New Page 1
|
|
О Трактате Хуллин
Трактат
Хуллин
Лист 27
Наш лист открывает третью главу Хуллин.
Талмуд переходит к анализу этапов самой
процедуры шехиты (значение термина - см.
на сайте Введение
в трактат Хуллин, а также обзор
листа 2).
В Мишне нашего листа читаем:
Во время шехиты необходимо перерезать
дыхательное горло и пищевод (животного) -
симаним.
Если (шохет
- человек, осуществляющий шехиту) перерезал
птице один симан или два - особи
(крупного или мелкого рогатого) скота, шехита
будет кошерной.
Если перерезана большая часть симана,
будет считаться, что симан перерезан
целиком .
Если (шохет)
перерезал
один симан у птицы до половины, или у
быка - один симан до конца, а второй - до
половины, такая шехита - некошерна, и
животное непригодно для дальнейшего
использования…
Приступив к анализу Мишны, Талмуд
исследует источники ее положений.
Сказано в Торе: «И сделает шехиту быку»
(Ваикра, гл. 1, ст. 5).
Эта фраза, - говорит рав Каѓана, - указывает,
что шехита делается именно в области
шеи животного.
К этому выводу он приходит на основании
морфологического разбора слова шехита.
Оно образовано от корня шах, что в
переводе означает - «склонять». Животное
склоняет голову с помощью шеи. А значит и
разрез при шехите необходимо делать в
области шеи.
Иную грань Истины усматривает здесь раби
Ишмаэль (великий Учитель Мишны, 2-й век).
Слово шохет, - говорит он, - следует
читать - сохет (звуки «ш» и «с» в
иврите можно передать одной буквой - шин).
По своему происхождению оно восходит к
корню сах, что в переводе означает - «подавать
голос». Голосовые связки находятся в горле
животного. Следовательно, именно в этом
месте и следует резать животное при шехите.
Однако Талмуд не удовлетворяется ни
первым, ни втором разъяснением, полагая, что
в них нет столь явной «анатомической»
точности.
Но о чем же тогда свидетельствует
процитированная фраза - «И сделает шехиту
быку».
Талмуд проводит всесторонний и тонкий
анализ цитаты. Не вникая в детали этого
анализа (он - слишком сложен), скажем лишь,
что в результате Талмуд приходит к такому
заключению: это сказано, чтобы подчеркнуть,
что в случае, если при шехите будет
поврежден позвоночник, шехита -
некошерна. Ибо это - явный признак, что в
процессе шехиты была допущена одна из
самых грубых ошибок, дераса (см. на сайте
обзор
листа
2).
Учителя задаются вопросом: откуда вообще
мы «извлекаем» законы реализации шехиты?
Из Устной Торы, - отвечает Талмуд. - А
Письменная Тора дает лишь самое общее
направление.
В качестве примера приводится и другая
цитата: «Это закон для животного и птицы» (Ваикра,
гл. 11, 46).
О чем здесь идет речь?
О том, - объясняет Талмуд, что,
предназначая животное для бытовых целей, то
есть - для еды, и животному и птице
обязательно надо делать шехиту (если
птица предназначена для приношения в Храме,
ей, как мы знаем, делают мелику - см. на
сайте листов 64
и 111
трактата Зевахим).
Талмуд предпринимает тончайший анализ
цитаты и выясняет, в частности, что в ней же
говорится и об отличиях в процедурах шехиты
для птиц и животных. В частности, слово «это»
указывает, что требование - «необходимо
перерезать большую часть обоих симаним»,
относится лишь к шехите, которую делают
особям крупного и мелкого рогатого скота. К шехите
птицы это требование не предъявляется.
Такой вывод можно сделать и на том
основании, что птица в ряду кошерных
представителей животного мира как бы
находится посередине между рыбами и скотом,
- отмечает Талмуд. От рыб в контексте нашего
обсуждения птица отличается тем, что рыбы
для употребления в пищу в шехите не
нуждаются. Как сказано: «Крупному и
мелкому скоту будет сделана шехита…
все рыбы морские будут собраны для них…» (Бамидбар,
гл. 11, ст. 22). То есть рыбу достаточно -
собрать (выловить), а птице обязательно надо
делать шехиту.
Чем же они в этом смысле отличаются от
рогатого скота, крупного и мелкого? Тем, что
для признания шехиты - кошерной,
достаточно перерезать птице один симан…
Автор текста
Моше Гойхберг
Трактат Хуллин
Лист 28
На нашем листе Талмуд продолжает
рассматривать отдельные подробности
процедуры шехиты (значение термина - см.
на сайте Введение
в трактат
Хуллин,
а также обзор
листа 2). И в
частности, концентрирует внимание на шехите,
которую делают птицам.
Откуда известно, что, согласно
предназначению, в способах умерщвления
птицы должны быть столь разительные
отличия: в пищу - шехита, как приношение
в Храме - мелика (см. на сайте листов
64
и 111
трактата Зевахим)? - спрашивает
Талмуд. Ведь это - две как бы
взаимоисключающие процедуры. При мелике
нож не используется, а если предназначенную
для приношения птицу зарезали ножом, ее
мясо принимает туму (духовную нечистоту
- см. на сайте обзор недельной главы Тазрия,
первый годовой цикл), то есть становится невелой
(по сути, падалью), которая непригодна для
дальнейшего использования (в том числе - и
для еды). Шехиту той же птице, но -
предназначенной в пищу, наоборот,
производят только ножом…
Тщательно изучив проблему, Учителя
приходят к выводу, что мелика - слишком
сложная процедура, чтобы ее могли
производить многие люди. Ее можно доверить
лишь избранным - коэнам (служителям в
Храме), специально обученным для этого.
В бытовых целях птице делают шехиту.
По указанию мудрецов.
Раби (великий раби Иегуда а-Наси -
редактор текста Мишны, начало 3-го века)
усматривает в этом вопросе иную грань
Истины.
Оба способа умерщвления птицы, - говорит
он, - из Торы. По поводу шехиты птиц Моше
получил на Синае подробные указания.
Согласно этим указаниям, - уточняет рав
Нахман (великий Учитель Талмуда в
Вавилоне, 3-й век), - птице надо перерезать
либо дыхательное горло, либо пищевод.
Иную грань Истины открывает в этом
вопросе рав Ада бар Аѓава.
Птице следует перерезать только пищевод, -
говорит он. - Дыхательное горло перерезать
нет необходимости.
Той же позиции придерживается и раби
Иегуда (великий Учитель Мишны, 2-й век). Но
вносит - уточнение.
У птицы, чтобы шехита была кошерной, -
отмечает он, - достаточно перерезать
пищевод и кровеносные сосуды, которые
расположены рядом с этим органом. Чтобы
кровь из них вытекла (по законам Торы,
евреям запрещено употреблять кровь
животных в пищу).
Перерезать сосуды необходимо лишь в том
случае, - подчеркивает рав Хисда ( амора,
Учитель Талмуда в Вавилоне; 3-й век), - когда
птицу собираются зажарить целиком. Если же
хозяйка намеревается приготовить из птицы
блюдо, предварительно разрезав ее мясо на
куски, в этом нет необходимости - кровь и без
того вытечет.
Разрезание сосудов, - говорит раби
Йоханан (крупнейший амора, Учитель
Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век), - не
имеет к процедуре шехиты
непосредственного отношения. - Сосуды тут
же, после шехиты, можно
продырявить колючкой.
Этого будет достаточно, и шехита не
утратит кошерность.
Большинство Учителей, изучив точки зрения
раби Иегуды и рава Хисды, принимает позицию
раби Иегуды. Дело в том, что горячая кровь
быстрее освобождает сосуды, остывшая
вытекает гораздо медленнее и может осесть
на стенках сосудов. То есть сосуды лучше все-таки
перерезать при шехите.
Так каковы же все-таки правила? Существует
ли при шехите птицы выбор между
органами (пищевод и дыхательное горло) или
же перерезать надо именно пищевод?
Чтобы выяснить это Талмуд изучает
проблему, пользуюсь методом сравнительного
анализа. В качестве объекта сравнения
берется мелика.
По правилам осуществления мелики,
согласно указаниям, «линия разрыва» должна
пройти через пищевод или дыхательное горло.
Если при мелике существует выбор
между этими двумя органами, то и при шехите
тоже есть выбор, - заключают Учителя.
Возвращаясь к содержанию Мишны (см. на
сайте обзор листа 27),
Талмуд другое ее положение, в котором
сказано: если симан перерезан до
половины, шехита птицы не считается
кошерной.
В связи с этим Учителя обсуждают проблему,
что считать «половиной симана».
Половина - это большая часть, - говорит Рав
(великий Учитель Талмуда первого поколения,
3-й век). - И подчеркивает, что такое
объяснение получил Моше от Всевышнего на
горе Синай.
Тем не менее, рав Каѓана усматривает в
этом иную грань Истины.
Половина - это половина, - говорит он, - то
есть оставшаяся часть должна быть такой же,
как первая. Другое дело, что Моше на Синае
получил указание, что при шехите птице
следует перерезать большую часть симана.
Тогда шехита будет кошерной.
Мы видим, что противоречия между
позициями Учителей - нет. Оба высказываются
за то, чтобы шохет (человек,
осуществляющий шехиту) перерезал
большую часть одного из предназначенных
для шехиты органов (симаним) птицы.
Но пользуются лишь разной «терминологией» -
в стремлении оградить людей от возможных
ошибок…
Автор текста
Моше Гойхберг
Трактат Хуллин
Лист 29
На нашем листе Талмуд, изучая содержание
Мишны (см. на сайте обзор листа 27),
продолжает рассматривать проблему, что
считать - «половиной» (см. на сайте обзор листа 28),
но теперь - под иным углом зрения.
Если в процессе шехиты (значение
термина - см. на сайте Введение
в трактат
Хуллин,
а также обзор
листа 2)
птицы шохет (человек, осуществляющий шехиту)
перерезал половину дыхательного горла, -
отмечают Учителя, - на мгновение задержался,
а потом довел дело до конца, шехита
считается кошерной.
Как это понимать? Ведь говоря об основных
ошибках, которые делают шехиту
некошерной, а мясо зарезанного животного - невелой
(непригодным в пищу), мы, в частности,
приводили понятие - шеѓия (приостановка
во время совершения шехиты движения
ножа даже на долю секунды).
Вот тут-то и всплывает снова вопрос, что
считать «половиной» процесса.
Если взять за основу позицию Рава (великий
Учитель Талмуда первого поколения, 3-й век),
который говорил, что половина - это большая
часть, ситуация представляется более или
менее ясной. Ибо тогда можно констатировать,
что приостановка ножа произошла уже после
того, как шехита была, по сути, завершена
(см. на сайте обзор листа 28).
Если же руководствоваться точкой зрения
рава Каѓаны, который говорил, что половина -
и есть половина, шехита не может быть
кошерной, что и записано в Мишне (см. на
сайте обзор листа 27).
Что же все-таки имеет в виду Рав, говоря,
что половина - это большая часть? -
спрашивает Талмуд.
И проводит параллель с законами Песаха.
Тут, отмечает Талмуд, существует такое
правило, что если половина евреев -
духовно чиста, то следует считать духовно
чистой большую часть народа Израиля. И
всему народу разрешено осуществлять свои
пасхальные приношения в Храме.
Но тут, со шехитой птицы - совсем
другое дело. И, анализируя позицию Рава,
Талмуд приходит к выводу, что его точка
зрения обусловлена спецификой шехиты.
Шехиту
производят быстрым и точным движением (см.
на сайте обзор листа
2).
Если «на глаз» нож прорезает половину
дыхательного горла или пищевода, то в
большинстве случаев он по инерции
обязательно «проскочит» на немного большую
глубину. А это уже означает, что шехита -
произведена и признается кошерной. То
движение, которое делает шохет после
приостановки ножа, расценивается как «остаточное»
и во внимание уже не принимается.
Здесь, как мы помним, анализируется третье
положение Мишны (см. на сайте обзор
листа 2). В
процессе его изучения Учителя заключают,
что оно относится к шехите, которую
производят, осуществляя процедуру
приношения в Храме.
По этому поводу рассказывается, что коэн
гадоль (первосвященник) в Йом Кипур, когда
приводили ему животное ежедневного
приношения, перерезал большую часть симаним,
перепоручая завершение шехиты другому коэну
- слишком много дел было у него в этот день, и
он торопился, чтобы успеть выполнить свои
обязанности.
Будет ли животное непригодным для
дальнейшего использования, если другой коэн
оставленную ему работу, допустим, не
завершил? - спрашивают Учителя.
Шехита все равно будет считаться
кошерной, - отвечает Талмуд, исследовав
ситуацию. - Ведь большая часть симаним -
перерезана, а, следовательно, шехита, по
сути, завершена.
Тогда зачем же давать поручение другому коэну,
чтобы он доделал работу?
Чтобы выполнить мицву (заповедь)
наилучшим образом, - подчеркивает Талмуд.
В связи с этим возникает вопрос: что,
собственно, называют шехитой?
Это - весь процесс умерщвления животного
предписанным способом, говорит раби
Йоханан (крупнейший амора, Учитель
Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век). - от
начала и до конца.
Однако Реш Лакиш (величайший Учитель
Талмуда в Эрец Исраэль, ученик, а
позднее - коллега раби Йоханана; 3-й век)
открывает в этом вопросе иную грань Истины.
Это - момент завершения умерщвления
животного предписанным способом, - говорит
он.
Талмуд детально изучает позиции Учителей.
Вступив в дискуссию, - отмечает Рава, - эти
Учителя рассматривали ситуацию, когда шехита
начата за пределами азары (храмовый
двор), а закончена - на территории Храма.
С точки зрения раби Йоханана, такая шехита
не будет считаться кошерной, ибо резать
предназначенное животное вне азары по
закону - запрещено.
С точки зрения Реш Лакиша, такая шехита
- кошерна, ибо, в свете данного им
определения, она произведена на территории
Храма.
Попутно, углубляясь в исследование
процедуры шехиты, Талмуд выдвигает на
обсуждение новые, связанные с определением
- что такое шехита, вопросы. Могут ли два шохета
делать шехиту одному животному? И еще:
может ли один шохет одновременно делать
шехиту двум животным?
Если речь идет о животных,
предназначенных для приношения в Храме, -
говорит рав Йосеф (великий Учитель
Талмуда третьего поколения, начало 4-го века),
- и то и другое запрещено.
Но если шохет все же зарезал сразу
двух животных, - вносит уточнение рав Аши
(великий Учитель, редактор Вавилонского
Талмуда, начало 5-го века), - постфактум такая
шехита признается кошерной.
Как же решает эти проблемы Талмуд?
Разговор об этом переносится на следующий
лист…
Автор текста
Моше Гойхберг
Трактат Хуллин
Лист 30
Наш лист - непосредственное продолжение
предыдущего листа (см. на сайте обзор листа 29).
Талмуд обсуждает вопросы, какой момент
умерщвления животного предписанным
способом следует считать шехитой (см. на
сайте Введение
в трактат
Хуллин,
а также обзор
листа 2) и
можно ли одному шохету (человеку,
осуществляющему процедуру шехиты)
одновременно резать двух животных.
Нельзя одному шохету резать двух
животных сразу, - говорит раби Элазар, сын
раби Шимона. - Так же и два шохета не
должны делать шехиту одному животному.
Другие Учителя открывают в этой проблеме
иную грань Истины.
Шохеты могут вдвоем производить шехиту
одному животному, - говорят они. - И
процедура будет считаться кошерной.
Анализируя позиции раби Элазара и других
Учителей, Талмуд обнаруживает, что
противоречия между их точками зрения нет.
Просто они по-разному определяют понятие шехита.
Часть Учителей в своих выводах опираются
на заключение раби Йоханана (крупнейший
амора, Учитель Талмуда в Эрец Исраэль,
3-й век), который говорил, что вся процедура,
от начала и до конца, и называется шехитой
(см. на сайте обзор листа 29).
И тогда возможен такой вариант, когда одно и
то же животное режут два шохета. Первый
проводит ножом так, чтобы перерезать
большую часть обоих симаним (трахеи и
пищевода - в ситуации, когда режут особь из
крупного и мелкого рогатого скота) или
большую часть, скажем трахеи (если режут
птицу), что становится признаком кошерной шехиты
(как сказано в Мишне - см. на сайте обзор листа 27).
Второй - перерезает их симаним
окончательно, чтобы выполнить мицву
наилучшим образом.
Раби Элазар поддерживает точку зрения
Реш Лакиша
(величайший Учитель Талмуда в Эрец
Исраэль, ученик, а позднее - коллега раби
Йоханана; 3-й век) и называет шехитой
заключительный момент процедуры. В таком
случае шехиту животному действительно
может производить только один шохет.
Есть ведь и другой вариант, - вступает в
дискуссию раби Иеремия. - Два шохета
могут резать животное, используя один нож, держа
вместе этот нож - наискосок.
В таких обстоятельствах, - высказывает
возражение Талмуд, - есть все основания
опасаться, что шехита будет некошерной.
Один шохет понадеется на другого, а в
результате будет допущена какая-либо
серьезная ошибка. К примеру - дераса,
если один из шохетов (или оба) не
рассчитает усилие, с которым надо
надавливать на нож (см. на сайте обзор
листа 2).
Даже если животное резали два человека,
используя каждый - свой нож, - говорит раби
Зейра (великий Учитель Талмуда третьего
поколения; 3-й век), - и при этом они не
допустили ошибок, можно считать процедуру
кошерной, и мясо умерщвленного таким
образом животного можно употреблять в пищу.
Попутно в эпицентр обсуждения попадает,
казалось бы, незначительная деталь. Как
нужно направить движение в ситуации, когда шехиту
животному делают два шохета вместе,
пользуясь одним ножом и держа его наискосок
- вверх или вниз? - спрашивает Талмуд.
Учителя тщательно исследуют ситуацию.
Если шохет перерезал пищевод - сверху,
а трахею - снизу, или - наоборот, - говорит рав
Авин, - шехиту можно признать кошерной.
В случае, если нож, перерезав, допустим,
трахею попал в «зазор» между трахеей и
пищеводом, - вносит свое уточнение Рав (столь
великий и известный Учитель Талмуда
первого поколения, что звание «рав» стало
его именем, и все знали, о ком идет речь; 3-й
век), - шехита будет некошерной. И
направление движения, вверх идет нож или
вниз, здесь никакой роли не играет…
Учителя моделируют самые разнообразные и
даже порой - маловероятные ситуации. Однако
вопрос о том, что же такое шехита, так
пока и остается открытым.
В заключительной части листа Талмуд
приводит новую Мишну, в которой частично
как бы подводится итог дискуссии Учителей.
В ней мы читаем:
Если человек резал одновременно двух
животных, шехита (в обоих случаях) признается
кошерной.
Если двое шохетов делают одну шехиту,
процедура - кошерна. Даже в том случае, если
один из них направлял нож вверх, а другой -
вниз …
Автор текста
Моше Гойхберг
Трактат Хуллин
Лист 31
На нашем листе Талмуд продолжает
обсуждать различные аспекты шехиты. В
частности, рассматривается вопрос,
обязательно ли шехита (см. на сайте Введение
в трактат
Хуллин,
а также обзор
листа 2)
должна быть намеренной.
Отметим интересный момент: Учителя
уподобляют нож шохета (человека,
осуществляющего шехиту) - стреле. Стрела,
как и нож, пронзает телесную ткань.
В связи с этим Талмуд рассказывает такую
историю.
Однажды к Раве (величайший Учитель
Талмуда; Вавилон, 4-й век) пришел раби Йона
бар Тахлифа и попросил проверить для него
стрелу. Тщательно осмотрел Рава наконечник
и констатировал, что он - острый и гладкий.
И вот выпустил раби Йона бар Тахлифа эту
стрелу из лука и сбил птицу в полете.
Наконечник стрелы вонзился ей в шею, пробив
ей трахею. То есть, по сути, он как будто бы
сделал птице шехиту.
Можно ли действительно считать это шехитой?
- спрашивают Учителя.
«Анатомически» все как будто бы сделано
по правилам - перерезана большая часть симана
(одного из двух органов, которые по
установленным правилам являются «объектом» шехиты).
А в Мишне сказано, что при этих
обстоятельствах шехита - кошерна (см. на
сайте обзор листа 27).
Но ведь мы говорили, что орудие шехиты
- нож (см. на сайте обзор
листа 2).
Впрочем, рассматривались и такие случаи,
когда шехиту совершали тростниковым
листом, и постфактум процедура
признавалась кошерной. Есть на этот счет и
Мишна, в которой подчеркивается, что в
принципе для шехиты годится любой
острый режущий предмет - лишь бы на нем не
было зазубрин (см. на сайте
обзор листа 15).
Можно ли включить в разряд пригодных для шехиты
острых режущих предметов - стрелу?
Поскольку стрела подвергалась проверке, и
Рава констатировал, что ее наконечник остро
заточен и не имеет зазубрин, сомнения в
основном возникают лишь по поводу размеров
наконечника стрелы.
Это дает обсуждению новый поворот -
Учителя рассматривают вопрос, какой длины
должен быть нож, чтобы произведенную им шехиту
можно было бы считать кошерной.
В Мишне об этом сказано:
Положено, чтобы длина ножа в два раза
превышала ширину шеи животного (которому
делают шехиту). А
если нож немного длиннее - шехита тоже
признается кошерной…
Это обусловлено характером движений шохета
(человек, осуществляющий шехиту), - дает
разъяснение Талмуд. - По установленным
правилам, он проводит ножом по шее
животного, сначала - вперед, потом - назад.
Без нажима (дераса считается грубой
ошибкой - см. на сайте обзор
листа 2), как
бы «протягивая» нож по горизонтали. На
особенности движений
шохета
указывает и само слово - термин для
обозначения процедуры. Ибо этот термин, шехита,
образован от ивритского глагола - «протянуть».
К примеру, в Танахе «протяжка» золота для
изготовления тонкой золотой проволоки
называется - шахут (первая книга Мелахим
- Цари, гл. 1, ст. 10 и 16).
Можно зарезать животное и маленьким,
коротким ножиком, - заключает рав Менаше,
проведя глубокий анализ проблемы. - Главное,
чтобы он был ровным, без выступов. В
противном случае, есть опасение, что выступ
окажется препятствием в процессе движения
такого ножа.
Какова же все-таки минимальная длина ножа?
Определяя пограничные параметры, Учителя
выдвигают на обсуждение различные варианты.
Можно ли сделать шехиту - иглой? -
спрашивает рав Аха.
Игра лишь протыкает симаним, -
отвечает Талмуд. - Она не в состоянии их
перерезать…
Талмуд возвращается к истории со стрелой
и констатирует: если наконечник был
достаточно толст, чтобы перерезать большую
часть одного из симаним, формально
действия раби Йоны бар Тахлифы можно
квалифицировать как шехиту. Однако
необходимо рассмотреть ситуацию и с
позиций необходимых для шехиты
намерений.
Тут Талмуд приводит Мишну:
Если человек обронил нож на дороге, и на
него наткнулось животное (перерезав себе симаним
- см. на сайте обзор листа 27), шехитой
это не признают…
Ибо одно из условий шехиты -
намеренность действий, - подчеркивает
Талмуд. Как сказано: «И будешь резать и есть»
(Дварим, гл. 27, ст. 7). То есть
грамматическая форма глагола предполагает
активность действий человека.
В этой связи Талмуд выдвигает на
обсуждение вопрос: будет ли умерщвление
животного (в аналогичной ситуации)
считаться шехитой, если человек,
допустим, не обронил нож, а бросил его?
Это напоминает рассмотренный ранее
случай, когда человек бросил нож в стену и
случайно зарезал животное. Раби Натан (великий
Учитель Мишны, 2-й век) допускает такую
вероятность, что при определенных
обстоятельствах этот ненамеренный акт
можно назвать шехитой; другие Учителя
за шехиту подобные действия не
принимают (см. на сайте
обзор
листа
13).
Какое же значение имеет для шехиты
наличие или отсутствие намерения?
Детально и всесторонне проанализировав
ситуацию, Талмуд приходит к выводу, что для шехиты,
которая является начальным этапом
процедуры приношения в Храме (об этом и
говорится в приведенной выше цитате из Торы;
см. также об этом на сайте, в
обзор
листа
3 трактата
Зевахим), намерение играет решающую
роль. Для «бытовой» шехиты (когда
животное предназначается в пищу) намерение
не обязательно.
Автор текста
Моше Гойхберг
Трактат Хуллин
Лист 32
На нашем листе Талмуд продолжает
обсуждать проблемы, которые могут
возникать в процессе шехиты (когда
животное режут обусловленным Торой,
безболезненным способом - см. на сайте Введение
в трактат Хуллин,
а также обзор
листа 2)
должна быть намеренной.
В первой части нашего листа
рассматриваются отдельные случаи, когда
режут не одно животное, а сразу - два.
Речь идет о шехите рыжей корове, пепел
которой в смеси с водой используется для
духовного очищения (подробнее об этом - см.
на сайте
обзор
листа
14
трактата Йома, а также
обзор
недельной главы Хукат, первый
годовой цикл).
Если человек, осуществляя шехиту
рыжей корове, вместе с ней зарезал другое
животное, - говорит Рава (величайший
Учитель Талмуда четвертого поколения; 4-й
век), - рыжая корова не годится для
выполнения своего предназначения. Ибо
процедура ее подготовки к выполнению
особой миссии требует максимальной
сосредоточенности, и на какую бы то ни было
работу, помимо этой, отвлекаться нельзя.
Ну, а что - со вторым животным? - спрашивает
Талмуд.
Рыжая корова для духовного очищения уже
не годится, - отвечает раби
Натан (великий
Учитель Мишны, 2-й век). - Но мясо второго,
умерщвленного вместе с нею животного, будет
кошерным. То есть употреблять его в пищу
разрешается. При условии, что это животное
зарезано неумышленно.
Иную грань Истины в этом вопросе
открывают другие Учителя.
Рыжая корова годится для использования по
назначению, - говорят они, - даже если вместе
с ней случайно зарезали еще одно животное.
Ибо действие без намерения работой не
считается.
Если, допустим, совершая шехиту рыжей
корове, человек тем же движением попутно
разрезал тыкву, рыжая корова будет
непригодной для дальнейшего использования.
Но в ситуации, когда тыква просто попалась
под руку, шехита рыжей корове
признается кошерной, считается, что
соблюдены все необходимые правила.
Далее Талмуд приводит новую Мишну.
Шехита, - говорится в ней, - не
признается, если в процессе ее
осуществления:
- нож упал ,
(шохет)
поднял
его и завершил процедуру;
- с шохета упала какая-то деталь одежды,
и он наклонился, чтобы поднять ее, прервав
процедуру шехиты;
- шохет
почувствовал усталость, прервал процесс и
позвал другого шохета, чтобы завершить шехиту;
- превысил лимит времени, необходимого для
реализации шехиты.
Шехита
не будет признана,
- добавляет раби Шимон (раби Шимон бар
Йохай - великий Учитель Мишны, составитель
книги Зоѓар; 2-й век), - если шохет,
приступив к осуществлению процедуры,
задержался, чтобы проверить нож.
Талмуд сразу же уточняет дополнение раби
Шимона: имеется в виду ситуация, когда шохет
отвлекается, чтобы зарезать второе
животное.
Учителя начинают обсуждать «параметры»
необходимого для осуществления шехиты
временного лимита. Какова «точка отсчета»?
Расчетное время при задержке, по
истечению которого шехита не будет
признана, - говорит Рав (великий Учитель
Талмуда первого поколения, 3-й век), -
определяется в разных случаях по-разному.
Если речь идет о шехите птицы, оно будет
равно тому временному отрезку, который
требуется, чтобы зарезать птицу. Если речь -
о скоте, соответственно, критическим
периодом будут считать регламент,
необходимый для дополнительной шехиты
скоту.
Следует учесть то, какому скоту делают «основную»
шехиту, - уточняет Раби Йоси бар Ханина
(великий Учитель Талмуда в Эрец Исраэль,
вторая половина 3-го века), - крупному или
мелкому. На шехиту особи из мелкого
рогатого скота тратят меньше времени, чем
на особь из крупного рогатого скота.
Соответственно, меняется и время
допустимой задержки в процессе основной шехиты.
Шмуэль
(великий Учитель Талмуда первого поколения;
3-й век) открывает в этом вопросе иную грань
Истины.
Даже при шехите птице критический
срок задержки в процессе шехиты - время
необходимое для того, чтобы зарезать
достаточно крупное животное, - говорит он.
Однако ѓалаха (еврейский практический
закон) следует точке зрения раби Йоси бар
Ханины.
В заключительной части листа Талмуд дает
еще одну Мишну:
Если (при шехите) шохет
перерезал пищевод и порвал трахею или -
порвал трахею, а потом перерезал пищевод,
мясо этого животного будет некошерным.
Так же, некошерным будет мясо животного,
если шохет перерезал один симан, нож
застрял в области второго симана, и шохет
подождал, пока животное умрет …
Обсуждение Мишны - см. в следующем обзоре.
Автор текста
Моше Гойхберг
Трактат Хуллин
Лист 33
Итак, Талмуд приступает к обсуждению
Мишны (см. на сайте обзора листа 32).
Ранее давалось четкое определение - что
нужно для того, чтобы признать шехиту (когда
животное режут обусловленным Торой,
безболезненным способом - см. на сайте Введение
в трактат
Хуллин)
правильной. Говорилось, в частности, что для
умерщвления особей крупного и мелкого
рогатого скота необходимо полностью
перерезать один симан, а второй, как
минимум - более чем наполовину; птице же
достаточно более чем наполовину перерезать
один из этих органов (см. на сайте обзор листа 27).
Теперь Талмуд рассматривает и
квалифицирует возможные варианты «анатомических»
нарушений.
Установление Мишны о некошерности мяса
животного, которому при шехите
перерезали пищевод и порвали трахею или -
порвали трахею, а потом перерезали пищевод (см.
заключительную часть обзора листа 32), ни
у кого из Учителей сомнений не вызывает.
Разные позиции высказываются ими лишь по
поводу того, как квалифицировать такую шехиту.
Это - ошибка
шохета (человек,
осуществляющий шехиту - см. на сайте обзор
листа 2),
- отмечает раби Иешовав. - Животное зарезано
неправильно, его мясо в процессе шехиты
становится невелой (как бы - падалью) и
есть это мясо запрещается.
Иную грань Истины в этом вопросе
усматривает раби Акива (величайший
Учитель Мишны, 2-й век).
Употреблять в пищу такое мясо, безусловно,
нельзя, - подчеркивает он. - Однако вполне
может быть, что шохет все делал
правильно. Просто животное изначально
было больным, и один из его органов,
деформированный недугом, прорвался. В таком
случае его мясо следует считать трефой (непригодным
для еды, независимо от способа умерщвления).
Если в самом начале процедуры произошел
разрыв трахеи, - вносит свои уточнения Рава
(один из крупнейших Учителей Талмуда;
Вавилон, 4-й век), - мы расцениваем это, как
будто бы и вовсе не было шехиты, и мясо
животного изначально - трефа.
Далее Талмуд приводит Мишну, в которой
сказано:
Если зарезал (сделал шехиту) дикое
или домашнее
(кошерное) животное (включая птицу) и
не вышла из него кровь, шехита (при
соблюдении всех необходимых условий) признается
кошерной. И мясо такого животного не
принимает туму
(духовную
нечистоту; подробнее о туме - см. на
сайте
обзор недельной главы Тазрия,
первый годовой цикл).
Однако раби Шимон (Раби Шимон бар
Йохай - великий Учитель Мишны, составитель
книги Зоѓар; 2-й век) в вопросе,
принимает ли туму мясо животного, из
которого не вылилась кровь, открывает иную
грань Истины.
В процессе шехиты, - говорит он, - мясо
животного всегда приобретает способность «заражаться»
тумой.
Какие выводы делают Учителя, исследуя
данную Мишну?
Тут, прежде всего, выдвигается на
обсуждение вопрос: может ли прикасаться к
такому мясу человек в состоянии таме (то
есть - получивший туму).
Если принять за основу позицию,
высказанную в первой части Мишны, - поясняет
Талмуд, - следует дать положительный ответ.
Рассматривая проблему, опираясь на точку
зрения раби Шимона (включенную в текст
Мишны), человек в состоянии таме не
должен дотрагиваться до мяса, из которого
не выпущена кровь - из опасения, что
передаст ему нечистоту. А мясо, «зараженное»
тумой, нельзя употреблять в пищу.
Быть может, раби Шимон имел в виду мясо
животных, предназначенных для приношения в
Храме? - спрашивает Талмуд.
И, проанализировав его позицию, отвергает
такую гипотезу. Если бы он говорил о мясе
приношения, ему пришлось бы исключить из
представленного в Мишне «списка» диких
животных, которые (кроме голубей) не могут
служить объектом приношения. Но он не
делает никаких исключений.
Но самая главная причина, почему мы не
можем считать, что речь здесь не идет о
приношении, состоит в том, - подчеркивает
Талмуд, - что осуществление процедуры
приношения исключает саму ситуацию, когда
из туши животного не выпущена кровь. Ибо
следующий за шехитой этап - кибул дам
(когда кровь предназначенного для
приношения животного собирают в
специальные храмовые сосуды - см. на сайте обзор
листа 2
трактата Зевахим). Один из
наиважнейших этапов процедуры приношения - зерика
(см.
там же;
когда кровью животного окропляют мизбеах,
условно говоря - «жертвенник»).
Обсудив различные варианты и аспекты
проблемы, Учителя констатируют, что речь
идет о шехите и мясе животного,
предназначенного для употребления в пищу, и
приходят к выводу, что человек в состоянии таме
не должен касаться мяса животного, даже
если из него не вышла кровь.
Автор текста
Моше Гойхберг
New Page 5
ВВЕДЕНИЕ
Наш трактат - третий в разделе Кодашим. В разделе, который, как
уже говорилось во Введении к первому трактату раздела
- Зевахим
(см. на сайте
Введение к
трактату Зевахим),
посвящен
обсуждению одной из центральных тем в Торе. Это
- тема
взаимоотношений человека с Творцом, которые находят свое выражение в приношениях
(когда человек что-то отдает, посвящая часть своей собственности Всевышнему) в
Храме.
В свете только что сказанного, включение трактата Хуллин в
раздел Кодашим может показаться несколько странным. Ведь главная тема
этого трактата - шехита (когда кошерных животных режут безболезненным
способом, детально описанным в Торе). Более того, речь в нашем трактате идет не
о процедуре приношения в Храме, но - о принципах, обуславливающих употребление
мясо кошерных животных в пищу. Почему же тогда этот трактат оказался в разделе
Кодашим ?
Чтобы найти подходы к ответу на этот вопрос, внимательней всмотримся в
название трактата.
Слово хуллин - производное от корня
халал,
который состоит из ивритских букв хет,
ламед,
ламед и
означает - «абсолютная, незаполненная пустота».
В текстах
Танаха часто встречаются образованные от этого корня глаголы, которые
переводятся так: «перестать быть кодеш», «оказаться вне состояния
одухотворенности» (утратить насыщенность духовной энергией).
Конкретное значение слова хуллин - «низменные (лишенные духовности)
объекты». Буквально - полная противоположность понятию кодашим (духовно
возвышенные объекты).
Но это, казалось бы, запутывает нас еще больше. И нам еще труднее понять,
зачем трактат Хуллин помещен в раздел Кодашим ?
Попробуем подойти к этой проблеме с другой стороны.
Центральная, сквозная тема нашего трактата, как уже говорилось - шехита .
Только процесс шехиты позволяет еврею использовать в пищу мясо животного.
Ведь в принципе, в идеале, до Всемирного Потопа, в пищу человеку предназначались
продукты растительного происхождения. Мясо животных разрешено было есть только
для того, чтобы усилить человеческий потенциал в его постижении Устройства мира.
Ибо речь уже идет о слабом «послепотопном» человеке, который утратил прямую
традицию от Адама и других великих людей десяти поколений от Адама до Ноаха.
Однако, позволив человеку есть мясо животных (то есть - разрешив отнимать у
животных жизнь), Творец не отменил свое повеление - не проявлять жестокость к
Его созданиям. Из этого повеления и проистекает особый наказ о процедуре
шехиты. Без шехиты
мясо животного
считается невела, независимо от того, каким способом (кроме шехиты)
умертвили животное - зарезали ножом, убили электрошоком или как-то иначе. А
употребление в пищу невелы законом запрещается (отметим, кстати, что и
неевреям разрешено умертвлять животное только способом шехиты).
Следовательно, шехита - процедура, которая превращает запрещенное - в
разрешенное
Творцом.
Иначе говоря «пустота» в процессе шехиты начинает заполняться… Животное,
материальный объект приобретает иное качество… Эта идея и перебрасывает мост от
хуллин - к кодашим.
Основные темы трактата Хуллин - законы шехиты и кошерной
пищи, запрет на смешение молочного с мясным. Рассматривается здесь и отношение к
«царству животных», в том числе - заповедь, обуславливающая бережное обращение с
птицей, высиживающей птенцов. И, конечно же, как обычно в Талмуде, попутно
обсуждаются различные законы Устройства мира и поведения человека в нем.
В трактате - 12 глав, 142 листа.
Автор текста
Элиягу Эссас
Новая страница 1
|
|
New Page 1
|