ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О ЛИСТАХ ТАЛМУДА

О ТАЛМУДЕ


 


О Трактате Хуллин



Трактат Хуллин

Лист 90

Нашим листом открывается шестая глава трактата Хуллин. И начинается она с обсуждения вопросов кошерности (пригодности в пищу) отдельных органов животного.

Речь здесь идет, в частности, о жиле в задней ноге животного, которая на иврите называется - гид ѓанаше.

Талмуд сообщает, что есть эту жилу по закону Торы - запрещается.

Об этом и говорится в первой Мишне нашей главы.

Запрет на употребление в пищу жилы гид ѓанаше, - уточняет Мишна, - действителен:

- в Эрец Исраэль и за ее пределами;

- в эпоху Храма и в те времена, когда Храма нет;

- при использовании мяса не только домашних, но и мяса диких кошерных животных;

- независимо от того, в правой или левой ноге животного находится эта жила.

Запрещается есть жилу гид ѓанаше, извлеченную из задней ноги найденного в утробе самки детеныша, - продолжает Мишна. - На девятимесячном сроке, когда плод уже окончательно сформировался

В этом пункте раби Иегуда (великий Учитель Мишны, 2-й век) открывает иную грань Истины.

Жилу гид ѓанаше, извлеченную из ноги плода, найденного в утробе матери, - говорит он, - можно есть. Так же, как не попадает под запрет внутренний жир зародыша (в принципе по закону Торы есть жир, покрывающий внутренние органы животного есть нельзя).

Нет запрета на жилу гид ѓанаше только в тех случаях, - завершает свои уточнения Мишна, - когда речь идет о птице

Далее мы узнаем, что извлечение этой запрещенной жилы из ног животного - обязанность мясника. Обычно он делает это при разделке туши после шехиты (когда животное режут обусловленным Торой, безболезненным способом - см. на сайте Введение в трактат Хуллин) и проверки (зарезав животное, его тушу тщательно обследуют, чтобы убедиться, что в нем нет изъянов, делающих мясо трефой - см. на сайте обзор листа 42).

Извлечение жилы из ноги животного - дело очень сложное и хлопотное, - предупреждает раби Меир (один из крупнейших Учителей Мишны, 2-й век). - Поэтому не стоит полагаться на мясника полностью. Купив ту часть туши, в которой должна быть жила гид ѓанаше, прежде чем приступить к приготовлению блюда, следует самому проверить, не осталась ли она на месте.

Впрочем, другие Учителя говорят, что мясникам можно доверять. Несмотря на «ювелирность» работы, они не станут пренебрегать извлечением запрещенной жилы. Ведь в противном случае они растеряют покупателей.

Обсуждая Мишну, Талмуд исследует суть проблемы, выясняет, почему существует этот запрет. И задается вопросом: можно ли вообще считать эту жилу съедобной?

Если в принципе все жилы - не съедобны, - отмечают Учителя, - мы имеем дело с уникальным явлением. Обычно Тора не накладывает запрет на употребление в пищу несъедобных вещей. То есть в случае, если человек съел что-либо не съедобное, считается, что он не нарушил никакого закона Торы.

Изучив ситуацию, Талмуд приходит к выводу, что остальные жилы животного - съедобны, и только гид ѓанаше можно квалифицировать, как не съедобную.

Допустим, человек съел жилу гид ѓанаше, извлеченную из ноги животного, предназначенного для приношения в Храме, - моделирует Талмуд ситуацию. - Как это рассматривать? Такой человек нарушил один запрет - или два (есть мясо животного, которое стало объектом приношения в Храме, дозволяется лишь коэнам - служителям Храма; остальным это запрещено по закону Торы)?

И отвечает: один - съел жилу гид ѓанаше. Закон, запрещающий использовать то, что посвящено Храму, он не нарушил, ибо съел нечто, что едой не считается.

Некоторые Учителя, однако же, открывают в этом вопросе иную грань Истины.

Жила гид ѓанаше - съедобна, - говорят они, - ибо имеет вкус. Все, что имеет вкус, мы рассматриваем, как пищу.

Следовательно, в случае, если человек использовал в еду жилу гид ѓанаше, извлеченную из ноги животного, посвященного Храму, он нарушил два запрета одновременно.

Затронув проблемы, связанные с приношениями в Храме, Талмуд выдвигает на обсуждение и такой вопрос: надо ли извлекать из задних ног животного жилу гид ѓанаше, если оно (это животное) предназначается для осуществления процедуры приношения ола (всесожжения; символизирует тотальное приближение к Творцу, в знак чего туша животного сжигается полностью)?

Детально проанализировав различные аспекты данной проблемы, Учителя приходят к выводу, что в этом нет необходимости. Но если жила все же была извлечена, отдельно приносить ее на мизбеах (в условном переводе - жертвенник) не нужно…

Автор текста Моше Гойхберг

 

Трактат Хуллин

Лист 91

На нашем листе Талмуд продолжает обсуждать содержание помещенной на предыдущем листе Мишны, обговаривающей детали запрета на употребление в пищу жилы гид ѓанаше (см. на сайте обзор листа 90).

Внимание Учителей привлекает установление, в котором сказано, что эту жилу нельзя есть независимо от того, в какой из задних ног она находится - в правой или левой (см. там же).

Надо ли понимать данный текст таким образом, - спрашивает Талмуд, - что у животного лишь одна жила гид ѓанаше?

В тексте стоит разделительный союз «или», - констатирует раби Иегуда (великий Учитель Мишны, 2-й век). - Следовательно, жила гид ѓанаше у животного только одна. И находится - в его правой задней ноге.

Знал ли раби Иегуда наверняка, в какой именно из двух задних ног находится та самая, запрещенная для еды жила?

Чтобы выяснить, как обстоит дело, Учителя анализируют сложившийся обычай, связанный с корбанот-песах (пасхальные приношения в Храме; единственное приношение, мясо которого ели не только коэны, но и хозяева принесенных животных, деля трапезу с приглашенными на нее гостями).

И устанавливают, что жилы из ног животных сжигаются после праздника. На всякий случай огню предают все жилы. Стало быть, народ точно не знал, из какой ноги жила считается запрещенной?

Нет, не может такого быть, чтобы столь строгий закон, который выполняется в любых обстоятельствах, не имел на этот счет конкретных указаний, - говорят Учителя.

Речь тут идет о том, - уточняет рав Ина бар Ханина, - что при уборке ненужного, где все перепуталось, трудно установить, какая из жил - гид ѓанаше. Поэтому и сжигали все жилы, из обеих ног.

Нельзя сбрасывать со счетов и другое, - отмечает рав Аши (великий Учитель, редактор Вавилонского Талмуда, начало 5-го века). - В каждой ноге - две основные жилы: одна - ближе к кости, другая - ближе к костному покрову. Та, что расположена в глубине и есть гид ѓанаше. На вторую, «внешнюю», запрет Торы не распространяется, она годится в пищу. Однако в народе не принято ее есть - ее, заодно с гид ѓанаше, сжигают после праздника Песах.

Вообще-то жилу гид ѓанаше совсем не обязательно предавать огню, - добавляет рав Аши. - Поскольку она пищей не считается, ее можно просто выбросить в мусор.

Тому, кто нарушил запрет на употребление в пищу жилы гид ѓанаше, - сообщает Талмуд, - полагается наказание: сорок ударов плетью (на практике - 39; см. на сайте Введение в трактат Макот).

Если человек съел две жилы из двух ног или - из одной, - уточняет раби Иегуда, - ему полагается лишь одно наказание, ибо у животного нет второй жилы гид ѓанаше, а остальные в пищу употреблять можно.

Но почему все же на гид ѓанаше наложен запрет? - спрашивает Талмуд.

И дает такое объяснение. Все началось с истории, которая произошла с нашим праотцем Яаковом, когда он сражался с малахом (некая духовная субстанция, осуществляющая связь неба с землей: в русской литературе - ангел) своего брата-близнеца Эсава. Во время этого сражения противник повредил правое бедро Яакова - порвал жилу. В память об этой битве евреям запрещается есть эту жилу в ноге животного.

Откуда известно, что малах Эсава повредил именно правое бедро Яакова? Ведь в Торе об этом не говорится.

Существует закон, согласно которому в опасной ситуации, когда еврей встречает, скажем, разбойника, - объясняет раби Шмуэль бар Нахмани, - и тот собирается на него напасть, нужно повернуться к противнику правой стороной, что обеспечивает большую защищенность.

Иную грань Истины открывает в этой истории Рава бар Ула.

Малах Эсава предстал перед Яаковом в образе мудреца Торы, - говорит он, - А этика поведения предписывает приближаться к мудрецу с правой стороны. Это считается знаком уважения.

Итак, мы понимаем теперь, что жила гид ѓанаше расположена в бедренной части правой задней ноги животного.

Далее Талмуд цитирует фразу из Торы: «И остался Яаков один» (Берешит, гл. 32, ст. 24). И объясняет. Сражение Яакова с малахом Эсава произошло ночью, когда Яаков, переправив свой лагерь через реку, вернулся к месту прежней стоянки за кувшинчиками. Вот тут-то и появился «злой» малах.

Из этой истории мы заключаем, - отмечают Учителя, - что погруженные в изучение Торы люди не должны рисковать собой и выходить ночью в пустынное место в одиночку.

Но почему речь идет именно о них?

То же касается царя и жениха, - добавляют Учителя эпохи Тосафот (Франция, Германия, 12-13 вв.). - И дают этому такое объяснение. Именно знатоков Торы, царей и женихов больше всего ненавидят силы зла, завидуя им. Поэтому одинокие прогулки в ночи для означенных категорий людей особенно опасны.

На нашем листе приводится агада (короткий метафорический рассказ, содержащий мировоззренческие концепции), раскрывающая перед нами интересные подробности из жизни нашего праотца Яакова.

Заинтересовал раби Акиву (один из крупнейших Учителей Мишны, 2-й век) такой вопрос: почему в Торе написано - «…и засияло для него (для Яакова) солнце» (Берешит, гл. 32, ст. 31)? Разве солнце может подняться или опуститься за горизонт ради одного человека? Ведь оно служит всей планете.

О том, какое объяснение дает этой цитате раби Ицхак (великий Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, конец 3-го века), мы расскажем в нашем следующем обзоре…

Автор текста Моше Гойхберг

 

Трактат Хуллин

Лист 92

Итак, в предыдущем обзоре (см. на сайте обзор листа 91) мы начали излагать агаду (короткий метафорический рассказ, содержащий мировоззренческие концепции), касающуюся некоторых деталей из жизни праотца Яакова.

Формально в агаде разъясняется фраза из Торы - «…и засияло для него (для Яакова) солнце» (Берешит, гл. 32, ст. 31). Разве солнце может вставать для одного человека? - спросил раби Акива (величайший Учитель Мишны, 2-й век).

И раби Ицхак (великий Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, конец 3-го века) рассказывает такую историю.

По дороге из Бэер Шевы в Харан подумал Яаков: «Как же это я не зашел в Иерусалим, не посетил то место, на котором будет стоять Храм. Там молился мой отец. Почему же я там не помолился?».

И сжалась как будто бы земля под его ногами, и оказался он в Иерусалиме. Помолился на том месте, где должен был в будущем стоять Храм, и собирался отправиться дальше.

- Нельзя допустить, чтобы такой праведник покинул священное место, не заночевав, - сказал Всевышний.

И тут же солнце опустилось за горизонт. Яаков остался ночевать в Иерусалиме.

Во сне привиделись ему малахим (некие духовные субстанции, осуществляющие связь Неба с землей; ед. число - малах). По лестнице они спускались с Небес и поднимались обратно. И вот увидели они, что изображение человека в колеснице, которое существовало в духовных мирах, точно соответствует облику Яакова, праведника, живущего на земле. И рассердились они… И вот Всевышний над ними стоит. Творец открылся Яакову, чтобы защитить его от гнева малахим.

И сказал Всевышний Яакову;

- Землю, на которой ты сейчас лежишь, дам тебе и твоим детям…

Но ведь человек, когда спит, занимает совсем небольшое пространство.

Для Творца мира, - говорят Учителя, - нет ничего невозможного. В тот момент Он как бы постелил на ложе Яакова всю Эрец Исраэль. И дал намек: если сыновья Яакова пойдут путями отца, они с легкостью овладеют Страной Израиля, будто бы это - совсем небольшой клочок земли…

Еврейский народ в глазах Всевышнего, - подчеркивает Талмуд, - выше малахим. И это понятно: евреи постоянно взывают к Творцу мира, а малахим воспевают Его только один раз в день. Более того, малахим не могут исполнить свою песнь Творцу, пока не поднимутся с земли к Небесам молитвы евреев.

Недаром сказано в Торе: «…и будешь ты править посланниками Всевышнего» (Берешит, гл. 32, ст. 28).

Позднее это подтвердится в пророческих снах Йосефа.

Когда Йосеф находился в тюрьме, отбывающий заключение виночерпий рассказал ему свой сон и изрек: «…И у виноградной лозы - три побега…» (Берешит, гл. 40, ст. 10). Что это означает? - спрашивает Талмуд.

Имеются в виду три малаха, которые защищают еврейский народ в каждом поколении, - говорит Рава (величайший Учитель Талмуда четвертого поколения; 4-й век).

Виноградная лоза - это Тора, - поясняет раби Иегошуа (великий Учитель Мишны второго поколения, 1-й век), открывая в содержании пророческого сна иную грань Истины. - Три ветви - это предводители еврейского народа: Моше Рабейну, его брат Аарон и сестра их Мирьям. А виноградные ягоды - это праведники, которые есть в каждом поколении.

Виноградная лоза - это Иерусалим, - сказал раби Элазар а-Модаи (Учитель Мишны, 2-й век), - Три побега - это Храм, царь и первосвященник.

Иную грань Истины открывает в этом пророчестве раби Иеремия бар Аба.

Лоза виноградная - это еврейский народ, - говорит он. - Под побегами подразумеваются еврейские основные еврейские праздники, во время которых весь народ собирается в Иерусалиме: Песах, Шавуот и Суккот.

Пророчество свидетельствует, - добавляет он, - что придет время расцвета народа Израиля, и удостоится он полного и окончательного освобождения.

Еврейский народ здесь изображен в образе виноградника, - отмечает раби Шимон бен Лакиш, - лоза представляет торговцев, которые заботятся о пропитании всех евреев и дают щедрую цедаку (пожертвование на возвышенные цели), поддерживая учителей и знатоков Торы, выведенных в этом пророческом сне в образе гроздьев. Листья - это крестьяне, которые обрабатывают землю и взращивают виноградник. А сухие ветки - никчемные люди. Недаром говорят в народе Израиля: «Пусть гроздья молятся за благополучие листьев…» (ведь «листья» - земледельцы растят урожай, которым питаются «виноградные гроздья» - знатоки Торы)…

 

Автор текста Моше Гойхберг

 

Трактат Хуллин

Лист 93

На нашем листе Талмуд возвращается к обсуждению практических вопросов и продолжает рассматривать тему, какие части, составляющие тушу животного в пищу разрешены и на какие накладывается запрет.

Жир, который прикрыт надпочечниками, - говорит Шмуэль (выдающийся Учитель Талмуда первого поколения; 3-й век), - можно есть.

Странная выходит картина, - недоумевают другие Учителя. - Ведь именно Шмуэль вывел правило: внутренний жир, накрытый плотью, употреблять в пищу нельзя.

Дело тут в тонкостях физиологии животного, в которых Шмуэль прекрасно разбирался, - объясняет Абайе (амора, один из крупнейших Учителей Талмуда в Вавилоне; первая половина 4-го века). - Он делает выводы, рассматривая положение отдельных частей тела животного в его естественном состоянии, когда оно выполняет отведенные ему функции. Когда, скажем, бык находится в движении, жир под надпочечниками остается неприкрытым. Но после шехиты (когда животное режут обусловленным Торой, безболезненным способом - см. на сайте Введение в трактат Хуллин) надпочечники опускаются, закрывая собой находящийся под ними жир. Поэтому и возникают «разночтения».

Более того. Шмуэль точно указывает, какой именно жир запрещен для употребления в пищу. Это - жир, который образуется на двух первых «секциях» желудка животного, тот, который откладывается в месте соединения позвоночника с тазобедренной костью… Жир, размещающийся под надпочечниками, в составленном им списке не значится.

У Шмуэля есть указание и по поводу кишок.

В том месте, где кишки соединяются с желудком, - сообщает он, - их необходимо тщательно выскоблить - по длине примерно с локоть. Ибо именно здесь откладывается запрещенный для еды жир.

Что касается жил, тут Шмуэль отмечает, что те из них, что находятся в окружении плечевого сустава передних ног животного, для еды не пригодны.

Иную грань Истины открывает в этом вопросе Рава (величайший Учитель Талмуда; Вавилон, 4-й век).

Речь идет о переплетении расположенных в этой области сосудов, - уточняет он. - Считается, что употреблять их в пищу не стоит, только потому, что они могут быть не полностью освобождены от крови. Но ведь эту проблему несложно разрешить. Надо лишь все плечо мелко нарезать и просолить. Тогда и вырезать из этой части туши жилы не придется.

Нельзя есть жилы из хвостовой части туши животного, - добавляет рав Иегуда (амора второго поколения, великий Учитель Талмуда; 3-й век). - Их всего пять: три - с правой стороны и две - с левой. Каждая из трех основных жил с правой стороны разветвляется на три более мелкие жилы. Пока мясо еще теплое после шехиты, все они легко извлекаются. Но если оно - остыло, придется выскабливать их.

И вообще, запрещенные для еды жилы (в том числе - сосуды) находятся в пяти местах туши животного, - продолжает рав Иегуда. Те, что расположены в области селезенки и почек, а также - в нижней части ребер, не рекомендуют есть из-за скапливающегося там жира. Сосуды в передних ногах и в челюсти животного не советуют употреблять в пищу, потому что в них может оказаться кровь.

Жилы, которые нельзя есть из-за жира, откошеровать (то есть сделать пригодными в пищу) - невозможно. Но сосуды, которые не едят из-за крови, можно, как говорилось выше, очистить от нее, мелко нарезав и просолив.

Исследует рав Иегуда и проблемы, которые могут возникнуть при употреблении в пищу пленок, обволакивающих разные органы животного.

Так, к примеру, сделав определенные выводы, он говорит, что из-за жира запрещено использовать в пищу пленки на селезенке, и почках, а из-за крови - пленки, защищающие мозг.

Впрочем, с селезенки можно снимать не всю пленку, - подчеркивают Учителя, - но именно с той части, где этот орган соприкасается с желудком. То же самое - с почками: от пленки необходимо очистить лишь их верхнюю часть, там, где откладывается жир. Остальная пленка в пищу разрешена.

Далее Талмуд рассматривает способы предварительной подготовки мяса, после чего из него можно делать разные блюда.

Сообщается, что, прежде всего, мясо надо нарезать на достаточно мелкие куски и засыпать их солью. Таким образом, избавляются от оставшейся в нем крови.

Будет ли мясо кошерным, - спрашивает Талмуд, - если его, большим куском, надеть на вертел и поместить в печь, так, чтобы кровь стекала на угли?

Мясо будет кошерным, - говорит рав Аха (великий Учитель Талмуда, 4 век, Вавилон). - При таком способе обработки из него вытечет вся кровь.

Однако Равина (редактор окончательного варианта Талмуда; конец 5-го века) усматривает здесь иную грань Истины.

Кровь в мясе запечется, - говорит он, - и оно станет не пригодным для еды…

Талмуд вновь возвращается к обсуждению обязанностей мясника (см. на сайте обзор листа 90). Мы узнаем, что удаление запрещенного для внутреннего жира производится при разделывании туши. То есть это - забота мясника.

Существует определенное правило, - сообщает Талмуд. - Если помощник мясника при разделке туши оставил в разделанной им части кусок запрещенного жира, величиной с ячменное зерно, хозяин обязан уволить его с работы. Если же этот кусок жира размером с маслину, того, кто допустил эту небрежность, подвергают наказанию

 

Автор текста Моше Гойхберг

 

Трактат Хуллин

Лист 94

Обсудив частности - какие жилы и пленки годятся в пищу, какие для этой цели - непригодны (см. на сайте обзор листа 93), на нашем листе Талмуд возвращается к проблемам, связанным с запретом на употребление в пищу жилы гид ѓанаше, которая, как было установлено (см. на сайте обзор листа 91), находится в бедренной части правой задней ноги животного.

Здесь, в частности, рассматриваются вопросы этического свойства. Талмуд моделирует различные ситуации и находит оптимальные пути их разрешения.

Допустим, еврей собирается послать соседу-нееврею подарок. И для этого выбирает мясо именно с правой задней ноги туши животного. Должен ли он предварительно извлечь из нее жилу гид ѓанаше?

На поверхности - ответ: нет, не должен. Ведь законы Торы, касающиеся кошерности пищевых продуктов, адресованы только евреям, и не имеют отношения к представителям других народов. Следовательно, у них нет ограничения на употребление в пищу жилы гид ѓанаше.

Но, с другой стороны, нееврей, получив подарок, вправе поступать с ним, как ему заблагорассудится. И тут нельзя исключать вариант, что он перепродаст это мясо - еврею.

Положим, еврей отправил нееврею мясо, в котором осталась жила гид ѓанаше. В каком виде должно быть это мясо? - спрашивает Талмуд.

Если еврей хочет послать нееврею мясо с правой задней ноги туши животного, - устанавливает, имея в виду эту ситуацию, Мишна, - он должен отправить всю ногу целиком

В самом деле. Еврей, которому человек, получивший подарок, продаст эту ногу, сможет увидеть, извлечена жила гид ѓанаше, или - осталась на месте.

Отсюда следует вывод, что посылать нееврею мясо с правой задней ноги туши животного нарезанным на куски - нельзя.

Но тут возникает вопрос: возможно ли, чтобы еврей покупал мясо у нееврея?

Действительно, и неевреям полагалось делать животным шехиту (когда животное режут обусловленным Торой, безболезненным способом - см. на сайте Введение в трактат Хуллин). Но ведь всем известно, что евреи тщательно проверяют тушу каждого зарезанного животного, ибо и после правильно реализованной шехиты, его мясо может быть признано некошерным, скажем - трефой (см. на сайте обзор листа 42). У неевреев нет такой обязанности.

Речь идет о сравнительно небольшом населенном пункте, - поясняет Талмуд, - где живет много евреев. И именно евреи взяли на себя забой скота. А, значит, и туши они подвергают проверке. И если объявляют, что мясо того или иного животного оказалось некошерным, об этом узнают все. Поэтому в таких местах евреям разрешается покупать мясо и у неевреев.

Но ведь в случае, если нееврей прежде чем продать мясо с ноги туши животного, разрежет его на куски, уже нельзя будет определить, извлечена из нее жила гид ѓанаше или не извлечена.

Евреи разделывают тушу особым образом, - подчеркивают Учителя. - Покупатель сразу поймет, кто разрезал мясо с ноги животного. И если увидит, что это сделано неевреем, скорее всего, не станет его приобретать.

Рассмотрев различные варианты ситуаций, Талмуд приходит к выводу, что хозяин животного, которому сделали шехиту, обязан позаботиться о том, чтобы при разделке туши жила гид ѓанаше была удалена - даже в том случае, когда эта часть туши предназначается нееврею. Этого требуют этические нормы поведения еврея в любом обществе.

Талмуд приводит и психологический довод, почему это так важно.

Если еврей, отправляя правую заднюю ногу от туши животного соседу-нееврею, не позаботится о том, чтобы жилу гид ѓанаше вырезали, он, получается, пойдет на обман. А это запрещено Торой.

В чем же этот обман заключается?

Представьте, сосед получает от еврея мясо. Он, естественно, воспринимает этот дар, как знак расположения к нему. И, конечно же, не сомневается в том, что это мясо во всех смыслах - «в полном порядке». Он благодарен еврею за его старания… И если еврей «подсунул» ему мясо с не вырезанной жилой гид ѓанаше, выходит, что он обманул ожидания соседа.

В связи с этим Талмуд рассказывает такую историю.

Однажды Шмуэль (великий Учитель Талмуда первого поколения; 3-й век), переправившись через реку на пароме, поручил своему слуге отблагодарить паромщика. Паромщик-нееврей остался доволен, когда слуга Шмуэля принес ему курицу. Он был уверен, что она - кошерна, а на самом-то деле слуга дал ему курицу, признанную трефой.

Когда Шмуэль это обнаружил, он очень рассердился и наказал слугу, сказав ему, что вводить людей в заблуждение - непозволительно.

Далее Талмуд дает ряд этических указаний:

Нельзя провоцировать человека на незаслуженную тобой благодарность.

Не приглашают человека на трапезу, если заведомо знают, что тот откажется.

Угощая гостя вином из бочки, которая уже продана, необходимо сообщить об этом гостю, чтобы он не подумал, что бочку открыли специально в его честь - из уважения или любви к нему.

Сидя за трапезой в гостях, не угощают детей хозяина (не проявляют доброту за чужой счет).

Не отправляют еврея в продуктовую лавку за покупками, ибо хозяин магазина, увидев, что его клиент - нееврей, вполне может продать ему, скажем, трефное мясо.

Талмуд детализирует последнее (из приведенных здесь) указание, подчеркивая, что открыто о том, что мясо - некошерно, сообщать не следует. Это может обидеть неевреев.

В период римского владычества, - рассказывает Талмуд, - в случае, когда тушу животного признавали трефой, мясники говорили: «Это мясо - для солдат». Для евреев такие слова были «условным сигналом» - они понимали, что им оно не годится. А неевреи охотно его покупали…

Автор текста Моше Гойхберг

 

Трактат Хуллин

Лист 95

На нашем листе Талмуд продолжает обсуждать этические проблемы, с которыми может сталкиваться торговец мясом, а также - человек, который приобретает мясо для употребления в пищу.

Мы говорили, что в небольших городках со смешанным населением, где живет много евреев, и именно они, евреи, занимаются шехитой (когда животное режут обусловленным Торой, безболезненным способом - см. на сайте Введение в трактат Хуллин) еврей может приобретать мясо даже у нееврея. Ибо в случае, если проверка туши показала, что мясо конкретного животного - трефа (см. на сайте обзор листа 42), все в этом городке узнают об этом (см. на сайте обзор листа 94).

Однако Учителя, как обычно, и тут моделируют «каверзные» ситуации, которые на фоне общей ясности поставленных проблем, могут поставить в тупик.

Разве даже в этих условиях исключается риск, что торговец-нееврей подменил кошерное мясо - некошерным? - спрашивает Талмуд.

И в ответ рассказывает такую историю.

Идет себе еврей по рынку и слышит, что его окликает мясник. А был тот еврей, надо сказать, в плохих отношениях с этим мясником (тоже евреем).

Приблизился еврей к мяснику, и тот ему говорит:

- Был бы ты моим другом, я бы тебя накормил мясом жирного быка, которому я вчера сделал шехиту.

- Мясо коровы, которую ты зарезал вчера, было не хуже, - ответил мяснику этот человек. - И мне от нее достался лучший кусочек.

- Знай же, - промолвил мясник, - что вчера я сделал шехиту одной корове и двум быкам. Так туша коровы оказалась - трефой (то есть мясо ее в пищу не годилось)…

Далее Учителя принимаются анализировать эту историю.

Не будешь же из-за одного глупца, который отдал трефное мясо нееврею, торговавшему в своей лавке кошерными продуктами, - говорит Раби (великий раби Иегуда а-Наси - редактор текста Мишны, начало 3-го века), - запрещать неевреям торговать мясом!.. И на еврее, который ел мясо коровы, вины нет. Во всем виноват мясник, который отдал нееврею трефное. Он заслуживает наказания, чтобы другим неповадно было так поступать.

Но ведь говорил Рав (один из крупнейших Учителей Талмуда первого поколения, 3-й век), - отмечают другие Учителя, - что мясо, которое «скрылось с глаз» (то есть человек после того, как мясо объявили кошерным не сразу купил его и не ведал, что с ним делали дальше) будет для еды - запрещенным… Этот человек, поскольку не знал даже, чье это мясо - быка или трефной коровы, вообще не должен был его покупать.

В принципе, существует такое правило, - отстаивает свою позицию Раби. - Но оно не распространяется на ситуации, когда шехитой и необходимой дальнейшей обработкой мяса занимаются в населенном пункте исключительно евреи. Если они будут придерживаться установленных законов и предписанных этических норм, все будет в порядке, и мясо без опасений можно покупать и у неевреев.

Есть и другое правило: если на улице городка, где шехиту совершают евреи, найден кусок мяса, - сообщает Талмуд, представляя дополнительный аргумент в пользу точки зрения Раби, - это мясо признается кошерным. Но ведь и тут, казалось бы, оно тоже на какое-то время «скрылось с глаз» (то есть - потерялось). Но на это в таких обстоятельствах, внимания не обращают…

Совсем другой разговор, когда речь идет о населенном пункте, где многие шохеты (ед. число - шохет; специалист, который профессионально, по установленным правилам режет животных - см. на сайте обзор листа 2) - не евреи.

В связи с этим Талмуд рассказывает, как однажды Рав, переправляясь на пароме через реку, увидел еврея, который отмывал в речной воде коровью голову. И вот не удержал, да и выронил. Схватил большую корзину и начал вылавливать эту голову из реки. Поймал, вытянул корзину на берег. Глядь, а в ней - две коровьи головы. Кто-то еще при подобных обстоятельствах тоже уронил в воду коровью голову, но вылавливать не стал.

- Что делать? - спросил человек у Рава. - Могу ли я использовать хотя бы одну из этих голов?

- Нет, - ответил Рав. - В наших краях чаще встречается запрещенное мясо, нежели разрешенное. А тем более, ты не можешь отличить, какая из голов - та, что ты обронил…

Интересно, как же сам Рав покупал мясо? - спрашивает Талмуд. - Разве он располагал таким количеством свободного времени, чтобы проследить весь процесс от шехиты животному до окончательной разделки его туши?

И объясняет: известно, что для Рава мясники ставили по его просьбе на кошерном мясе определенный знак. А он приходил и брал «маркированные» куски.

Рассказывает Талмуд и еще одну историю из жизни Рава.

Надумал как-то Рав отправиться в гости к зятю, который жил на другой стороне реки. Подходит он к берегу и видит - паром уже движется ему навстречу. Не пришлось и сигналить, чтобы позвать паромщика.

«Для путника это - добрый знак», - подумал Рав.

И вот добрался он до жилища зятя, слегка приоткрыл дверь и заглянул в образовавшуюся щель. Видит - висит туша только что зарезанного животного. Тут он распахнул дверь. Присутствующие увидели его, и все, включая шохета (который, отметим, несет за кошерность мяса полную ответственность) вышли навстречу ему.

Пока они обменивались приветствиями, Рав с этой туши глаз не спускал. Потом сказал мяснику:

- Если бы я не смотрел все время на тушу, накормили бы вы моего зятя запрещенным мясом…

Но самое интересное - он (Рав) мясо от этой туши есть не стал. Почему, спрашивается?

По-разному пытались объяснить этот факт другие Учителя. Но те, кто достаточно близко знали Рава, сообщили, что проблемы здесь никакой нет. Просто сам Рав мясо не ел, а покупал «маркированное» мясо в лавке для домочадцев и гостей…

 

Автор текста Моше Гойхберг

 

Трактат Хуллин

Лист 96

На нашем листе Талмуд продолжает моделировать и рассматривать ситуации, связанные с проблемами кошерности мяса животного, которому по всем правилам сделали шехиту (когда животное режут обусловленным Торой, безболезненным способом - см. на сайте Введение в трактат Хуллин). Напомним, что речь идет о разнообразных, встречающихся в практике случаях, когда до этапа разделки туши все шло нормально, и при тщательной проверке туши мясо не признано трефой (см. на сайте обзор листа 42).

Моделируя очередную ситуацию, Талмуд рассказывает такую историю.

Было это в городе Наѓардеа. В канун Йом Кипура пришел рав Нахман (великий Учитель Талмуда в Вавилоне, 3-й век) в гости к раву Каѓана, который жил на берегу реки. Сидят они во дворе, разговаривают. И вдруг видит рав Нахман, что вороны принесли куриные почки и печень.

И сказал ему рав Каѓана:

- Они пригодны для еды, ибо наверняка - от кошерной курицы. Ведь сегодня все евреи в городе режут кур (см. на сайте материалы, посвященные Йом Кипуру, раздел «Библиотека»).

Получается, - констатирует Талмуд, - что части туши кошерной птицы разрешается есть, даже если они побывали в когтях «нечистой» (то есть - некошерной) птицы.

Далее Талмуд обсуждает проблему, влияет ли на части кошерной туши контакт с некошерным мясом (или другими частями туши некошерного животного).

Однажды у рава Хии бар Авины пропали кишки от принадлежавшей ему зарезанной коровы, - сообщает Талмуд. - Выяснилось, что мясник проявил небрежность и бросил их в общую кучу, вместе с некошерными. Как тут быть?

Отправился рав Хия за советом к раву Ѓуне (великий Учитель Талмуда второго поколения, 3-й век).

- Есть ли на кишках твоей коровы какие-либо пометки? - спросил рав Ѓуна.

- Нет, - ответил рав Хия.

- Тогда можешь ли ты по внешнему виду отличить кишки твоей коровы от - других?

- Конечно, могу, - сказал рав Хия.

- Если ты в этом уверен, - заключил рав Ѓуна, - пойди и забери то, что тебе принадлежит.

Из этого следует вывод, что от соприкосновения с некошерным, кошерное мясо не утрачивает свою пригодность для еды, - отмечает Талмуд.

Рассказывают, что Рава, выбирая куски мяса для еды, не помечал их, но - нарезал треугольниками. И потом, по форме, всегда мог отличить «свое» от «чужого».

В связи с этим Талмуд выдвигает на обсуждение вопрос: что надежнее - различать по виду или по - «маркировкам»?

Как обычно в подобных случаях, рассматривая эту проблему, Талмуд пользуется методом сравнительного анализа.

Учителя исследуют подобные ситуации из других жизненных сфер. Для сравнения берется, в частности, аналогия из судебной практики.

Могут ли приговорить человека к высшей мере наказания за убийство, если свидетели не видели его в лицо, но способны опознать по определенным признакам? - спрашивают Учителя.

Приговор выносят лишь в том случае, - говорит рав Ицхак, - если свидетели видели преступника и в состоянии его опознать.

Не вдаваясь в подробности других аналогий, скажем лишь, что в результате по поводу мяса Талмуд предлагает такое решение: если человек в груде мяса может с уверенностью «опознать» то, что ему принадлежит, ему дозволяется взять это и использовать в пищу. Иными словами - «верь глазам своим»…

Далее Талмуд вновь возвращается к обсуждению проблем, связанных с некошерной жилой в ноге животного под названием гид ѓанаше (см. на сайте обзор листа 90).

Ранее, казалось бы, уже были исследованы подробности запрета на употребление этой жилы в пищу. Точно определены ее местонахождение и меры пресечения за нарушение запрета (см. там же), выяснены причины запрета (см. на сайте обзор листа 91), выявлены связанные с этим запретом этические проблемы (см. на сайте обзор листа 94) и т.д.

Однако Учителя стараются предугадать возможные обстоятельства - в самом широком спектре, чтобы представить ориентиры для наилучшего выполнения заповеди.

На нашем листе Талмуд, например, задается вопросом: надо ли удалять гид ѓанаше полностью, со всеми ее ответвлениями, или достаточно извлечь «ствол»?

И приводит Мишну, в которой сказано:

Жилу гид ѓанаше следует удалять полностью

Однако раби Иегуда (великий Учитель Мишны, 2-й век) усматривает в этом вопросе иную грань Истины.

Чтобы исполнить заповедь, - говорит он, - не обязательно извлекать из мышечной ткани ноги все, даже самые мелкие, ответвления жилы.

Тора запрещает использовать для еды лишь тот отрезок жилы гид ѓанаше, - уточняет Шмуэль (один из крупнейших Учителей Талмуда первого поколения; 3-й век), - который расположен в бедренной части правой ноги животного. Но, чтобы оградить людей от ошибок, Учителя вынесли постановление, предписывающее производить удаление всей жилы.

Исследуя различные обстоятельства, Талмуд, в конце концов, вводит параметры, обозначающие «нижнюю» границу нарушения заповеди. Измерительным «эталоном», как и во многих других случаях в Талмуде, служит объем маслины средней величины. Если человек съел кусок жилы гид ѓанаше, размером с маслину, считается, что он нарушил заповедь, и его приговаривают к телесному наказанию.

Но ведь бывают крупные и мелкие животные. И жилы гид ѓанаше у них - разных размеров, - подчеркивают Учителя. - Правильно ли в таких обстоятельствах руководствоваться единой «системой измерения»?

Если животное - крупное, и человек съел жилу гид ѓанаше, размером с маслину, ему полагается наказание, - дает разъяснение Талмуд. - Если же животное - мелкое, считается, что человек нарушил заповедь, съев жилу гид ѓанаше целиком, даже если по объему она меньше маслины…

Автор текста Моше Гойхберг

 



2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41
42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61
62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81
82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121
122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141
142

New Page 5

ВВЕДЕНИЕ

Наш трактат - третий в разделе Кодашим. В разделе, который, как уже говорилось во Введении к первому трактату раздела - Зевахим (см. на сайте Введение к трактату Зевахим), посвящен обсуждению одной из центральных тем в Торе. Это - тема взаимоотношений человека с Творцом, которые находят свое выражение в приношениях (когда человек что-то отдает, посвящая часть своей собственности Всевышнему) в Храме.

В свете только что сказанного, включение трактата Хуллин в раздел Кодашим может показаться несколько странным. Ведь главная тема этого трактата - шехита (когда кошерных животных режут безболезненным способом, детально описанным в Торе). Более того, речь в нашем трактате идет не о процедуре приношения в Храме, но - о принципах, обуславливающих употребление мясо кошерных животных в пищу. Почему же тогда этот трактат оказался в разделе Кодашим?

Чтобы найти подходы к ответу на этот вопрос, внимательней всмотримся в название трактата.

Слово хуллин - производное от корня халал, который состоит из ивритских букв хет, ламед, ламед и означает - «абсолютная, незаполненная пустота». В текстах Танаха часто встречаются образованные от этого корня глаголы, которые переводятся так: «перестать быть кодеш», «оказаться вне состояния одухотворенности» (утратить насыщенность духовной энергией).

Конкретное значение слова хуллин - «низменные (лишенные духовности) объекты». Буквально - полная противоположность понятию кодашим (духовно возвышенные объекты).

Но это, казалось бы, запутывает нас еще больше. И нам еще труднее понять, зачем трактат Хуллин помещен в раздел Кодашим?

Попробуем подойти к этой проблеме с другой стороны.

Центральная, сквозная тема нашего трактата, как уже говорилось - шехита. Только процесс шехиты позволяет еврею использовать в пищу мясо животного. Ведь в принципе, в идеале, до Всемирного Потопа, в пищу человеку предназначались продукты растительного происхождения. Мясо животных разрешено было есть только для того, чтобы усилить человеческий потенциал в его постижении Устройства мира. Ибо речь уже идет о слабом «послепотопном» человеке, который утратил прямую традицию от Адама и других великих людей десяти поколений от Адама до Ноаха.

Однако, позволив человеку есть мясо животных (то есть - разрешив отнимать у животных жизнь), Творец не отменил свое повеление - не проявлять жестокость к Его созданиям. Из этого повеления и проистекает особый наказ о процедуре шехиты. Без шехиты мясо животного считается невела, независимо от того, каким способом (кроме шехиты) умертвили животное - зарезали ножом, убили электрошоком или как-то иначе. А употребление в пищу невелы законом запрещается (отметим, кстати, что и неевреям разрешено умертвлять животное только способом шехиты).

Следовательно, шехита - процедура, которая превращает запрещенное - в разрешенное Творцом. Иначе говоря «пустота» в процессе шехиты начинает заполняться… Животное, материальный объект приобретает иное качество… Эта идея и перебрасывает мост от хуллин - к кодашим.

Основные темы трактата Хуллин - законы шехиты и кошерной пищи, запрет на смешение молочного с мясным. Рассматривается здесь и отношение к «царству животных», в том числе - заповедь, обуславливающая бережное обращение с птицей, высиживающей птенцов. И, конечно же, как обычно в Талмуде, попутно обсуждаются различные законы Устройства мира и поведения человека в нем.

В трактате - 12 глав, 142 листа.

Автор текста Элиягу Эссас

Новая страница 1



 

ВСЕ ТРАКТАТЫ:

Шаббат

Йома

Хуллин

Менахот

Зевахим

Авода зара

Шевуот

Макот

Санѓедрин

БАВА БАТРА

БАВА МЕЦИЯ

БАВА КАМА

СОТА

 

К началу

 

Кто знает, когда придет Машиах?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля