в два или больше голосов.
Для установления численности состава
обычного суда подтверждение других фраз из Торы не
требуется. Ибо из фразы о Санѓедрине
ясно, что в составе суда должно быть не менее 3-х
человек.
И если для решения судьбы преступника —
присудить ему смертную казнь или оправдать — необходим
перевес в два голоса, то для вынесения решения в бытовых
спорах — в один. И минимальное число судей для разбора
подобных дел — три.
Автор текста
Ханох Лернер
Трактат Санѓедрин
Трактат Санѓедрин
Введение
Напомним: мы изучаем трактаты четвертого (из шести) раздела Устной Торы. Весь
этот раздел посвящен исследованию и установлению путей достижения Истинной
Справедливости (подробнее
см. на сайте Введение к трактату Бава Кама).
Предыдущие трактаты —
Бава Кама,
Бава Мециа
и
Бава Батра
— рассматривают все аспекты поиска Справедливости в сфере человеческих
взаимоотношений, когда речь идет о спорном имуществе. А поскольку имущество —
бесконечно емкое понятие, в этих трактатах говорится практически обо всем, с чем
человеку приходится сталкиваться.
Основные темы трактата Санѓедрин, к изучению которого мы
приступаем, логически вытекают из содержания предыдущих. Теперь нам предстоит
узнать о средствах и “инструментах” достижения Справедливости.
Очевидно, такую цель можно реализовать, только если само общество и
государство строятся на принципах Истинной Справедливости. И это, естественно,
означает, что общественное устройство должно опираться не на придуманную людьми
переменчивую законность, но — на Законы которые дал человечеству Творец мира. Об
этом и пойдет речь.
В конце трактата (в последней) главе дается анализ основных положений нашего
мировоззрения, “методология” нашей подготовки к “Дням Машиаха” и завершению
“материалистического”
этапа всей человеческой истории (завершению шестого тысячелетия).
Но до этого мы ознакомимся с принципами судопроизводства, сущностью структур
исполнительной и законодательной власти, “механизмами” назначения наказаний и
освобождения от них и т.п.
Само название трактата — Санѓедрин
—
представляет собой сочетание слов соней
ѓадрат
(паним)
ба-дин (что
в переводе на русский язык означает — “не
терпящие искажений в судопроизводстве”).
При этом, по грамматическим правилам ряд гласных при соединении слов меняются.
О ком идет речь? Кто “не терпит искажений” ?
— Судьи Верховного суда. Поэтому слово Санѓедрин
обозначает и
— “Верховный суд”.
Уточним: в истинно еврейском государстве, в отличие от всех других стран,
Верховным судом называется не только Центральный, но и региональный суд,
уполномоченный определять наказания любого уровня — вплоть до самого высшего.
Главное — без искажения.
Трактат
Санѓедрин
— один из самых разнообразных по темам и ассоциативности мышления во всем
Талмуде.
Автор
текста Элиягу Эссас
Новая страница 1
|