ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «Вайеце»

 

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 28, ст. 10 — гл. 32, ст. 3.

 

Почему она так называется?

Первая фраза главы сообщает: «И вышел Яаков из Бэер Шевы, и пошел в Харан...».

И вышел на иврите — вайеце.

 

Обсуждение главы Вайеце

 

1. Десятина на женитьбу 

 

Наша недельная глава начинается с того, что Яаков покидает места, где он рос. И мы читаем: «И вышел Яаков из Беэр Шевы, и отправился в Харан» (Берешит, гл. 28, ст. 10).

В конце предыдущей недельной главы Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет в своем комментарии, что прежде, чем идти в Харан, Яаков сделал остановку в доме Эвера, где 14 лет постигал мудрость и глубину Торы Всевышнего. Затем, придя к Лавану, он 14 лет работал, чтобы тот согласился отдать ему в жены Рахель и Лею.

Средняя продолжительность жизни — 70 лет. Как сказано в Танахе: «Дни нашей жизни — семьдесят лет» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 90, ст. 10).

Пятая часть от 70-ти — 14. Получается, что Яаков изучению Торы посвятил пятую часть средней человеческой жизни. И еще одну пятую от нее — выполнению заповеди «плодитесь и размножайтесь».

Это мы говорили о временных периодах жизни Яакова. А что же с его имуществом, с деньгами?

От имеющихся у него денег Яаков тоже отделял пятую часть. Ибо пообещал Творцу — «…от всего, что Ты мне дашь, я отделю десятину Тебе» (Берешит, гл. 28, ст. 22).

Таким образом, Яаков жертвовал своим временем ради Торы и ради женитьбы. И отдавал часть своего имущества — во Имя Небес.

Намек на это содержится в словах пророка: «Воздай истиной Яакову» (Танах, книга пророка Михи, гл. 7, ст. 20).

Слово «эмет» (истина) состоит из трех букв — алеф, мем и тав. Одновременно это (в последовательности) — начальные буквы в словах «иша» (жена), «мамон» (имущество) и Тора.

А теперь — внимание!

Проверено на опыте множество раз, что поститься во Имя небес в Йом Кипур — гораздо легче, нежели во Имя Небес есть жаркое знойным субботним днем.

Спросите почему?

Потому что заповеди, от реализации которых получают физическое удовольствие — гораздо сложнее выполнять во Имя Небес, нежели те, осуществление которых не доставляют человеку физическое удовольствие.

Поэтому заработать немалое состояние или, скажем, жениться во Имя Небес — невероятно трудно. А вот изучать во Имя Небес Тору — намного легче.

Из фразы «Воздай истиной Яакову», намекающей, как уже сказано, на женитьбу, богатство и Тору, можно сделать вывод, что у Яакова и изучение Торы, и приобретение имущества и жены — все было посвящено Творцу.

Об том же говорит и царь Шломо в словах: «Двое — лучше одного. Ведь полагается хорошая награда им за труды их» (Танах, Коэлет, гл. 4, ст. 9).

Слово «двое» подразумевает здесь «жену» и «богатство». А один (одна) — это Тора.

Эти «двое» — лучше, потому что трудно удостоиться возможности, чтобы они были полностью посвящены Небесам. Чего не скажешь о Торе, которую несложно изучать во Имя Небес.

Поэтому и — «хороша награда за труды, посвященные Всевышнему».

 

на основе комментария рава Хаима бен Бецалеля

(старший брат Магараля из Праги, главаы йешивы в Вормсе, Чехия, Польша, Германия, 1520-1588 гг.)

 

 

2. Бегство или уход

 

Написано в нашей недельной главе: «И вышел Яаков из Беэр Шевы, и отправился в Харан» (Берешит, гл. 28, ст. 10).

Мы знаем, что Яаков не от хорошей жизни покинул родные пенаты. Он бежал, спасая свою жизнь. Бежал от злодея Эсава, своего брата-близнеца.

Только вот в содержании приведенного фрагмента бегство почему-то не просматривается. Не слышно торопливых шагов, прерывистого дыхания. Да и глаголы, описывающие действия Яакова — «вышел», «отправился», не выражают даже какую-то поспешность.

Да и в цитате Мидраша (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 68), комментирующей данный отрывок — «Тогда пойдешь безопасно по пути твоему» — говорится, скорее, об обратном.

Обычно, спасаясь от преследования, люди не идут, но — бегут. Да и чувства, что они в безопасности, у них в таких случаях нет.

Так что же все-таки происходило с Яаковом — он бежал, чтобы спасти свою жизнь или спокойно отправился путешествие?

Яаков действительно спасался от Эсава. Только бегством это не было. Яаков уповал на Всевышнего, понимая, что Творец, как говорится в Танахе — «утверждает шаги человека» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 37, ст. 23).

В этом проявились простая вера Яакова и его цельность.

Яаков был человеком бесхитростным. Он не пытался предугадать будущее, но — вручил свою судьбу Всевышнему. Поэтому он не только не торопился и не прилагал усилий, чтобы как можно быстрее добраться до Харана. Наоборот — задержался в доме Эвера, где изучал Тору, на 14 лет.

Может показаться странным, что в нашем фрагменте Торы сообщается, что Яаков «вышел из Беэр Шевы». Ведь мы и без того уже знаем, где он жил. Достаточно было бы сказать — «и пошел Яаков в Харан». Для чего же написано, что он вышел из Беэр Шевы?

Объяснение находим в комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век).

Тем самым подчеркивается — пишет он, что уход праведного человека из какого-либо места непременно дает о себе знать. Живя в каком-либо городе, праведник олицеворяет собой его величие, блеск и великолепие (то есть — служит украшением города). Когда же он уходит оттуда, покинутое им место — лишается своего величия, блеска и великолепия.

К этому можно добавить, что с времен Яакова в мире мало что изменилось. И только когда праведник уходит — на его отсутствие начинают обращать внимание. Причем, делают это вынуждено.

После смерти праведника (только после его смерти) люди вдруг начинают понимать, какой великий человек жил среди них, какого светоча мудрости они лишились.

Но пока он был жив — никому почему-то не приходило в голову изучать его открытия в Торе, учиться на примерах его поведения в разных ситуациях.

Впечатление производит лишь его уход в иной мир. Тогда-то и начинают осознавать люди, чего они лишились с его уходом.

 

на основе комментария рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера

(Гурский Ребе — Сфат Эмет, Польша, 19 в.)

 

 

 

3. Хафец Хаим — дедушка за столом

 

Наша глава начинается с фразы —  «И вышел Яаков из Беэр Шевы, и отправился в Харан» (Берешит, гл. 28, ст. 10).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) разъясняет, что отправная «точка» путешествия Яакова, Беэр Шева, упомянута здесь, чтобы мы знали, что уход праведника из города или из какого-либо другого места — не остается незамеченным, оставляет свой отпечаток. Так, что местные жители с уходом праведника, начинают ощущать нехватку чего-то важного. Это дает о себе знать дефицит духовности, проявляющийся с уходом праведника.

И все же непонятно — почему об этом рассказывается только на примере нашего праотца Яакова? Ведь и Аврааму пришлось покинуть родные места, и Ицхаку  — тоже.

Дело в том, что случай с Яаковом как бы — более объемен, более поучителен.

Когда Авраам или, скажем, Ицхак покидали какое-либо место — там оставались только злодеи. Поэтому результат был предсказуемым. Но Яаков ушел из Беэр Шевы, оставив там праведных родителей, Ицхака и Ривку.

Может, в этом случае духовный ущерб не так заметен?

Но, нет! Нужно признать, что заслуги одного праведника — это все же не то же самое, что заслуги двух праведников. Ведь каждый из них — распространяет особый, только ему присущий духовный свет. Поэтому его отсутствие будет ощущаться, несмотря на то, что там остались другие праведники и праведницы.

Так с уходом Яакова из Беэр Шевы, особый, присущий только ему свет, перестал насыщать духовную городскую ауру. Несмотря на то, что Ицхак и Ривка остались там жить.

Всю свою жизнь Хафец Хаим (раби Исраэль-Меир hа-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века) мечтал подняться в Эрец Исраэль и обосноваться там. Однажды ему надоело откладывать свой отъезд из Радина, и он назначил для этого конкретную дату. А, кроме того — приобрел квартиру в Петах Тикве, которая находилась по соседству с йешивой Ломж.

Как только отъезд праведника обрел реальные черты, перестав быть чем-то призрачным —жители Радина и даже соседних общин забеспокоились, задаваясь вопросом: как на них скажется отъезд праведника такой величины? Они приложили немало усилий, чтобы уговорить Хафец Хаима если не отменить, то хотя бы — «заморозить» свое решение.

Но их уговоры оказались бессильны против стремления раби Исраэля жить в Израиле.

Когда весть об этом дошла до главного раввина Литвы, раби Хаима-Озейра Гроджинского, он особо не раздумывая, срочно отбыл в Радин. Встретившись с Хофец Хаимом, раби объяснил ему, какое громадное влияние оказывает личность праведника на еврейские общины Литвы и Польши.

— Поймите! — убеждал Хафеца Хаима раби Гроджинский. — Когда дедушка восседает за столом вместе с внуками, те вместо того, чтобы шалить, сидят спокойно, в величайшем трепете перед главой поколения. Уйдет «дедушка» — вместе с ним растворится уважение и трепет перед Учителями Торы.

Этот довод возымел на раби Исраэля решающее воздействие, и он остался.

 

на основе комментария рава Шмуэля Розовского

(глава йешивы Поневеж, Бней-Брак, вторая половина 20-го века)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «Вайеце»

 

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 28, ст. 10 — гл. 32, ст. 3.

 

Почему она так называется?

Первая фраза главы сообщает: «И вышел Яаков из Бэер Шевы, и пошел в Харан...».

И вышел на иврите — вайеце.

 

Обсуждение главы Вайеце

 

1. Десятина на женитьбу 

 

Наша недельная глава начинается с того, что Яаков покидает места, где он рос. И мы читаем: «И вышел Яаков из Беэр Шевы, и отправился в Харан» (Берешит, гл. 28, ст. 10).

В конце предыдущей недельной главы Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет в своем комментарии, что прежде, чем идти в Харан, Яаков сделал остановку в доме Эвера, где 14 лет постигал мудрость и глубину Торы Всевышнего. Затем, придя к Лавану, он 14 лет работал, чтобы тот согласился отдать ему в жены Рахель и Лею.

Средняя продолжительность жизни — 70 лет. Как сказано в Танахе: «Дни нашей жизни — семьдесят лет» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 90, ст. 10).

Пятая часть от 70-ти — 14. Получается, что Яаков изучению Торы посвятил пятую часть средней человеческой жизни. И еще одну пятую от нее — выполнению заповеди «плодитесь и размножайтесь».

Это мы говорили о временных периодах жизни Яакова. А что же с его имуществом, с деньгами?

От имеющихся у него денег Яаков тоже отделял пятую часть. Ибо пообещал Творцу — «…от всего, что Ты мне дашь, я отделю десятину Тебе» (Берешит, гл. 28, ст. 22).

Таким образом, Яаков жертвовал своим временем ради Торы и ради женитьбы. И отдавал часть своего имущества — во Имя Небес.

Намек на это содержится в словах пророка: «Воздай истиной Яакову» (Танах, книга пророка Михи, гл. 7, ст. 20).

Слово «эмет» (истина) состоит из трех букв — алеф, мем и тав. Одновременно это (в последовательности) — начальные буквы в словах «иша» (жена), «мамон» (имущество) и Тора.

А теперь — внимание!

Проверено на опыте множество раз, что поститься во Имя небес в Йом Кипур — гораздо легче, нежели во Имя Небес есть жаркое знойным субботним днем.

Спросите почему?

Потому что заповеди, от реализации которых получают физическое удовольствие — гораздо сложнее выполнять во Имя Небес, нежели те, осуществление которых не доставляют человеку физическое удовольствие.

Поэтому заработать немалое состояние или, скажем, жениться во Имя Небес — невероятно трудно. А вот изучать во Имя Небес Тору — намного легче.

Из фразы «Воздай истиной Яакову», намекающей, как уже сказано, на женитьбу, богатство и Тору, можно сделать вывод, что у Яакова и изучение Торы, и приобретение имущества и жены — все было посвящено Творцу.

Об том же говорит и царь Шломо в словах: «Двое — лучше одного. Ведь полагается хорошая награда им за труды их» (Танах, Коэлет, гл. 4, ст. 9).

Слово «двое» подразумевает здесь «жену» и «богатство». А один (одна) — это Тора.

Эти «двое» — лучше, потому что трудно удостоиться возможности, чтобы они были полностью посвящены Небесам. Чего не скажешь о Торе, которую несложно изучать во Имя Небес.

Поэтому и — «хороша награда за труды, посвященные Всевышнему».

 

на основе комментария рава Хаима бен Бецалеля

(старший брат Магараля из Праги, главаы йешивы в Вормсе, Чехия, Польша, Германия, 1520-1588 гг.)

 

 

2. Бегство или уход

 

Написано в нашей недельной главе: «И вышел Яаков из Беэр Шевы, и отправился в Харан» (Берешит, гл. 28, ст. 10).

Мы знаем, что Яаков не от хорошей жизни покинул родные пенаты. Он бежал, спасая свою жизнь. Бежал от злодея Эсава, своего брата-близнеца.

Только вот в содержании приведенного фрагмента бегство почему-то не просматривается. Не слышно торопливых шагов, прерывистого дыхания. Да и глаголы, описывающие действия Яакова — «вышел», «отправился», не выражают даже какую-то поспешность.

Да и в цитате Мидраша (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 68), комментирующей данный отрывок — «Тогда пойдешь безопасно по пути твоему» — говорится, скорее, об обратном.

Обычно, спасаясь от преследования, люди не идут, но — бегут. Да и чувства, что они в безопасности, у них в таких случаях нет.

Так что же все-таки происходило с Яаковом — он бежал, чтобы спасти свою жизнь или спокойно отправился путешествие?

Яаков действительно спасался от Эсава. Только бегством это не было. Яаков уповал на Всевышнего, понимая, что Творец, как говорится в Танахе — «утверждает шаги человека» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 37, ст. 23).

В этом проявились простая вера Яакова и его цельность.

Яаков был человеком бесхитростным. Он не пытался предугадать будущее, но — вручил свою судьбу Всевышнему. Поэтому он не только не торопился и не прилагал усилий, чтобы как можно быстрее добраться до Харана. Наоборот — задержался в доме Эвера, где изучал Тору, на 14 лет.

Может показаться странным, что в нашем фрагменте Торы сообщается, что Яаков «вышел из Беэр Шевы». Ведь мы и без того уже знаем, где он жил. Достаточно было бы сказать — «и пошел Яаков в Харан». Для чего же написано, что он вышел из Беэр Шевы?

Объяснение находим в комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век).

Тем самым подчеркивается — пишет он, что уход праведного человека из какого-либо места непременно дает о себе знать. Живя в каком-либо городе, праведник олицеворяет собой его величие, блеск и великолепие (то есть — служит украшением города). Когда же он уходит оттуда, покинутое им место — лишается своего величия, блеска и великолепия.

К этому можно добавить, что с времен Яакова в мире мало что изменилось. И только когда праведник уходит — на его отсутствие начинают обращать внимание. Причем, делают это вынуждено.

После смерти праведника (только после его смерти) люди вдруг начинают понимать, какой великий человек жил среди них, какого светоча мудрости они лишились.

Но пока он был жив — никому почему-то не приходило в голову изучать его открытия в Торе, учиться на примерах его поведения в разных ситуациях.

Впечатление производит лишь его уход в иной мир. Тогда-то и начинают осознавать люди, чего они лишились с его уходом.

 

на основе комментария рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера

(Гурский Ребе — Сфат Эмет, Польша, 19 в.)

 

 

 

3. Хафец Хаим — дедушка за столом

 

Наша глава начинается с фразы —  «И вышел Яаков из Беэр Шевы, и отправился в Харан» (Берешит, гл. 28, ст. 10).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) разъясняет, что отправная «точка» путешествия Яакова, Беэр Шева, упомянута здесь, чтобы мы знали, что уход праведника из города или из какого-либо другого места — не остается незамеченным, оставляет свой отпечаток. Так, что местные жители с уходом праведника, начинают ощущать нехватку чего-то важного. Это дает о себе знать дефицит духовности, проявляющийся с уходом праведника.

И все же непонятно — почему об этом рассказывается только на примере нашего праотца Яакова? Ведь и Аврааму пришлось покинуть родные места, и Ицхаку  — тоже.

Дело в том, что случай с Яаковом как бы — более объемен, более поучителен.

Когда Авраам или, скажем, Ицхак покидали какое-либо место — там оставались только злодеи. Поэтому результат был предсказуемым. Но Яаков ушел из Беэр Шевы, оставив там праведных родителей, Ицхака и Ривку.

Может, в этом случае духовный ущерб не так заметен?

Но, нет! Нужно признать, что заслуги одного праведника — это все же не то же самое, что заслуги двух праведников. Ведь каждый из них — распространяет особый, только ему присущий духовный свет. Поэтому его отсутствие будет ощущаться, несмотря на то, что там остались другие праведники и праведницы.

Так с уходом Яакова из Беэр Шевы, особый, присущий только ему свет, перестал насыщать духовную городскую ауру. Несмотря на то, что Ицхак и Ривка остались там жить.

Всю свою жизнь Хафец Хаим (раби Исраэль-Меир hа-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века) мечтал подняться в Эрец Исраэль и обосноваться там. Однажды ему надоело откладывать свой отъезд из Радина, и он назначил для этого конкретную дату. А, кроме того — приобрел квартиру в Петах Тикве, которая находилась по соседству с йешивой Ломж.

Как только отъезд праведника обрел реальные черты, перестав быть чем-то призрачным —жители Радина и даже соседних общин забеспокоились, задаваясь вопросом: как на них скажется отъезд праведника такой величины? Они приложили немало усилий, чтобы уговорить Хафец Хаима если не отменить, то хотя бы — «заморозить» свое решение.

Но их уговоры оказались бессильны против стремления раби Исраэля жить в Израиле.

Когда весть об этом дошла до главного раввина Литвы, раби Хаима-Озейра Гроджинского, он особо не раздумывая, срочно отбыл в Радин. Встретившись с Хофец Хаимом, раби объяснил ему, какое громадное влияние оказывает личность праведника на еврейские общины Литвы и Польши.

— Поймите! — убеждал Хафеца Хаима раби Гроджинский. — Когда дедушка восседает за столом вместе с внуками, те вместо того, чтобы шалить, сидят спокойно, в величайшем трепете перед главой поколения. Уйдет «дедушка» — вместе с ним растворится уважение и трепет перед Учителями Торы.

Этот довод возымел на раби Исраэля решающее воздействие, и он остался.

 

на основе комментария рава Шмуэля Розовского

(глава йешивы Поневеж, Бней-Брак, вторая половина 20-го века)

 

 

4. Уважение к отцу — только если он действительно твой отец

 

Яаков покидает отчий дом. И в Торе об этом написано; «И вышел Яаков из Беэр Шевы, и отправился в Харан» (Берешит, гл. 28, ст. 10).

Яакову предстоит длительная разлука с отцом. Вначале 14 лет он изучает Тору в доме Эвера. Затем отправляется к Лавану. Там женится и работает на своего тестя не один год. Да и тогда, когда ему, наконец, удается сбежать от коварного родственника — он тоже далеко не сразу попадает к отцу.

В Талмуде (трактат Мегила, лист 16) говорится, что Яаков получил наказание за то что, работая на тестя, он совсем не заботился об отце.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 39) сказано, что Авраам, уходя из отчего дома по указанию Творца, беспокоился, что не сможет заботиться о своем отце. Всевышний ответил ему тогда, что освобождает его от этой заповеди. Причем, подчеркнул, что — только его, Авраама, и больше никого.

Но ведь известно, что у потомков Ноаха — нет заповеди о почитания родителей. И Тора во времена Яакова еврейскому народу еще не была дарована.

Так за что же был наказан Яаков? И почему от незафиксированной еще в Торе заповеди был освобожден Авраам (в его время Тора тоже еще не была дарована)?

Впрочем, весьма странно, что потомки Ноаха (другие народы) не получили заповедь о почитании родителей. Ведь она — очень полезная, нужная. Почему бы ее не дать всем, и на все времена? Не только евреям — да еще после дарования Торы.

Причина в том, что у народов мира не всегда известно, кто — настоящий отец ребенка. А в Торе не обозначена обязанность оказывать почтение человеку, который — не твой отец.

Как же обстоит дело с идентификацией отцов у сынов Израиля? Они что — всегда точно знают, кто чей отец.

Конечно же, нет. Но у евреев есть правило: следуй за большинством. И все знают, что в подавляющем большинстве случаев, тот, кто считает себя отцом, им и является.

Поэтому евреи — обязаны заботиться о своих родителях. А у потомков Ноаха правила «следуй за большинством — нет». Следовательно — нет и заповеди.

Но вернемся к Яакову и Аврааму.

Даже если предположить, что у них был статус потомков Ноаха — их отцы точно известны. Яаков был сыном Ицхака, которого, в свою очередь, произвел на свет Авраам. Об Аврааме же прямо написано, что его родил Терах (Берешит, гл. 11, ст. 26).

Исходя из этого, понятно, почему Яаков получил, так сказать, взыскание. И Авраам должен был бы получить, если бы Всевышний не освободил его от этой заповеди.

В Талмуде (трактат Мегила, лист 16) Учителя приходят к выводу, что заповедь об изучении Торы — важнее заповеди о почитании родителей.

Напрашивается вопрос: на каком основании сделан такой вывод?

Яаков 14 лет учил Тору в доме Эвера и 22 года работал у Лавана. Понятно, что в течение всего этого времени он не заботился о своем отце. Но наказание он получил — только за 22 года, которые провел у Лавана. За те 14 лет, которые он изучал Тору и тоже провел вдали от отчего дома — платить ему не пришлось.

Это отвечающее на наш вопрос утверждение, провоцирует на новый вопрос: почему Учителя решили, что именно за 14 лет, посвященные изучению Торы и проведенные вне забот об отце,  Яаков не получил наказания, но был наказан именно за 22 года, проведенные у Лавана?

Быть может, все было наоборот? За 22 года которые Яаков работал у Лавана, чтобы иметь возможность жениться, Яаков — не получил никакого взыскания, что свидетельствует о величии заповеди «плодитесь и размножайтесь». Возможно, эта заповедь превосходит по значимости почитание родителей? И действительно, ведь недаром сказано: «Поэтому, оставит человек своих отца и мать и прилепится к своей жене».

А вот за 14 лет, которые Яаков, проведя вдали от отца, посвятил изучению Торы, и, соответственно, за отцом все это время не ухаживал — понес наказание. Поскольку почитание родителей предпочтительней изучения Торы?

Но если мы хорошо все взвесим и проанализируем, то не сможем так сказать. Потому что заповедь «плодитесь и размножайтесь» — можно выполнить, живя дома, не отправляясь ради нее в другую страну. В этом случае (живя в отчем доме) можно было бы выполнять обе заповеди: и «плодитесь и размножайтесь» и заповедь о почитании родителей.

Что же касается заповеди изучения Торы — нет никакой возможности совместить ее выполнение с заботой об отце. Так как единственный учитель Торы, если и занимался с учениками на дому, то — в своем доме.

Таким образом, мы должны признать, что заповедь излучения Торы — важнее почитания родителей. И если невозможно выполнить обе заповеди одновременно — при определенных условиях допускается выполнение только одной, более важной.

 

на основе комментария раби Моше Софера

(известен и как Хатам Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го века — первая половина 19-го)

 

 

 

5. Где спал Яаков

 

Когда Яаков пробуждается ото сна, он с удивлением произносит: «Видимо, Всевышний присутствует здесь (в этом месте, а я и не знал)» (Берешит, гл. 28, ст. 16).

Итак, Яаков путешествовал из Беэр Шевы в Харан.

Харан расположен на территории современной Сирии. Путь Яакова лежал на северо-восток. Очевидно, он шел через Иерусалим.

— Вот это да! — воскликнул Яаков, войдя в Харан. — разве может такое быть, что я шел через место, в котором с трепетом молились мои отцы, а я даже не обратил на это внимание и не помолился!?

С этой мыслью Яаков повернул назад и направился к горе Мория (одно из названий Храмовой горы), чтобы там вознести молитву Творцу.

И вот, он дошел до города Луза. А дальше — произошло чудо.

Когда до горы оставалось примерно полпути, — пишет в своем комментарии к этому фрагменту Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — она (гора) как бы «прыгнула» ему навстречу. И он оказался у этой годы возле города Луз.

После этого чуда Луз стал называться Бейт Элем. И называется так — и по сей день.

Увидев гору Мория, к которой он стремился, в столь неожиданном месте, Яаков в страшном волнении произнес: «И Он милосердный искупит прегрешение и не уничтожит».

Этой фразой начинается наша вечерняя молитва (маарив). Ее установил Яаков.

Все это произошло как раз тогда, в ту внезапно наступившую ночь.

Закончив молиться, Яаков устраился на ночлег. И во сне на него низошел дух пророчества. Он увидел лестницу, стоящую на земле, а вершина ее уходила в небеса. Малахим (мн.ч. от слова малах, в условном переводе — «ангел») поднимались и спускались по ней.

Проснувшись, Яаков воскликнул: «Ведь в этом месте — Всевышний, а я и не знал!» (Берешит, гл. 28, ст. 16).

То есть, как это — «не знал»? Если не знал — зачем он сюда пришел?

Яаков специально вернулся из Харана на гору Мория, чтобы помолиться на ней Творцу. И — не просто помолился, но даже установил новую молитву (маарив). Разве не потому, что он ощутил там Шехину (Присутствие Всевышнего)?

Тут возникает вопрос: где именно спал Яаков?

Будем рассуждать логически. Он мог лечь либо на склоне горы, либо — у ее подножия. Очевидно, он все же устроил себе ночлег не на склоне, но — у подножия. Ведь если бы он лег на склоне — он мог скатиться бы вниз во сне и разбиться.

Итак, Яаков спит у подножия горы. Что же располагалось у ее подножия?

Когда гора Мория стояла на своем исконном месте, ее подножием был город Иерусалим, обладающий определенной святостью, хоть и не такой по уровню концентрации духовности, как сама гора.

Но в описываемый в нашем фрагменте Торы момент гора Мория чудесным образом — переместилась в город Луз, который на эту ночь и стал ее подножием. Луз, в отличие от Иерусалима святостью не обладал. Значит, Яаков спал фактически в Лузе — без святости.

Тем не менее, даже в таком, казалось бы, обычном месте, он удостоился пророческого сна.

Теперь мы лучше можем понять, что имел в виду Яаков, сказав «а я и не знал».

Место, которое само по себе, не обладало святостью — приняло святость неожиданно оказавшейся рядом горы Мория. Да так, что у Яакова там возникло пророческое видение.

Яаков не знал, что святость горы Мория настолько сильна, что распространяется не только на нее, но еще — и передается окрестностям.  

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(автор книги «У-Маток hа-Ор», наше время)

 

 

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

В моем случае традиция — разрушение. Бывают ли выходы из такой ситуации?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля