РЕЭ 
"РЕЭ"
РЕЭ 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"РЕЭ"

Август 9, 2020   19 Ав 5780

До субботы - 6 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Женский   
дневник
   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Отзывы и    предложения   
Почта   
English   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(19.09 - 20.10.20)
Йом Кипур
10 Тишри
(28.09.20)
Суккот
15-21 Тишри
(03 - 09.10.20)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(10.10.20)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(10 - 11.10.20)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(11.12 - 17.12.20)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(25.12.20)
Ту би-Шват
15 Шват
(28.01.21)
Пурим
14 Адара
(26.02.21)
в Иерусалиме -
15 Адара
(27.02.21)
Песах
15-21 Нисана
(28.03 - 03.04.21)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(28.03 - 03.04.21)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(08.04.21)
День памяти павших 
3 Ияра
(14.04.21)
День независимости Израиля
4 Ияра
(15.04.21)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(30.04.21)

День Иерусалима
28 Ияра
(10.05.21) 
Шавуот
6 Сивана
(17.05.21)
В диаспоре 6-7 Сивана
(17.05 - 18.05.21)
Девятое Ава
 9 Ава
(18.07.21)
 



Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О ЛИСТАХ ТАЛМУДА

О ТАЛМУДЕ


 


О Трактате Зевахим



Трактат Зевахим

Трактат Зевахим

Лист 70

На нашем листе Талмуд продолжает анализировать Мишну предыдущего листа (см. на сайте обзор листа 69), углубляясь в исследование деталей ее положений.

Во второй части прошлого обзора речь, как мы помним, шла о духовном воздействии на человека съеденного им куска мяса голубя, принесенного в Храме, в случае, если, вопреки установленным правилам, для приношения была использована смертельно больная птица. Напомню, что с точки зрения раби Меира (один из крупнейших Учителей Мишны, 2-й век), таме (то есть - духовно нечистым) человек в этой ситуации не становится.

Для дальнейшего обсуждения важно повторить: шехиту (когда животное, с помощью специального ножа, режут обусловленным в Торе, безболезненным способом) в обычных, бытовых условиях (вне Храма) делают всем пригодным для употребления в пищу, кошерным животным, в том числе - и птицам; в Храме, по законам, регламентирующим процедуры приношения, шехита применима лишь для крупного и мелкого рогатого скота, для предназначенных для приношения в Храме птиц существует иной способ умертвления - мелика (в процессе которой ножом не пользуются).

Вспомним и еще одно универсальное для всех приношений в Храме правило: выбранное для этой цели животное (включая птиц) не должно иметь врожденных или приобретенных физических дефектов.

Обсуждая позицию раби Меира, Учителя рассматривают проблемы биологического характера - чтобы выяснить, что подразумевается под понятием «физический дефект».

В самом деле, смертельная болезнь предназначенной для приношения в Храме птицы, - отмечает Талмуд, - могла быть при ее отделении не очевидной, и признаки ее обнаружились только после мелики. Следовательно, в законе об отборе предназначенного для приношения животного речь идет именно о видимых физических пороках (скажем, у птицы - сломано крыло и т.п.).

Делая вывод, что человек, отведавший мяса смертельно больной птицы, не становится таме (духовно нечистым), раби Меир не имел в виду мясо птицы, у которой был видимый физический порок, - уточняет раби Йоханан (величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век).

Иную грань Истины в этом вопросе, исследуя точку зрения раби Меира, усматривает раби Элазар (великий Учитель Мишны, 2-й век).

Безусловно, по закону предназначенная для приношения в Храме птица не должна иметь физических пороков, - говорит раби Элазар. - Однако раби Меир, учитывая человеческую психологию, зная, что человек способен совершать ошибки, невольно нарушить закон (положим, ответственный за осуществление процедуры приношения коэн - служитель в Храме - не заметил физический недостаток), расширяет границы проблемы. Вот он и рассматривает ситуацию, включающую вероятность того, что мелика была сделана птице с физическим дефектом. Тщательно изучив проблему, он приходит к выводу, что даже в этом случае мясо птицы не приобретает туму (духовную нечистоту). Поэтому и человек, положивший в рот кусок этого мяса, не становится таме.

«Кошерность», «пригодность для приношения в Храм» и - «состояние духовной нечистоты», по сути своей, пусть определенным образом связанные между собой, но все же разные, лежащие в разных плоскостях понятия, - подчеркивает Талмуд. - Далеко не всегда проявляется влияние одного - на другое.

В подтверждение этого высказывания Талмуд приводит цитату из Торы, где сказано: «Внутренний (надпочечный) жир невелы (животного, убитого некошерным способом - то есть животное, скажем, сорвалось со скалы и разбилось)... нельзя есть, но использовать для всякой работы - можно» (Ваикра, гл. 7, ст. 24).

О чем здесь говорит нам Тора?

Если некошерным жиром можно пользоваться для каких-то целей, кроме еды, значит, он не получает туму и считается таѓор (духовно чистым). В противном случае, человеку нельзя было бы к нему даже прикасаться...

Автор текста Барух Шнайдер

Трактат Зевахим

Лист 71

На нашем листе Талмуд анализирует особые случаи, когда отделенные для приношения в Храме животные становятся для этой цели непригодными (или изначально были непригодными, но имели столь неочевидный «дефект», что хозяева их о нем не ведали).

Мишна этого листа формулирует законы, регламентирующие отбор и пригодность животных для приношения в Храме:

Непригодны для приношения в Храм:

- теленок, рожденный от быка, который стал объектом приношения категории хатат (искупительное приношение, которое символизирует раскаяние и искреннее желание исправить ошибку);

- животное, предназначенное для приношения хатат, хозяева которого, не успев осуществить свое намерение, умерли;

- животное, изначально отделенное для приношения хатат, взамен которого в Храме было принесено другое животное;

- животное, которое предназначалось для приношения хатат, но в процессе ожидания (когда его поведут в Храм) - приобрело какой-либо физический недостаток.

Бык, который убил человека (и этому есть хотя бы один свидетель или сами хозяева быка признаются в этом), или был отделен для ритуала поклонения идолу, или - сам был объектом поклонения в ритуалах идолопоклонников для приношения в Храм - не пригоден.

Не пригоден для приношения в Храм также бык, который болен, или при его рождении корове, матери его сделали кесарево сечение....

Поскольку быки стоят дорого и пустить их на мясо, а для Храма выделить другое животное - «роскошь», доступная далеко не каждому, Мишна дает рекомендацию:

Пусть такой бык пасется (отдельно от стада), пока не приобретет какой-либо дефект. Тогда его можно продать, а на вырученные деньги - купить животное для приношения в Храме.

Обратим внимание на то, что предназначенные для приношения в Храм животные, как мы узнаем из содержания Мишны, должны содержаться отдельно от стада, состоящего из обычных, используемых в хозяйстве животных. Более того. Уже на стадии отделения особей (до момента, когда животных приводят в Храм), важно, для какой категории приношения они предназначаются и от чьего имени будут принесены в Храм.

В Мишне по этому поводу говорится:

Если вместе пасутся предназначенные для приношения в Храме определенного (одного и того же) вида животные, но принадлежат они разным хозяевам (и хозяева их перепутали - не могут точно сказать, какое из них кому принадлежит), животные эти будут служить корбаном (приношением в Храм), каждое - от имени одного из владельцев.

Если вместе паслись животные, предназначенные для приношений разных видов (к примеру, одно должно было стать объектом приношения ола - символизирующего тотальную близость к Творцу, и мясо такого корбана сжигается полностью, другое предназначалось для приношения шеламим - символизирующего хорошее настроение и благодарность Творцу; этапы окропления кровью в процедурах приношений этих видов имеют существенные различия), они становятся непригодными для приношения в Храм.

В таких случаях надо пасти их, пока они не приобретут какой-либо физический недостаток, затем лучшего из них - продать (посвященное Храму и не имеющее дефектов животное продавать нельзя, ибо оно обладает довольно высоким уровнем концентрации духовности), а на вырученные деньги - купить животное для приношения в Храме.

В процессе обсуждения Мишны Талмуд отмечает, что даже тот бык, которого отделили для приношения в Храм, но содержали в одном стаде с быком, который убил человека, уже не может стать объектом приношения. И также, как нельзя продавать быка, которого по приговору бет дина (еврейского суда) за убийство следовало забить камнями, не разрешалось продавать (чтобы на вырученные деньги приобрести другую особь для приношения в Храм) и животное, которое содержали рядом с быком-убийцей. То же правило распространяется и на совместное содержание предназначенного для приношения быка с животным, которое отделили для ритуала поклонения идолу или который сам был объектом поклонения.

Талмуд делает и еще одно важное уточнение: если взамен ставшего непригодным для приношения в Храме животного, подождав, пока оно не получит какое-то увечье, покупают - другое, это другое животное должно служить объектом приношения той категории, для которой предназначалось первое...

Автор текста Моше Гойхберг

Трактат Зевахим

Лист 72

На нашем листе Талмуд углубляется в исследование Мишны, помещенной на предыдущем листе (см. на сайте обзор листа 71).

Из содержания Мишны следует, - подчеркивает Талмуд, - что в случае, если в стаде пасли животное, которое принимало участие в ритуале поклонения идолу, или - быка, убившего человека, любая особь этого стада для приношения в Храм не пригодна.

Но ведь в законах кашрута, к примеру, - отмечают некоторые Учителя, - есть правило «соотношения»: если к кошерному продукту примешивается очень малое количество (его максимальные рамки указаны в правилах) продукта, непригодного для еды, пища остается кошерной. Можно ли по аналогии с этим считать, что в ситуации, когда стадо - достаточно большое, а «печать непригодности» - лишь на одной особи, пасущейся в нем, остальные (при условии, что сами по себе они имеют все необходимые для приношения в Храме качества) для того, чтобы стать корбаном (приношением в Храме) годятся?

Нет, - отвечает Талмуд на этот вопрос. - Здесь легитимна иная аналогия - с яин несех (вино, предназначавшееся для ритуалов поклонения идолам, использовать которое каким бы то ни было образом еврею запрещено - см. на сайте, к примеру, обзор листа 56, трактат Авода Зара). В законах об яин несех сказано: если хотя бы капля такого вина попала в кошерное вино, его уже нельзя ни продать, ни использовать (см. на сайте, к примеру, трактат Авода Зара: обзор листа 66, а также - обзор листа 73).

Так же и с животными, предназначенными для приношений в Храме. Недаром говорят: «Одна паршивая (к примеру, каким-то образом связанная с идолопоклонством) - все стадо портит». И численность поголовья скота в стаде принципиального значения тут не имеет.

Приводит Талмуд и другую аналогию.

По законам Торы, запрещается сажать и выращивать вместе растения разных видов. Допустим, в винограднике - сеять пшеницу. На нашем листе дается такой пример: специи тильтам (сделанные из сушеных трав и очень дорогие), взятые с поля, на котором вместе растут деревья и зерновые, использовать нельзя - их необходимо сжечь.

В случае, если такие специи смешали с другими специями, - уточняет раби Меир (один из крупнейших Учителей Мишны, 2-й век), - сжечь необходимо всю смесь.

Впрочем, другие Учителя усматривают в этом вопросе иную грань Истины.

Если количество разрешенных для употребления в пищу специй в смеси в 200 раз больше, чем запрещенных, - говорят они, - использовать смесь разрешается.

Исследуя проблемы запрета на смеси, Учителя выводят правило, точнее - дают перечень исключений: этот запрет не распространяется на шесть видов особо ценных продуктов - орехи, собранные в районе Парах; гранаты из Бадана; запечатанные бочки с вином; пучки спаржи; кочаны капусты и греческая тыква. Иными словами, если к таким «объектам» в очень незначительном количестве примешивается что-то запрещенное, использовать их разрешается.

Раби Акива (величайший Учитель Мишны, 2-й век) добавляет к этому списку испеченные в домашних условиях хлебные караваи (во времена Талмуда в пекарнях делали караваи, как правило, меньших, чем - дома, размеров).

Все, что имеет большую ценность и продается по счету, - подчеркивает раби Меир, - не терпит запрещенных для использования «примесей» даже в минимальных количествах.

К этой категории «объектов», безусловно, относятся и животные, которые, сами по себе, имеют большую ценность и стоят дорого, а если речь идет о животных, предназначенных для приношения в Храме - тем более. Ибо такой скот приобретает несоизмеримо большую ценность...

Автор текста Моше Гойхберг

Трактат Зевахим

Лист 73

На нашем листе Талмуд продолжает анализировать законы, регламентирующие использование «объектов», которые, сами по себе, разрешены для посвящения Храму (или для отделения в пользу коэнов - служителей в Храме), но, получив некую «запрещенную добавку», становятся для этой цели непригодными (см. на сайте обзоры листов 71 и 72).

Здесь приводится пример с инжиром. Отметим, что инжир когда-то хранили в спрессованном виде - инжирная масса формировалась в круглые лепешки, которые хранились в специальной посуде.

Если лепешки инжира, отделенные для трумы (часть урожая, которая отдавалось коэнам - служителям в Храме), были уложены в одну посуду с лепешками, которые заготавливались для нужд семьи, - говорит раби Элиэзер (тана, великий Учитель Мишны второго поколения, 1-й век), - и человек не помнит, какие именно - он выделил для служителей в Храме и в какую посудину их положил, он может использовать для еды любые лепешки. При условии, что они хорошо сформированы и легко отделяются друг от друга.

Если заготовки инжира размещаются в ста посудинах, - говорит раби Иегошуа (великий Учитель Мишны второго поколения, 1-й век), - весь инжир можно есть обычным людям. - Если посудин - меньше, есть верхние лепешки инжира запрещается (ведь не исключено, что они окажутся трумой). Использовать можно только нижние лепешки.

Чтобы эти выводы были вполне понятны читателю, заметим, что есть труму обычному человеку (не коэну и не члену его семьи) законом не разрешается.

Инжир в определенных ситуациях может стать запрещенным, в других - будет разрешен, подчеркивает Талмуд. - Но не будем пытаться перенести связанные с ним законы на законы о животных, предназначенных для приношений в Храме. Ибо ценность животного, бесспорно, несоизмеримо выше инжира.

Но что будет, если предназначенное для приношения в Храм животное, которое, положим, паслось в общем стаде, а в этом стаде держали быка, отделенного для ритуала поклонения идолам, все же привели в Храм и совершили над ним процедуру приношения? - спрашивает Талмуд. - Ведь люди, как не раз говорилось, не застрахованы от ошибок.

И отвечает: если человек, раскаявшись в том или ином проступке, рассчитывал таким корбаном (приношением в Храм) окончательно снять с себя вину, процедура приношения не принесет ему искупления - корбан не будет принят Небесами.

Почему же так важно держать предназначенных для приношений в Храме животных - изолированно? Почему проблематичной считается даже такая ситуация, когда вместе пасутся животные отделенные для корбана-хатат (символизирующего раскаяние и искреннее желание исправить ошибку) и корбана-ола (символизирующего тотальную близость к Творцу, в знак чего на заключительном этапе процедуры приношения мясо животного сжигается полностью)?

Практически не бывает таких ситуаций: сегодня - отделил, завтра - повел в Храм, - объясняет Талмуд. - От момента отделения особи до осуществления процедуры приношения проходит немало времени. Сам хозяин приношения может забыть, какое животное он отделил, скажем, для приношения хатат. И что еще хуже - перепутать.

Кроме того, коэнам давалось право прийти и самим взять животное для приношения в Храме. Если оно - в общем стаде, существует немалая вероятность того, что они приведут в Храм именно то животное, которое для приношения непригодно.

Закон об отдельном содержании предназначенных для приношений животных гарантирует, что ошибки не будет...
 

Автор текста Моше Гойхберг

Трактат Зевахим

Лист 74

На нашем листе Талмуд продолжает разбирать проблемы, связанные с запретом на использование в процедуре приношения животного, которое, будучи изначально отделено специально для Храма, впоследствии (до момента, когда его следовало привести в Храм) содержалось в неприемлемых для этой категории животных условиях - то есть в общем стаде, статус отдельных животных в котором - сомнителен (см. на сайте обзоры листов 71, 72 и 73).

Как быть, если в Йом Кипур по жребию уже определили, какого из двух козлов режут для приношения в Храме, и этого козла успели зарезать (и даже - собрать его кровь в храмовый сосуд), какого - отсылают в пустыню, но тот, который должен стать «козлом отпущения», внезапно умирает? - спрашивает Талмуд (о козлов отпущения - см. на сайте обзор недельной главы Ахарей Мот, третий годовой цикл; а также обзор листа 12 трактата Шевуот).

И исследовав этот вопрос, отвечает: приводят третьего козла и отсылают его в пустыню - вместо умершего.

В этом ответе есть один очень принципиальный и важный для разбора интересующих нас проблем момент: не нужно заново приводить двух новых козлов и снова бросать жребий - предназначенное для приношения животное, пройдя этап шехиты (когда животное режут предусмотренным Торой безболезненным способом), уже не может стать непригодным для проведения остальных этапов реализации приношения (об этапах процедуры приношения - см. на сайте обзоры листов 2 и 13).

Мы видим: изучая проблемы, связанные с приношениями в Храме, Учителя широко пользуются методом сравнительного анализа. Дадим в нашем обзоре еде два примера, где законы отбора сравниваются с законами применимыми в аналогичных ситуациях к кольцам (ювелирным украшениям) и бочкам с вином.

Если кольцо, которое служило украшением идола (еврейская женщина не должна была его носить), затерялось среди сотни других, не имеющих отношения к идолопоклонству колец, и одно из них упало в море, - говорит рав Нахман (Учитель Талмуда второго-третьего поколения; 3-й век), - можно считать, что упало именно запрещенное. Все оставшиеся кольца в этом случае можно использовать.

Можно ли переносить это правило на животных? - спрашивает Рава (величайший Учитель Талмуда; Вавилон, 4-й век). - Допустим, в стаде, где - тысячи пригодных для приношения в Храме животных, оказалось одно - с дефектом, что сделало все стадо не пригодным для приношений. И вот, предположим, одно из этих животных умирает. Допустимо ли предполагать, что умерло именно запрещенное - со всеми вытекающими отсюда последствиями?

Если из стада где только одно животное - с увечьем, а остальные - здоровые, коэны (служители в Храме) взяли какое-то из них и осуществили в Храме процедуру приношения, - говорит раби Элиэзер (великий Учитель Мишны, 1-й век), - можно считать, что и остальные пригодны для приношения в Храме. Но приводить животных из этого стада в Храм следует парами. Если - по одному, каждый окажется под сомнением.

Далее Талмуд вновь возвращается к закону об использовании колец, одно из которых украшало статую идола. Только теперь обсуждает его - на более сложном уровне.

Рассматривается такая ситуация: кольцо, украшавшее статую идола, затерялось среди ста в этом смысле «чистых» колец; сорок из них положили в одну коробку с кольцами, также - «чистыми», шестьдесят из них - в другую коробку, в которой до этого лежало примерно то же, что в первой, количество не причастных к идолопоклонству колец.

Кольца из коробки, куда добавили сорок «сомнительных» колец, можно использовать - вероятность, что туда попало связанное с идолопоклонством кольцо чрезвычайно мала. Кольца, куда положили шестьдесят «сомнительных» колец, использовать не следует - вероятность, что именно сюда попало «запрещенное» кольцо, гораздо выше.

Закон, регламентирующий использование предметов, имевших контакт с идолопоклонством - особый, - говорит Шмуэль (великий Учитель Талмуда первого поколения; 3-й век). - Кольцами из первой коробки, куда положили сорок «сомнительных» колец, тоже нельзя пользоваться.

Если бочка с вином, отделенная в качестве трумы (часть урожая или продуктов из него, которую каждый земледелец должен был отделять в пользу коэнов) затерялась среди сотни предназначенных для продажи бочек вина, - отмечает Реш Лакиш (величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век), - и одна из них упала в Мертвое море, будет считаться, что эта была именно та, что предназначалась для трумы, и вино из остальных винодел имеет право пить и продавать (заметим, что продукты, предназначенные для трумы по закону может использовать только коэн, а также - члены его семьи; не коэнам, включая владельцев урожая, это строго запрещается).

Если одна из ста бочек, среди которых затерялась бочка с вином трумы, открылась (только закрытые бочки, как говорилось на предыдущем листе, имеют ценность - см. на сайте обзор листа 73), - говорит раби Элазар (великий Учитель Мишны, 2-й век), можно отлить из нее сотую часть и отдать это вино коэну. Остальное вино можно использовать...

Возвращаясь к проблеме непригодности для приношения в Храме - когда в общее стадо попадает больное животное, Талмуд задается вопросом: разве нельзя, чтобы не спутать его со здоровым, сразу же отделить его от стада?

И отвечает: можно, если болезнь - заметна. А если нет... Учителя начинают выяснять признаки серьезных заболеваний.

Если у животного обнаруживается небольшое ранение, - говорит раби Янай (великий Учитель Талмуда, 3-й век), - следует тщательно осмотреть его, чтобы выявить причину повреждения: от колючки оно или от когтя волка. Если ранение нанесено волком (коготь волка оставляет продолговатые раны), животное, в конце концов, умрет - на когтях волка скапливается яд.

Если животное забралось на крышу овина и свалилось с нее, - отмечает Реш Лакиш, - всегда есть опасение, что оно сломало кости. Нужно выждать, как минимум, день и посмотреть, как оно стоит на ногах. В Храм в течение этого дня вести его нельзя, даже если на вид с ним все в порядке, оно - под сомнением...
 

Автор текста Моше Гойхберг

Трактат Зевахим

Лист 75

На нашем листе Талмуд продолжает разбирать проблемы, связанные с запретом на использование в процедуре приношения животного, которое, будучи изначально отделено специально для Храма - для приношения определенного вида, впоследствии (до момента, когда его следовало привести в Храм) содержалось вместе с другими животными (см. на сайте обзоры листов 71, 72, 73 и 74).

Здесь Талмуд разбирает положение Мишны, в котором говорится, что в случае, если в общем загоне паслись животные, предназначенные для приношений в Храме одного вида, и принадлежали они разных хозяевам, но хозяева их перепутали и точно не знают, которое кому принадлежит, над ними разрешается производить процедуру приношения в Храме, каждое - от имени одного из владельцев (см. на сайте обзор листа 71).

Как будто бы все очевидно. Однако Талмуд выделяет одну небольшую проблему: перед шехитой (когда животное режут предусмотренным Торой, безболезненным способом) хозяин должен возложить руки на голову принадлежащего ему животного (на иврите это действие называется - смиха). А он в данном случае не знает, которое из них - чужое.

Быть может это положение Мишны касается лишь приношений от имени женщин? - спрашивает Талмуд. - Женщины от смихи освобождаются.

Это положение относится и к приношениям от имени мужчин, - говорит Абайе (амора, один из крупнейших Учителей Талмуда в Вавилоне; первая половина 4-го века). - Просто обязанность совершать смиху с тех, кто не уверен, что животное принадлежит именно ему, снимается... В случаях, когда владельцы путают своих животное, а также, если частное приношение перепуталось с общественным, в осуществление процедуры приношения в Храме вносятся изменения лишь на этапе зерики (когда кровью зарезанного животного окропляют мизбеах - в условном переводе: «жертвенник»). В этой ситуации кровью каждого животного кропят мизбеах два раза, чтобы она попадала на все его четыре стенки. Но если окропил кровью каждого приношения по одному разу, обязанность все равно, согласно правилам проведения этапа зерики (см. на сайте обзор листа 37) считается выполненной.

Считается, что в подобных случаях этап зерики тоже выполнен правильно, если кровь обоих животных смешали и дважды окропили смесью мизбеах - на все четыре стенки, - добавляет Талмуд. - При условии, что животных перепутали еще до шехиты.

Очень важно, чтобы в смеси было достаточное количество крови каждого животного, - вносит уточнение Раби (великий раби Иегуда а-Наси - редактор текста Мишны, начало 3-го века). - В противном случае производить зерику нельзя...

Далее Талмуд переходит к анализу другого постановления Мишны, в котором говорится о попавших в один загон и перепутанных животных, предназначенных для приношений разных видов (см. на сайте обзор листа 71), уточняя ее и расширяя рамки означенного в ней закона.

Допустим, первенца перепутали с животным, предназначенным для приношения другого вида, - выдвигает на обсуждение ситуацию Рами бар Хама (великий Учитель Талмуда в Вавилоне, 4-й век), - и теперь обоих животных придется пасти, пока они не приобретут увечья... И вот увечье получает первенец (то есть та особь, которую, несмотря на возникшую путаницу, все же предположительно считают первенцем). Его решают продать, а вырученные день пожертвовать на содержание Храма. Можно ли поставить животное на весы, чтобы получить продать его подороже? Не будет ли это пренебрежением к статусу первенца?

Статусом первенца не пренебрегают даже в том случае, когда возникает путаница, - говорит раби Йоси бар Звида. - Однако речь в данном случае идет о пожертвовании в пользу Храма. То есть вырученные за животное деньги имеют высокий статус так называемой «святости», ибо Храм - место обладающее самым высоким уровнем концентрации духовности на земле. В этой ситуации позволительно пренебречь и статусом первенца...

 

Автор текста Моше Гойхберг

Трактат Зевахим

Лист 76

На нашем листе Талмуд продолжает рассматривать содержание Мишны (см. на сайте обзор листа 71).

Здесь обсуждается, в частности, особенности процедуры приношения в ситуации, когда перепутали животных, одно из которых предназначалось для приношения ашам (символизирующего искреннее желание искупить вину), другое - для приношения шеламим (символизирующего хорошее настроение и благодарность Творцу; относится к разряду добровольных приношений).

Животных для приношений этих видов режут в северной части азары (храмового двора), - говорит раби Шимон (бар Йохай - великий Учитель Мишны, составитель книги Зоѓар; 2-й век) - в этом они совпадают...

Но на завершающем этапе возникает вопрос: когда есть мясо таких «перепутанных» корбанот (приношений в Храме; единственное число - корбан)? - отмечают другие Учителя. - По законам корбана-ашам, мясо необходимо съесть в течение дня (когда совершалась процедура приношения) и последующей ночи. Мясо корбана-шеламим полагается съесть за два дня и ночь между ними. Сам собой напрашивается вывод: надо, как сказано в Мишне, пасти этих животных, пока не появится у них физический изъян и они станут для приношения в Храм непригодными.

Если придерживаться правил корбана шеламим и окажется, что животное предназначалось для приношения ашам, это будет явное нарушение, ибо после означенного регламентом времени есть мясо приношения строго запрещено. В обратной ситуации (если считать, что приношение - ашам, а оно - шеламим) время, когда разрешается устраивать трапезу, на которой едят мясо корбана-шеламим, сокращается. Допустимо ли это?

В случае, если доподлинно известно, что речь идет о мясе корбана-шеламим, - говорит раби Шимон, - сокращать время, отведенное для этого не следует. Но если животных перепутали и существует лишь предположение, что животное отделено для приношения шеламим, лучше всего съесть его, уложившись в сроки, определенные регламентом приношения ашам. И нарушения в этом не будет.

Прежде чем возвести установление в ранг закона, Учителя проводят сравнительный анализ, исследуя аналогичные ситуации в других сферах еврейского законодательства.

Известно, например, - отмечают они, - что закон не разрешает покупать продукты для трумы (часть урожая, которую полагалось отделять в пользу коэнов - служителей в Храме) на деньги, вырученные от продажи продуктов, отделенных для маасера шени (часть урожая, которую земледелец обязан был отделить, чтобы в дни большого праздника съесть плоды в Иерусалиме, пригласив на трапезу бедняков; продукты маасера шени разрешалось продать, чтобы на эти деньги купить еду для праздничной трапезы в Иерусалиме). А причина такого постановления в том, что в случае, если бы такого запрета не было, коэны пришлось бы есть приобретенную таким образом труму только в Иерусалиме. То есть - запрет накладывается, чтобы не сокращать «диапазон действия» трумы, которую в принципе можно есть где угодно.

В ответ на это раби Шимон излагает такую ситуацию.

Мецора (условно - прокаженный; в давние времена существовала особая болезнь, называемая - цараат, возникновение которой было обусловлено причинами духовного характера, к примеру, цараат мог заболеть человек, который злословил) в завершение процесса излечения должен был принести в Храм корбан-ашам (приношение, искупающее его провинность) и лог (во времена Талмуда - мера объема) масла. Однако бывали случаи, когда не было возможности точно «диагностировать» цараат. В этой ситуации мецоре под сомнением полагалось сказать: «Если я - мецора, пусть мое приношение в Храме зачтется мне как корбан-ашам, который, вместе с маслом, искупит вину мою; но если я - не мецора, пусть этот корбан зачтется мне как добровольное приношение шеламим; и пусть зарежут принесенное мной животное в северной части азары (храмового двора), а мясо его съедят в течение дня и ночи после завершения процедуры приношения» (дополнительно о мецора можно прочесть на сайте в обозрении недельной главы Мецора, второй годовой цикл).

То есть, здесь человек, подозревая, что он - «чист», заведомо сокращает срок, отведенный на то, чтобы съесть мясо корбана-шламим.

История эта - особая, - подчеркивают Учителя. - Такое бывает достаточно редко. Слова, которые произносит человек, предполагающий, что он, возможно, заболел цараат - не более, чем найденный выход из неординарного положения. Это - не закон, но - лишь исключение из правил...
 

Автор текста Моше Гойхберг



2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41
42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61
62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81
82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120

New Page 5

ВВЕДЕНИЕ

Переходя к ознакомлению с трактатом Зевахим, мы открываем новый раздел Устной Торы. Напомним, что основное ядро Устной Торы (Мишна) состоит из шести разделов. Их названия (на иврите) — Зераим, Моэд, Нашим, Незикин, Кодашим, Тоѓарот. трактат Бава Кама, Введение). И вот теперь мы приступаем к обсуждению трактата, который входит в состав предпоследнего, пятого раздела — Кодашим.

Если вложить его содержание в одну фразу — весь он посвящен разбору сути и практики приношений в Храм. Есть в нем, естественно, и трактаты, лишь косвенно затрагивающие эту тему, но и они сохраняют основное направление «повествования».

Само название раздела — Кодашим происходит от корня, состоящего из ивритских букв куф, далет, шин (в фонетическом выражении — к, д, ш).

Числовое значение буквы куф — 100. То есть — единица высшего разряда (все буквы священного алфавита, от буквы алеф до буквы тав, имеют числовые значения разряда единиц — 1, 2, 3 и т.д. — десятков — 10, 20, сотен — 100, 200 и т.д., но — не выше).

Суть числа «единица» — символ Единого Творца мира. И чем выше разряд, тем интенсивнее «окрашивается» этот символ. Отсюда и суть числа 100 (буквы куф).

Вторая буква корня — далет символизирует врата, вход... А третья — шин означает — основание, неизменность, постоянство...

Объединив смысл этих трех букв (всегда следует идти по возрастающей — от «младшей», третьей, буквы — к «старшей», первой), получим: «надежное, неизменное основание пропускных ворот к постижению Единства Творца». Об этом говорят все слова от корня, состоящего из букв куф, далет, шин. И самое главное из них — кодеш (духовная святость, возвышенность).

Кодашим — объекты и действия, через которые постигается Единство Творца.

Теперь, надеюсь, понятно, почему в Устной Торе есть такой раздел, который называется Кодашим.

Первый трактат этого раздела, к обзору листов которого мы приступаем, называется Зевахим.

По законам Торы, и отдельный человек и весь народ приносили определенные корбанот (приношения; единственное число — корбан).

Поскольку приношения отражают различного типа духовные взлеты и падения человека (сама необходимость корбанот является следствием этого), существуют и различные виды (категории) корбанот.

Более того, подразделение приношений на виды и подвиды можно производить по-разному.

К примеру, по виду объектов приношений (объекты животного, растительного происхождения, неодушевленные предметы).

Или, скажем — взяв за основу причинно-следственную связь между событиями и приношениями (благодарность Творцу; компенсация за внесенное в мир разрушение; подъем духа — духовный рост и т.д.).

Или — по степени важности событий, которые породили необходимость в приношении.

Существуют и другие способы классификации.

Трактат Зевахим получил свое название от слова зевах — приношение животного (в отличие от приношения объектов, скажем, растительного происхождения) в Храм.

В узком смысле слово зевах обозначает способ, которые применяется, чтобы зарезать животное, не причинив ему боли. В бытовой практике для обозначения этого способа пользуются другим словом — шехита. Но, когда речь идет о приношениях в Храм, принято употреблять слово зевах (форма множественного числа — зевахим).

В трактате — 14 глав, 120 листов. И все они посвящены интереснейшим проблемам, вытекающим из:

— «технологии» принесения корбанот в Храм;

— функционального предназначения того или иного места в Храме;

— распределения ролей между участниками процесса приношения (человеком, приносящим корбан, коэном — служителем в Храме, выступающим как представитель этого человека в Храме и т.д.);

— определения степени важности мыслей, чувств и действий коэна и человека, приносящего корбан и т.д. и т.п.

 

Автор текста Элиягу Эссас

Новая страница 1



 

ВСЕ ТРАКТАТЫ:

Шаббат

Йома

Хуллин

Менахот

Зевахим

Авода зара

Шевуот

Макот

Санѓедрин

БАВА БАТРА

БАВА МЕЦИЯ

БАВА КАМА

СОТА

 

К началу

 

Не умеют распоряжаться бюджетом. Можно ли помогать им из маасера?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |   Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда  |   Женский дневник   
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля