ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О ЛИСТАХ ТАЛМУДА

О ТАЛМУДЕ


 


О Трактате Хуллин



Трактат Хуллин

Лист 6

На нашем листе Талмуд продолжает рассматривать вопрос: может ли самаритянин (нееврей, который взял на себя обязанность выполнять некоторые законы Торы, не обучаясь у евреев и не впитав уважение к Традиции) делать шехиту?

В предыдущем обзоре мы остановились на том, что многие Учителя пришли к заключению, что самаритяне не должны делать шехиту (см. на сайте обзор листа 5).

Здесь Талмуд занимается выяснением причин такого запрета.

В связи с этим рассказывается такая история.

Как-то раз попросил раби Шимон бен Элазар раби Меира (один из крупнейших Учителей Мишны, 2-й век) принести от самаритянина вино. И вот, когда раби Меир возвращался, встретился ему по дороге старец, который сказал: «Вино это - не пей!».

Прислушался к словам старца раби Меир и вынес постановление: вино, изготовленное самаритянами - не пить, и мясо животного, шехита которому сделана самаритянами - не есть.

Но в чем же все-таки заключается причина запрета? - спрашивает Талмуд.

Нашли у самаритян изваяние: голубка сидит на вершине горы Гризим, - объясняет рав Нахман бар Ицхак. - И этому изваянию они поклонялись, как идолу. Конечно же, далеко не все самаритяне поклонялись этому идолу. Но все же, если был такой прецедент, чтобы избежать ошибок, Учителя решили, что лучше услугами самаритян в шехите и в изготовлении вина не пользоваться.

Рассказывает Талмуд, что с раби Ицхаком бар Йосефом произошло нечто подобное, что и с раби Меиром. Попросил его раби Абагу (амора, один из крупнейших Учителей Талмуда в Эрец Исраэль, начало 4-го века) принести вина от самаритянина. Возвращаясь, раби Ицхак встретил старца, который посмотрел на него и сказал: «Нет тут соблюдающих законы Торы».

Услышали об этом раби Ами (один из крупнейших Учителей Талмуда в Эрец Исраэль; 3-й век) и раби Аси (великий Учиетель Талмуда, коллега раби Ами) и вынесли постановление: хоть и соблюдают самаритяне многие законы Торы, в том числе - законы кашрута, будем относиться к ним, как к другим неевреям. И соответствующим образом, со всеми вытекающими отсюда последствиями, должна решаться любая связанная с ними проблема

Что это означает?

Допустим, еврей владеет с самаритянином одним двором, - поясняет Талмуд. - И вот еврей решил сделать в общем владении эрув (объединение «пространства», внутри которого можно переносить вещи в шаббат). Он может сделать это единственным способом - арендовать у самаритянина принадлежащую ему часть двора. Просто согласия самаритянина на то, чтобы считать этот двор эрувом - не достаточно.

Далее Талмуд рассказывает такую историю.

Однажды отправились раби Зейра (великий Учитель Талмуда третьего поколения; 3-й век) и раби Аси вместе в путешествие. На ночь остановились на постоялом дворе, хозяевами которого были малограмотные, несведущие в законах Торы евреи.

Заказали они ужин, и им принесли яичницу в винном соусе.

Раби Аси поужинал, а раби Зейра поблагодарил хозяев, но от еды отказался.

Потом, когда они остались одни, спросил раби Зейра своего спутника:

Разве ты не опасаешься, что эти хозяева могли использовать продукты, от которых не отделены трума и маасер (каждый еврей в Эрец Исраэль должен отделять определенную часть урожая в пользу коэнов и бедных; подробнее - см. на сайте, к примеру, обзор листа 66 трактата Менахот)?

И раби Аси объяснил, в чем тут дело. Если человек взял из рук несведущего в законах Торы еврея вино и, скажем, чечевицу (или какой-либо другой продукт), чтобы потом съесть это в смеси, от продукта следует отделить десятину (маасер). Но если получил от такого еврея уже приготовленную смесь, отделять маасер не надо. Этот продукт пригоден для еды.

Далее Талмуд рассказывает еще несколько историй, связанных с проблемой - можно ли в вопросах кашрута доверять еврею, который не очень сведущ в законах Торы.

Но какое же отношение имеет все это к шехите самаритянина?

Ассоциации уводят Учителей порой далеко от основной темы. Настолько, что нам трудно уследить за логикой их размышлений. В данном случае можно сделать лишь такой вывод: обсуждая конкретные модели поведения еврея в той ли иной ситуации (а каждая история в Талмуде - это модель), Талмуд подводит нас к пониманию определенной идеи. Если уж еврею далеко не всегда можно довериться в вопросах кашрута, то нееврею (самаритяне не являлись частью еврейского народа) - тем более.

Поэтому Учителя, во избежание ошибок, запретили самаритянам делать для евреев шехиту.

 

Автор текста Моше Гойхберг

Трактат Хуллин

Лист 7

На нашем листе Талмуд обсуждает вопрос: почему город Бейт Шеан оказался вне пределов Эрец Исраэль.

Раби Меир (один из крупнейших Учителей Мишны, 2-й век) разрешил в Бейт Шеане есть овощи, не отделяя маасер (десятая часть урожая, которую каждый земледелец, проживающий в Эрец Исраэль обязан отделить, прежде чем пользоваться его плодами - подробнее см. на сайте в обзор листа 66трактата Менахот), - сообщает Раби (великий раби Иегуда а-Наси - редактор текста Мишны, начало 3-го века).

И это означает одно: территория этого города и его окрестности Землей Израиля не считаются. Ибо лишь от урожая, выращенного в Эрец Исраэль, отделяют маасер.

Впрочем, сообщение Раби свидетельствует и о том, - подчеркивает Талмуд, - что постановление, вынесенное, даже одним мудрецом, великим знатоком Торы, имеет силу закона.

Но ведь в период, когда евреи вошли в Эрец Исраэль и завоевывали города, взят был и Бейт Шеан, - отмечает раби Иегуда, сын раби Шимона бен Пази. В Танахе написано: «И не проспал (то есть - завоевал) Менаше народы, населявшие Бейт Шеан и его окрестности…» (Шофтим - Книга Судей, гл. 1, ст. 27).

Раби Элазар бен Шамуа дает такое объяснение.

После странствий в пустыне сыны Израиля завоевали эти земли, и они обрели статус Эрец Исраэль. Но потом, вернувшись из Вавилонского изгнания, не захватили их вновь. С точки зрения раби Меира, высокий духовный статус территорий, оставленных евреями, когда они были изгнаны, утрачивался. Поэтому на Бейт Шеан и прилегающие к нему земли не распространялись и законы шмиты (каждый седьмой год евреи Эрец Исраэль не обрабатывали земли и не собирали урожай - подробнее об этом см. на сайте в обзоре недельной главы Бе-hар, первый годовой цикл).

Как это обычно бывает в Талмуде, Учителя, обсуждая позицию раби Меира, рассматривают ее со всех сторон, выстраивая гипотетические ситуации.

Но, в конце концов, принимают единую точку зрения: решение праведника (в данном контексте - Учителя Торы и Талмуда) далеко не всегда лежит на поверхности, немало приходится потрудиться порой, чтобы постичь логику его посылов и выводов, но ошибаться он не может, ибо Всевышний ограждает его от ошибок.

И не только самого праведника, но даже - скотину его, - добавляют Учителя.

Далее Талмуд рассказывает красивую историю.

Случилось так, что раби Пинхас бен Яир отправился выкупать пленных. Неблизкий путь ему предстояло пройти. И вот оказался он на берегу реки Гинай. Глубокая была река - вброд не перейдешь. И обратился раби Пинхас к реке с просьбой:

- Расступись, пожалуйста, чтобы мог я перейти на другой берег.

Ответила ему река:

- Ты выполняешь волю Творца, и я выполняю волю Творца. Тебе, быть может, и не удастся исполнить возложенную на тебя миссию. Ну а я свою - наверняка и дальше буду выполнять…

- Это - как посмотреть, сказал реке раби Пинхас. - Может статься, и пересохнешь, если не расступишься передо мной.

Задумалась река и решила пропустить раби Пинхаса - расступилась перед ним.

Но раби Пинхас был не один. Шел вместе с ним человек, который должен был позаботиться о пшенице для мацы на Песах.

Река расступилась и перед ним.

А еще с ними шел торговец-нееврей.

Река и перед ним расступилась…

И вот остановился раби Пинхас отдохнуть на постоялом дворе. Радушный хозяин позаботился не только о нем, но и о его осле - насыпал ослу раби Пинхаса ячменя. А осел стоит и - не ест. Хозяин велел слуге просеять ячмень. Но осел все равно к еде не притронулся. В чем тут дело?

Быть может, десятину не отделили от этого ячменя? - спросил раби Пинхас бен Яир.

И в самом деле. Как только отделили от ячменя десятину, осел тут же принялся за еду.

Но разве в подобных случаях, если нет уверенности, что десятина отделена от урожая, для осла надо было ее отделить? - спрашивают Учителя. - Ведь мы учили, что это делается, только если плоды предназначаются человеку.

Как выяснилось, ячмень и в самом деле изначально предназначался для людей. А при таких обстоятельствах, даже если часть от него отдают ослу, а уверенности в том, что десятина отделена - нет, ее необходимо отделить.

Это - свидетельство, что особые знания мудреца «одухотворяют», поднимают на более высокий духовный уровень все, что мудрецу принадлежит, - заключает Талмуд…

 

Автор текста Моше Гойхберг

 

Трактат Хуллин

Лист 8

На нашем листе Талмуд возвращается к основной теме трактата - шехите (когда животное режут обусловленным Торой, безболезненным способом - см. на сайте Введение в трактат Хуллин, а также - обзор листа 2).

Теперь в эпицентре обсуждения - определенное состояние ножа, которым, совершая шехиту, можно резать животное.

Если перед тем как зарезать животное шохет (человек осуществляющий процесс шехиты) раскалил нож, - говорит Шмуэль (великий Учитель Талмуда первого поколения; 3-й век), - шехита будет кошерной (то есть прокаливание ножа не создает никаких дополнительных проблем; об основных ошибках при шехите - см. на сайте обзор листа 2). Ибо убивающий животное надрез производится быстро, до того, как нож успевает обжечь телесную ткань.

Но ведь боковые поверхности ножа могут обжечь шею животного, - отмечают другие Учителя. - Как это расценивать?

В процессе шехиты разрез расширяется, - поясняет Шмуэль. - И только острие лезвия соприкасаются с телесными тканями животного.

Исследуя ситуацию, Талмуд, как обычно, пользуется методом сравнительного анализа, рассматривая виды кожных поражений, наличие которых «диагностируется» как цараат (болезнь, возникающая по причинам духовного характера; заболевший называется - мецора; подробнее об этом - см. на сайте в обзорах недельных глав Мецора и Тазриа, первый годовой цикл).

Существует два вида таких поражений кожи: шхин и михва, - сообщает Талмуд.

И выдвигает на обсуждение вопрос: если, допустим, человека ударили раскаленным металлическим прутом, какое он получит поражение кожи - шхин или михва?

Если человека ударили горячим камнем или деревянной палкой, или он обжегся водой горячего источника Твери (город в Эрец Исраэль), или на его теле образовалась рана от свинца в руднике, то есть - чем угодно, что не нагревалось на огне, это будет кожное поражение, которое квалифицируется как шхин. Если же «виновник» ожога - уголек или горячая зола, раскаленная известь и т.п., то есть все, что было нагрето в огне, человек получает повреждение кожи типа махва.

Талмуд приводит некоторые правила, связанные с такими кожными повреждениями.

Человек, получивший любое из этих повреждений, в течение недели не должен выходить из дома. Если область поражения (для того, чтобы объявить человека мецорой, нужно, чтобы она была не меньше определенного размера) у него увеличилась или на покраснении появились белые пятна, его объявляют мецорой.

Выше мы говорили, что мецора - состояние человека, который, совершив какую-либо ошибку, нарушил, скажем так, «духовное равновесие». А тут он становится мецорой в результате физического воздействия. Как же так?

Но не будем забывать, что и явления физического плана - от Всевышнего и могут быть «реакцией» на образовавшиеся духовные «неполадки». Это и выясняется в процессе «карантина», когда человека запирают в его доме на семидневный срок.

Если человек получил удар раскаленным металлическим прутом, что возникает раньше: повреждение от ушиба или - ожог? - спрашивает Талмуд.

И приходит к выводу, что сначала образуется рана от удара, а позднее образуется ожог.

По аналогии Учителя заключают, что Шмуэль, объясняя, почему раскаленный на огне нож не делает шехиту некошерной, точно описывает ситуацию. Тем более, что нож для шехиты, в отличие от тупого предмета - прута, хорошо заточен, и острие у него - очень тонкое.

Почему ножом, который использовался в ритуалах поклонения идолам, можно делать шехиту, но мясо резать - нельзя? - спрашивает рав Нахман (великий Учитель Талмуда в Вавилоне, 3-й век).

И дает такое объяснение. Потому что при шехите нож как бы понижает «статус» животного - живое животное стоит дороже зарезанного. Когда им орудуют, разделывая тушу, нож, наоборот, как будто бы повышает «статус» мяса - из него готовят кушанья, которые будут съедены человеком.

Как же можно резать кошерное животное ножом, который использовался в ритуалах идолопоклонников? - спрашивает Рава (величайший Учитель Талмуда четвертого поколения; 4-й век). - Ведь его лезвие впитало в себя некошерный жир.

Рав Нахман подразумевал, что идолопоклонники применяли его, заготавливая дрова, - уточняет Талмуд.

Впрочем, многие Учителя говорят, что делать шехиту и резать мясо можно и ножом, взятым у нееврея.

Если таким ножом режешь мясо, - отмечает Рав (великий Учитель Талмуда первого поколения, 3-й век), - достаточно срезать с него и не использовать в пищу его верхний слой.

Такой нож без боязни можно использовать, - говорит Раба бар бар Хана, - если его хорошенько промыть водой. Также, промыв водой, можно делать взятым у нееврея ножом и шехиту.

Потому что из разреза вытекает много крови, - объясняют слова Рабы некоторые Учителя, - и ничего «постороннего» в мясо животного не попадает.

Однако другие Учителя усматривают в данном вопросе иную грань Истины.

Нож входит в определенное место на шее животного под нажимом, - говорят они. - И впитавшиеся в него частицы некошерного могут проникать в мясо животного, которому делают шехиту.

Талмуд выдвигает на обсуждение новую ситуацию. Допустим, ножом зарезали животное. А оно оказалось больным. Можно ли использовать его для другой шехиты?

Изучив обстоятельства, Учителя приходят к выводу, что пользоваться этим ножом можно. Их точки зрения расходятся лишь в одном: какую «обработку» должен пройти этот нож.

Некоторые Учителя говорят: чтобы снять с ножа жир больного животного, нож этот надо промыть холодной водой. Другие - горячей. Третьи - достаточно хорошо протереть его жесткой тряпкой. Принятая ѓалаха (практический еврейский закон) - достаточно промыть нож холодной водой…

Автор текста Моше Гойхберг

 

Трактат Хуллин

Лист 9

На нашем листе Талмуд продолжает обсуждать проблемы, связанные с осуществлением процесса шехиты (когда животное режут обусловленным Торой, безболезненным способом - см. на сайте Введение в трактат Хуллин).

Завершая анализ ситуаций, которые могут возникать, когда шохет (человек, делающий шехиту; подробнее - см. в обзоре листа 2) пользуется ножом, взятым у другого человека, Талмуд ставит принципиальный вопрос: сколько ножей требуется шохету?

Шохету нужны три ножа и две посудины с водой, - говорит Рав (великий Учитель Талмуда первого поколения, 3-й век). - Одним он режет животное, другим - разделывает тушу, третьим - вырезает запрещенный для еды внутренний жир. В одной посудине он моет мясо, в другой - жир.

Другие Учителя усматривают в этом иную грань Истины.

Достаточно двух ножей и одной посудины, - говорят они. - Один для шехиты, а другим можно сначала разделать тушу, а потом - вырезать жир. С тремя ножами легко запутаться. Так же - и с двумя посудинами. Достаточно одной…

Обсудив некоторые детали процесса шехиты, Учителя переходят к общим вопросам.

Мудрец Торы должен уметь грамотно писать, делать шехиту и обрезание, - говорит Рав.

А еще - правильно повязывать тефиллин, благословлять жениха и невесту под хупой и завязывать цицит, - дополняет рав Хананья бар Шамая высказывание Рава.

Если шохет не достаточно хорошо знает законы шехиты, - говорит Шмуэль (великий Учитель Талмуда первого поколения; 3-й век), - мясо животного, которое он зарезал, нельзя есть.

Поэтому так важно, чтобы мудрецы Торы хорошо знали все подробности процесса шехиты, - заключают Учителя. - И, экзаменуя шохета, внимательно следили за каждым его движением. Замечать его ошибки - дело непростое. Трудно, к примеру, на глаз определить, не нажал ли он на нож с большим, чем требуется, усилием. А если при шехите имела место дераса (одна из основных, недопустимых ошибок при шехите - об этом см. на сайте в обзоре листа 2), кошерной она уже не считается. Или - шеѓия (см. там же). Заметить, что шохет на долю секунды остановил движение ножа - очень сложно. А ведь это - свидетельство того, что шохет не достиг нужного уровня в своем мастерстве. И, следовательно, нельзя ему давать разрешение на самостоятельную практику.

Шохету необходимо быть человеком очень ответственным, - говорит Шмуэль. - Всякий раз после шехиты он должен проверять место надреза - все ли сделано правильно.

Будет ли шехита считаться кошерной, если шохет не сделал такую проверку? - спрашивает Талмуд.

И отвечает: нет, не проверив надрез после шехиты и сразу приступив к разделыванию туши, шохет ставит под сомнение всю свою работу. Мясо после такой шехиты не годится в пищу. Более того, считается, что оно «заряжено» тумой (духовная нечистота; подробнее о туме - см. на сайте обзор недельной главы Тазриа, первый годовой цикл).

Если этап проверки пропущен, - уточняют Учителя. - Есть опасность, что животное было зарезано некошерным способом. И тогда его мясо - невела (падаль). А употреблять в пищу невелу запрещено законом Торы.

Впрочем, рав Ѓуна (великий Учитель Талмуда второго поколения, 3-й век) усматривает в этом вопросе иную грань Истины.

Если проверка после шехиты не произведена, - говорит он, - мясо животного есть нельзя. Но невелой оно не становится, и тумы в нем нет.

Талмуд выдвигает на обсуждение новый вопрос: надо ли шохету каждый раз перед шехитой проверять состояние ножа или это можно делать периодически?

Нож следует проверять перед каждой шехитой (если на его лезвии образовалась даже крошечная зазубрина, он уже не годится для шехиты - см. на сайте обзор листа 2), - дает разъяснение раби Йоханан (крупнейший амора, Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век). - Обычно проверку производит проживающий в данном населенном пункте признанный знаток Торы. Однако в случае, если в селении нет такого мудреца, шохет проверяет нож сам. Ведь он - тоже знаток Торы. В противном случае, если человек не достиг в изучении Торы достаточного уровня, никто не аттестует его как специалиста в шехите.

Интересно проследить, как Учителя, чтобы оградить людей от возможных ошибок, моделируют самые разнообразные ситуации. На нашем листе обсуждается, к примеру, такой случай. Только что сделали шехиту, и еще не успели осмотреть тушу животного - не было ли у него каких-либо скрытых болезней (и тогда, быть может, мясо его не годится для еды). А тут подкрался волк и утащил внутренности зарезанного животного. Люди напугали его, и он убежал, бросив добычу. На внутренностях, которые были украдены волком, естественно, остались дырки от его зубов. Спрашивается: можно ли считать мясо этого животного кошерным, пригодным для еды? Ведь нет гарантии, что на том самом месте, где волк продырявил внутренности зарезанного животного, были признаки какого-то опасного заболевания.

Вероятность этого слишком мала, - отвечает рав Ѓуна. - В таких случаях мясо остается кошерным.

Но почему же тогда запрещается есть плод инжира, если его клевала птица? - спрашивает Талмуд.

И объясняет: тут действительно есть опасность, что в том же месте плод попробовала змея и оставила в нем свой яд.

Автор текста Моше Гойхберг

 

Трактат Хуллин

Лист 10

На нашем листе Талмуд продолжает обсуждать проблемы, связанные с осуществлением процесса шехиты (когда животное режут обусловленным Торой, безболезненным способом - см. на сайте Введение в трактат Хуллин). И в частности - случаи, когда допущенная ошибка или небрежность могут сделать шехиту некошерной (то есть мясо зарезанного животного нельзя будет есть).

В этой связи ранее мы уже перечислили пять обстоятельств, которые способны нанести шехите непоправимый урон (см. на сайте обзор листа 2). Среди них - так называемый икур (наличие на лезвии ножа зазубрины, что приводит к разрыву, а не к разрезанию, как положено по правилам, телесной ткани животного). Об этом и пойдет здесь речь.

На предыдущем листе мы говорили о том, что шохет должен проверять нож перед каждой шехитой (см. на сайте обзоре листа 9). Талмуд, обозначив и рассмотрев одно правило, добавляет второе: если нож перед шехитой подвергли тщательному осмотру и он был признан идеальным, а сама шехита прошла без ошибок, кошерной ее можно считать только после вторичной проверки ножа - уже после шехиты. Ведь нельзя сбрасывать со счетов вероятность, что шохет, производя надрез, в самом начале, повредил нож о шкуру животного. В случае, если при вторичной проверке зазубрина найдена, мясо животного, зарезанного таким ножом, употреблять в пищу нельзя.

Положим, нож проверили не сразу. Шехиту, воспользовавшись им, сделали утром, а проверку произвели вечером, после того, как целый день рубили этим ножом кости, - вносит уточнение рав Ѓуна (великий Учитель Талмуда второго поколения, 3-й век). - Во время этой проверки на лезвии ножа обнаружили зазубрины… Понятно, конечно же, что они образовались, скорее всего, из-за того, что ножом рубили кости. Но шехиту, тем не менее, придется признать некошерной.

Иную грань Истины видит в этом рав Хисда (ученик рава Ѓуны; один из крупнейших Учителей третьего поколения; Вавилон, 3-й век).

Удары о кости почти наверняка повреждают нож, - говорит он. - А вероятность появления зазубрины от соприкосновения со шкурой животного - чрезвычайно мала. Поэтому в данном случае шехиту следует считать кошерной. Когда повреждение может быть вызвано двумя причинами, выбирают ту, которая по логике вещей воспринимается реальной. А ту, что - под большим сомнением, просто не принимают в расчет.

Высказывая свою позицию по этому поводу, Рава (величайший Учитель Талмуда; Вавилон, 4-й век) проводит аналогию с процессом духовного очищения в микве (специальный бассейн для духовного очищения, в воды которого человек окунается с головой, и на его теле при этом не должно быть никаких посторонних предметов или наклеек).

Допустим, - говорит он, - человек, чтобы очиститься от тумы (духовная нечистота) ,окунулся в воды миквы, а потом обнаружилось, что к его телу прилип, например, кусочек стружки. Даже если он после миквы целый день строгал доски, можно считать, что он прошел процесс духовного очищения лишь в том случае, если он точно помнит, что в момент, когда он вышел из воды, этого кусочка стружки на его теле не было. Если же он этого не помнит, его статус определяется по сомнительному фактору - считается, что в микве его тело не было полностью освобождено от посторонних вещей. И ему, чтобы наверняка знать, что он - таѓор (духовно чистый), придется снова пойти в микву.

Так же и со шехитой. Мы должны точно знать, что мясо зарезанного животного пригодно для еды. А для этого нужна уверенность в том, что от начала и до конца шехиты, нож, с помощью которого она производилась, был в идеальном состоянии.

Отметим, что, в конце концов, выведенная Учителями ѓалаха (еврейский практический закон) звучит так: если на ноже уже после шехиты обнаружена зазубрина, и человек не рубил этим ножом кости, мясо зарезанного животного будет считаться невелой (непригодным в пищу). Но если зазубрины оказались на ноже, которым после шехиты рубили кости, шехита признается кошерной, и мясо животного разрешается есть.

Талмуд рассказывает, что однажды рав Йосеф (великий Учитель Талмуда третьего поколения, начало 4-го века) запретил для употребления в пищу мясо тринадцати животных. Им делали шехиту - одну за другой. И, проверив нож по завершению всех процедур, увидели, что на нем - небольшая зазубрина. Никто, конечно же, не смог определить, в какой момент она образовалась. Может, и сразу, в процессе первой шехиты

Поэтому рав Каѓана постановил: если режут подряд несколько животных, нож следует тщательно осматривать после каждой отдельной процедуры.

 

Автор текста Моше Гойхберг

 

Трактат Хуллин

Лист 11

На нашем листе Талмуд исследует «методику» применения принципов, на основе которых наши Учителя выносят свои решения.

Знакомясь с содержанием листов разных трактатов, мы не раз сталкивались с такой ситуацией, когда Учителя, обсуждая спорные вопросы, выводили ѓалаху (еврейский практический закон) по «большинству» голосов. Тем же методом пользовались и судьи Санѓедрина (Верховного суда), если по поводу приговора у них не было единого мнения.

Талмуд задается вопросом: откуда нам известно, что мы должны руководствоваться этим принципом?

И отвечает: это - один из тех «инструментов» познания Торы, которые были получены Моше от Всевышнего на горе Синай.

В любом спорном случае, изучив открытые мудрецами грани Истины, Талмуд дает ту рекомендацию, которая высказана большинством Учителей.

При этом Тора учит искренности и принципиальности. В ее тексте есть такая фраза: «Не склоняйся к большинству назло…» (Шемот, гл. 23, ст. 2).

Здесь подразумевается не только «злой умысел», - поясняют Учителя, - но и самоуважение, твердость убеждений.

Принцип «большинства» применяется и в иной плоскости, - отмечает Талмуд. И описывает такую ситуацию.

Допустим, в мясном ряду - десять магазинчиков. В девяти из них продают кошерное мясо и только в одной - некошерное. И вот на земле в этом ряду найден кусок мяса. Спрашивается: что мы должны о нем сказать - кошерный он, этот кусок, или некошерный?

Мы говорим: «это - кошерное мясо». Потому что и здесь используется принцип «большинства». А большинство магазинчиков этого ряда торгуют кошерным мясом.

Раби Элазар (великий Учитель Мишны, 2-й век) приводит другой пример.

В Торе о корбане-ола (приношение в Храме, символизирующее тотальную близость к Творцу, в знак чего тушу предназначенного для приношения этого вида животного сжигают полностью): «И разделит ее на части…» (Ваикра, гл. 1, ст. 6).

Тушу животного разрезают на части, чтобы осмотреть мясо - так определяют, не было ли у животного какой-то болезни, которая делает его мясо непригодным для сожжения на мизбеахе (в приблизительном переводе - «жертвенник»). Но ведь отдельные органы при разделывании туши не вскрываются. И хотя внутри них может быть какой-либо изъян, если признаки заболевания на открытых частях туши не обнаружены, мясо животного признают пригодным для реализации дальнейшей процедуры приношения. Ибо в своем «большинстве» мясо животного не имеет дефектов.

Факт, что нам следует руководствоваться принципом «большинства», - говорит Мар бар Равина, - подтверждается и запретом из Торы, касающимся пасхального приношения.

В Торе сказано: «И кость его не сломайте…» (Шемот, гл. 12, ст. 46).

Но ведь и внутри кости животного может быть скрыт какой-то дефект. Следовательно, из повеления «не сломайте» мы делаем вывод: даже если допустить, что внутри кости предназначенного для корбана-песах животного есть изъян, мы проводим процедуру приношения. Поскольку в основном животное - в порядке.

Указание на то, что в случае, если нет способа проверки, применяют принцип «большинства», прочитывается в законах приношения двух козлов в Йом Кипур (см. на сайте обзоры листов 66, 67 и 68 трактата Йома), - говорит рав Аха бар Яаков (великий Учитель Талмуда 3-го поколения, начало 4-го века). - Как написано в Торе: «И возьмет двух козлов…» (Ваикра, гл. 16, ст. 7). Берут двух одинаковых козлов, по внешним признакам пригодных для приношения (то есть - без видимых физических дефектов) и по жребию определяют, какой из них попадет на мизбеах. Другого - отводят в пустыню и сбрасывают со скалы. Первому делают шехиту, и становится окончательно ясно, здоров он или болен. Но второго отправляют в пустыню - живым. А что, если он - болен?

Но, может быть, козла отпущения проверяли после того, как сбрасывали его со скалы? - высказывают гипотезу Учителя.

Но тут же ее отметают. Козел падал на камни, с высоты…

Так что остается одно: принцип «большинства». Если большинство козлов без видимых дефектов оказывается здоровыми и пригодными для приношения в Храме, то и этого, «непроверенного» (ему не делали шехиту) козла следует считать пригодным для приношения.

Рамки наших обзоров не позволяют нам полностью привести то множество примеров, которые обсуждает Талмуд, выверяя сферы использования принципа «большинства» в жизненной практике.

Поэтому, в дополнение к сказанному, дадим лишь еще один, непосредственно касающийся основной темы нашего трактата.

Теоретически, может случиться такое, что у животного перед шехитой, в том самом месте, где делается надрез, произошел внутренний разрыв тканей, - отмечает рав Аши (великий Учитель, редактор Вавилонского Талмуда, начало 5-го века), - И тогда, казалось бы, шехита будет некошерной. Но на практике проверить это невозможно. Поэтому, мы, исходя из опыта, который свидетельствует - со здоровыми животными обычно, в большинстве случаев, такого не бывает, теоретические допуски такого рода не учитываем.

Сегодня, возможно, мы сказали бы, что Талмуд, исследуя ситуации и делая выводы, широко использует теорию вероятности

 

Автор текста Моше Гойхберг

 

Трактат Хуллин

Лист 12

На нашем листе Талмуд вновь возвращается к теме - кто может делать шехиту, обозначенной в первой Мишне трактата словами: «Все могут…» (см. на сайте обзор листа 2).

Но теперь, вычленив категорию людей, которым на законных основаниях разрешается этим заниматься, Учителя как бы «под микроскопом» рассматривают детали проблемы.

Напомню, что шохетом (человек, который осуществляет процесс шехиты) может стать человек, который хорошо ориентируется в законах Торы вообще и законах шехиты - в частности (подробнее см. на сайте первую часть обзор листа 2).

Здесь, на нашем листе, Рав (столь великий и известный Учитель Талмуда первого поколения, что звание «рав» стало его именем, и все знали, о ком идет речь; 3-й век) говорит: если человек видел от начала и до конца, как шохет делает шехиту, ему можно есть мясо этого животного, если не видел всю процедуру - нельзя.

Возникает закономерный вопрос: есть ли необходимость в «личном» наблюдении за шехитой животному, мясо которого человек собирается есть?

Ведь даже если он точно не знает, насколько основательно данный шохет изучил и усвоил законы шехиты, он может положиться на принцип «большинства» (см. на сайте сайте обзор листа 10). Ибо известно, что большинство шохетов в своем деле - признанные специалисты.

Речь здесь идет как раз о противоположном случае, когда человеку известно, что тот, кто будет производить шехиту, пока не имеет на это «лицензии» (не сдал, к примеру, экзамен). Однако решается воспользоваться его услугами на основании того, что видел, как этот, претендующий на «звание шохета» еврей по всем правилам осуществляя процедуру. Правда, не наблюдал за всем процессом этой шехиты до конца. И сделал вывод: если часть предусмотренных законами шехиты действий - правильны, то и остальные будут правильными.

От подобного отношения к шехите и предостерегает Рав. Чтобы доверять такому шохету, - наставляет Учитель, - надо видеть, как он проявляет себя на протяжении всего процесса шехиты, от начала и до последнего движения. Только так можно быть уверенным, что он, как правило, не допускает малозаметных, на поверхностный взгляд, но весьма принципиальных ошибок (об этих ошибках - см. на сайте обзор листа 2).

Далее Талмуд выдвигает на обсуждение такую ситуацию. К примеру, у человека пропали козлята или, скажем, куры. Потом он нашел их - зарезанными. Спрашивается, можно ли их использовать для еды?

Нельзя, - говорит рав Иегуда (амора второго поколения, великий Учитель Талмуда; 3-й век).

Можно, - говорит раби Ханина (амора первого поколения, один из крупнейших Учителей Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век).

Талмуд начинает исследовать позиции Учителей. И выясняется, что никаких противоречий между их точками зрения нет. Просто они рассматривали разные обстоятельства этой ситуации.

Рав Иегуда допустил, что тушки потерянных животных найдены среди уличного мусора. И тогда, естественно, они, скорее всего, были убиты каким-либо способом, не имеющим отношения к шехите. Значит, стали - невелой, а невелу есть запрещено.

Раби Ханина рассматривает ситуацию, когда тушки потерянных животных найдены в доме. И, следовательно, скорее всего, им была сделана шехита. Мы будем считать, что эта шехита - кошерна, - говорит он, - потому что большинство шохетов в своем деле - знатоки.

Но ведь возможен и третий вариант развития событий, - отмечает Талмуд. - Положим, тушки потерявшихся животных обнаружены в мусоре в доме. Как расценивать такую ситуацию?

И объясняет, если мясо выбросили, это может означать только одно: оно стало невелой, и употреблять в пищу его, естественно, нельзя…

Талмуд переходит к обсуждению следующей части Мишны, где сказано, что душевно больной, глухонемой и несовершеннолетний не могут стать шохетами (см. на сайте заключительную часть обзор листа 2). Им не разрешается резать животное даже под наблюдением специалистов и знатоков Торы. Даже если животное не предназначено для приношения в Храме и готовится для бытовых целей - для еды.

И это нетрудно понять. Ведь шехита, как мы могли убедиться, в любом случае, не зависимо от предназначения животного - дело чрезвычайно ответственное. А представители перечисленных категорий рода людского не способны в полной мере отвечать за свои действия. Тем более, что в процессе шехиты, как мы уже говорили, один не рассчитанный нажим на нож или остановка на долю секунды превращает всю процедуру - в некошерную.

Впрочем, в следующей за этим указанием фразе Мишна сообщает: если любой (человек) совершил шехиту, а другие (компетентные в этом деле люди) наблюдали - его шехита считается кошерной (см. там же).

Должны ли мы понимать слово «любой» так, что и шехита глухонемого, душевно больного и несовершеннолетнего постфактум (если сделана под наблюдением сведущих людей) будет кошерной?

И отвечает: их шехита в данных, подчеркнутых Мишной, обстоятельствах будет кошерной.

Что это за обстоятельства? Какие ситуации выдвигает на обсуждение Талмуд, рассматривая вопросы кошерности шехиты, совершенной душевно больным или, скажем - ребенком, не достигшим 13-летнего возраста (по еврейскому закону мальчик считается совершеннолетним в 13 лет)?..

Об этом мы будем говорить в обзоре следующего листа.

 

Автор текста Моше Гойхберг



2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41
42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61
62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81
82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121
122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141
142

New Page 5

ВВЕДЕНИЕ

Наш трактат - третий в разделе Кодашим. В разделе, который, как уже говорилось во Введении к первому трактату раздела - Зевахим (см. на сайте Введение к трактату Зевахим), посвящен обсуждению одной из центральных тем в Торе. Это - тема взаимоотношений человека с Творцом, которые находят свое выражение в приношениях (когда человек что-то отдает, посвящая часть своей собственности Всевышнему) в Храме.

В свете только что сказанного, включение трактата Хуллин в раздел Кодашим может показаться несколько странным. Ведь главная тема этого трактата - шехита (когда кошерных животных режут безболезненным способом, детально описанным в Торе). Более того, речь в нашем трактате идет не о процедуре приношения в Храме, но - о принципах, обуславливающих употребление мясо кошерных животных в пищу. Почему же тогда этот трактат оказался в разделе Кодашим?

Чтобы найти подходы к ответу на этот вопрос, внимательней всмотримся в название трактата.

Слово хуллин - производное от корня халал, который состоит из ивритских букв хет, ламед, ламед и означает - «абсолютная, незаполненная пустота». В текстах Танаха часто встречаются образованные от этого корня глаголы, которые переводятся так: «перестать быть кодеш», «оказаться вне состояния одухотворенности» (утратить насыщенность духовной энергией).

Конкретное значение слова хуллин - «низменные (лишенные духовности) объекты». Буквально - полная противоположность понятию кодашим (духовно возвышенные объекты).

Но это, казалось бы, запутывает нас еще больше. И нам еще труднее понять, зачем трактат Хуллин помещен в раздел Кодашим?

Попробуем подойти к этой проблеме с другой стороны.

Центральная, сквозная тема нашего трактата, как уже говорилось - шехита. Только процесс шехиты позволяет еврею использовать в пищу мясо животного. Ведь в принципе, в идеале, до Всемирного Потопа, в пищу человеку предназначались продукты растительного происхождения. Мясо животных разрешено было есть только для того, чтобы усилить человеческий потенциал в его постижении Устройства мира. Ибо речь уже идет о слабом «послепотопном» человеке, который утратил прямую традицию от Адама и других великих людей десяти поколений от Адама до Ноаха.

Однако, позволив человеку есть мясо животных (то есть - разрешив отнимать у животных жизнь), Творец не отменил свое повеление - не проявлять жестокость к Его созданиям. Из этого повеления и проистекает особый наказ о процедуре шехиты. Без шехиты мясо животного считается невела, независимо от того, каким способом (кроме шехиты) умертвили животное - зарезали ножом, убили электрошоком или как-то иначе. А употребление в пищу невелы законом запрещается (отметим, кстати, что и неевреям разрешено умертвлять животное только способом шехиты).

Следовательно, шехита - процедура, которая превращает запрещенное - в разрешенное Творцом. Иначе говоря «пустота» в процессе шехиты начинает заполняться… Животное, материальный объект приобретает иное качество… Эта идея и перебрасывает мост от хуллин - к кодашим.

Основные темы трактата Хуллин - законы шехиты и кошерной пищи, запрет на смешение молочного с мясным. Рассматривается здесь и отношение к «царству животных», в том числе - заповедь, обуславливающая бережное обращение с птицей, высиживающей птенцов. И, конечно же, как обычно в Талмуде, попутно обсуждаются различные законы Устройства мира и поведения человека в нем.

В трактате - 12 глав, 142 листа.

Автор текста Элиягу Эссас

Новая страница 1



 

ВСЕ ТРАКТАТЫ:

Шаббат

Йома

Хуллин

Менахот

Зевахим

Авода зара

Шевуот

Макот

Санѓедрин

БАВА БАТРА

БАВА МЕЦИЯ

БАВА КАМА

СОТА

 

К началу

 

Как Вы относитесь к негативному высказыванию раввина о советском периоде?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля