""
 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

""

Июнь 16, 2019   12 Сиван 5779

До субботы - 6 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Женский   
дневник
   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Отзывы и    предложения   
Почта   
English   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 

Лаг ба Омер
18 Ияра
(23.05.19)

День Иерусалима
28 Ияра
(02.06.19) 
Шавуот
6 Сивана
(09.06.19)
В диаспоре 6-7 Сивана
(09.06 - 10.06.19)
Девятое Ава
 9 Ава
(11.08.19)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(30.09 - 1.10.19)
Йом Кипур
10 Тишри
(09.10.19)
Суккот
15-21 Тишри
(14 - 20.10.19)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(21.10.19)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(21 - 22.10.19)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(23.12 - 30.12.19)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(7.01.20)
Ту би-Шват
15 Шват
(10.02.20)
Пурим
14 Адара
(10.03.20)
в Иерусалиме -
15 Адара
(11.03.19)
Песах
15-21 Нисана
(09.04 - 15.04.20)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(09.04 - 16.04.20)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(21.04.20)
День памяти павших 
3 Ияра
(28.04.20)
День независимости Израиля
4 Ияра
(29.04.20)
 



Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О ЛИСТАХ ТАЛМУДА

О ТАЛМУДЕ


 


О Трактате Хуллин



Трактат Хуллин

Лист 55

На нашем листе Талмуд продолжает обсуждать положения Мишны, где дан список физических повреждений, которые, будучи обнаруженными в туше животного при проверке после шехиты (значение термина - см. на сайте Введение в трактат Хуллин), не делают его мясо трефным (см. на сайте обзор листа 54). То есть употреблять это мясо в пищу - разрешается.

Рассматривая функциональные особенности органов, Учителя детально анализируют «параметры» дефектов, и, изучая их влияние на жизнеспособность животного (именно это определяет кошерность мяса - см. на сайте обзор листа 42), выводят уточненные рекомендации.

Речь здесь идет, в частности о селезенке.

Если у животного нет селезенки, - отмечает Мишна (см. на сайте обзор листа 54), - мясо его пригодно для еды.

Но если селезенка присутствует, но в ней - отверстие, - вносит уточнение рав Авира, - животное признают трефой, и мясо его есть запрещают. Ибо это может оказаться признаком серьезного заболевания.

Зависит от того, в какой части селезенка пробита, - дополняют другие Учителя. - Если свищ образовался в верхней, утолщенной части селезенки, животное - трефа, если - в узкой части селезенки, мясо этого животного пригодно для употребления в пищу.

Имеет значение и размер поражения вглубь, - подчеркивает Талмуд. - Если в селезенке находят сквозную дыру, мясо животного - трефа. Если остался участок, толщиной с динар, животное - кошерно.

Аналогичная ситуация - с почками, - констатирует Рахми бар Папа. - Если у животного не достает одной почки, его мясо объявляют кошерным, но если одна почка поражена болезнью, мясо такого животного - трефа.

Только в том случае, если патологию находят в том месте, где почка крепится к спине, - поясняют Учителя Эрец Исраэль. - Если же поражение находят, скажем, в передней стенке почки, мясо животного считают кошерным.

Подозрение должны вызывать и «нестандартные» размеры почки, - отмечает Талмуд. - Если почка особи мелкого рогатого скота - с горошину, а крупного рогатого - с виноградную ягоду, мясо животного следует объявить трефным (в пищу оно не годится).

Когда речь идет о жизненно важных внутренних органах животного, - говорит рав Аши (великий Учитель, редактор Вавилонского Талмуда, начало 5-го века), - не выводят правила «по аналогии». Допустим, поражение найдено в определенной части какого-либо органа, и мы знаем, что ткань здесь легко регенерируется, аналогичное поражение в той же части другого органа может оказаться для животного губительным. И мы, в отличие от первого случая, во втором - вынуждены объявить, что животное - трефа. Например, гнойное воспаление в легком животного - еще не повод, чтобы после шехиты запретить есть его мясо. Но если такое же воспаление обнаружено в почках, мясо этой особи есть запрещается. У живого организма каждый орган имеет свои конкретные функции…

Затронув в обсуждении проблемы повреждения легких, в развитие темы Учителя рассматривают такое заболевание, как отек легких, и констатируют: если скопившаяся в легких жидкость - мутная и имеет неприятный запах, животное - трефа и использовать его мясо в пищу запрещается.

Попутно обсуждается и пункт Мишны, в котором говорится о сжатии легких животного в том случае, если оно испугалось. Мишна, как мы помним, определяет: если животное испытало страх перед природным явлением (по воле Небес), оно остается кошерным, но, если его испугал человек, его мясо становится трефой (см. на сайте обзор листа 54).

Если животное испугалось нападения хищника, и его легкие от этого сжались, - говорит раби Шимон бен Элазар, - его мясо тоже трефа.

Но как, обнаружив после шехиты сжатие легких, определить первопричину испуга животного? - спрашивает Талмуд.

И рассказывает такую историю.

Как-то раз Раба бар бар Хана нашел в пустыне козла. Когда козлу сделали шехиту и подвергли проверке его тушу, обнаружилось, что его легкие - сжаты. Задумался Раба, не знал, как поступить. И решил он посоветоваться с коллегами.

Причину испуга узнать невозможно, - сказали они. - Остается просто проверить состояние легкого. Для этого надо налить в глиняный сосуд теплой воды и на сутки опустить легкое животного в воду. Если за это время оно примет нормальный вид, мясо животного можно есть, оно - кошерно. Если же оно так и останется сжатым, его мясо - трефа

Автор текста Моше Гойхберг

 

Трактат Хуллин

Лист 56

На нашем листе Талмуд переходит к обсуждению проблем, которые возникают при проверке после шехиты (значение термина - см. на сайте Введение в трактат Хуллин) тушки птицы.

Так же, как при рассмотрении повреждений в теле кошерных млекопитающих (см. на сайте обзор листа 42), общее правило здесь таково. Если найденный дефект обеспечивает жизнеспособность птицы, мясо ее - кошерно, если же без шехиты обнаруженный при проверке изъян грозил бы птице неминуемой гибелью, ее мясо - трефа, то есть для употребления в пищу - непригодно.

Мишна нашего листа приводит перечень повреждений, которые делают мясо кошерно зарезанной птицы непригодным для еды.

Мясо птицы признают трефным, - отмечает Мишна, - если при обследовании у нее обнаружены:

- дырка в пищеводе;

- надвое разорванное дыхательное горло;

- свищ в одном из отделов желудочно-кишечного тракта;

- крысиный укус в голову;

- позеленевшие внутренности в результате падения в огонь

Приступив к анализу Мишны, Талмуд делает некоторые уточнения.

Если птица упала в огонь, ее быстро вытащили, а впоследствии обнаружилось, что внутренние органы у нее остались красными, ее мясо кошерно, пригодно для еды.

И еще: если на птицу напал хищник, но ее удалось спасти, если она ударилась о стену или человек случайно наступил на нее, полагается выждать сутки. И если через сутки птица осталась живой, ей можно делать шехиту. Но после шехиты надо проверить состояние ее внутренних органов с особой тщательностью.

Далее Талмуд рассматривает случай, когда крыса укусила птицу прямо в голову. Мясо такой птицы, - подчеркивают Учителя, - признают трефой, только если в черепной коробке птицы образовалось отверстие, проникающее в мозг. Если же мозг не поврежден, мясо птицы и при крысином укусе остается кошерным.

Но как же это проверить? - спрашивает Талмуд.

И объясняет: специалисты рекомендуют глубоко засунуть палец в клюв птицы и надавить. Если из дыры начнет сочиться мозговая жидкость, мясо птицы - трефа. Если место укуса останется сухим, мясо пострадавшей от крысы птицы есть - разрешается.

Но мозг защищен двумя пленками, - возражают Учителя. - Как расценить ситуацию, когда внутренняя пленка остается неповрежденной?

Такого практически не бывает, - констатирует Талмуд. - Внутренняя пленка, обволакивающая мозг, настолько тонка, что даже если она не прокушена, то от нажатия - лопнет.

Проверку мозговых повреждений у птицы, которую укусила крыса, надо производить только рукой, - подчеркивает рав Ошайа (Учитель Талмуда третьего поколения в Вавилоне; начало 4-го века).- И ни в коем случае - не гвоздем. Ибо гвоздь может продырявить голову птицы в том месте, где отверстия изначально, до шехиты, не было.

В связи с этим Талмуд рассказывает такую историю.

Раби Нехемия проверял глубину крысиного укуса с помощью гвоздя. И сказали ему другие Учителя: «Острием гвоздя легко продырявить мозговую ткань, так, что и не заметишь. Используя такой метод, ты порой вводишь людей в убытки».

Раби Иегуда делал проверки рукой, и спросили его другие Учителя: «А ты не боишься накормить людей трефой? Ведь зубы у крысы очень острые и кривые. Пальцем не всегда удается нащупать сквозное отверстие…».

Рав Эймор придумал свой способ. Он наливал в место укуса воды, и если вода мутнела и приобретала беловатый оттенок, он объявлял мясо птицы трефой.

В результате Учителя постановили, если у птицы прокушена черепная коробка, ее мясо признается трефой и для еды не годится. Особенно это касается водоплавающих - гусей и уток. У них обволакивающие мозг пленки настолько тонки, что при повреждении черепной коробки, как правило, задет и мозг.

Далее Талмуд переходит к обсуждению повреждений других видов.

Учителя рассматривают, в частности, случай, когда птицы упала в огонь.

Даже если после этого внутренности птицы лишь слегка позеленели, - говорит раби Йоханан (крупнейший амора, Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век), - мы признаем ее мясо трефным.

А если позеленела только печень, можно ли объявить мясо птицы кошерным? - спрашивает рав Йосеф (великий Учитель Талмуда третьего поколения, начало 4-го века).

Нет, и в этом случае ее мясо - трефа, и употреблять его в пищу запрещается, - отвечают ему другие Учителя.

Но ведь даже если часть печени вообще отсутствует, птицу признают кошерной, - произносит «провокационную» фразу рав Йосеф. - В чем же опасность изменения цвета?

Исследовав проблему, Рава (величайший Учитель Талмуда; Вавилон, 4-й век) дает такой ответ. Мясо птицы - не кошерно, если печень позеленела в том месте, где она примыкает к кишечнику. И это - признак, что кишечник - поврежден, пострадал от огня. А, значит, мясо этой птицы - трефа.

Но если зеленый оттенок имеют желудок и сердце упавшей в огонь птицы, - отмечает раби Элазар Гаканар, - птицу можно считать кошерной.

Дело в том, что у птицы эти органы зеленоватые от природы, в нормальном состоянии, - разъясняет раби Абаѓу (амора, один из крупнейших Учителей Талмуда в Эрец Исраэль, ученик раби Йоханана; начало 4-го века). И если они изменили цвет - стали красными, птицу признают трефой.

Но тогда проблема усложняется. Не так-то просто, оказывается, определить, кошерна ли птица, опаленная огнем.

Правильно определить состояние птицы можно, отварив некоторые ее внутренние органы, - говорит раби Мани. - Если позеленевшие внутренности при кипячении вновь стали красными, значит, птица - кошерна. Они изменили цвет только от того, что птица наглоталась дыма. Но если так и остались зелеными, мясо птицы - трефа.

Автор текста Моше Гойхберг

 

Трактат Хуллин

Лист 57

Обсудив виды приобретенных патологий, которые делают мясо птицы трефой (запрещенным для употребления в пищу), Талмуд, как и в случае с млекопитающими (см. на сайте обзор листа 54), начинает рассматривать изменения в организме птицы, при которых ее мясо остается кошерным, то есть пригодным для еды.

Очередная Мишна дает список таких, не опасных для жизни животного дефектов.

Мясо птицы признают кошерным, - написано в ней, - если при обследовании после шехиты (значение термина - см. на сайте Введение в трактат Хуллин) у нее обнаружены:

- продольная трещина в дыхательном горле;

- свищ в зобу;

- крысиный укус в голове, но в таком месте, повреждение которого не угрожает поражением мозга;

- вывалившиеся наружу кишки, но лишь в том случае, если на них нет разрывов и они не перевернулись;

- переломы в ногах;

- переломы в крыльях;

- частично выщипанное оперение

Талмуд приступает к обсуждению отдельных пунктов Мишны. И сразу же уточняет: если у птицы выщипана большая часть перьев, она остается кошерной.

Но если пострадал пух, - добавляет раби Иегуда (великий Учитель Мишны, 2-й век), - мясо животного объявляют трефой, и есть его нельзя.

Как-то раз, - сообщает Талмуд, - раби Шимон бен Халафта увидел полностью ощипанную курицу. Решив проверить заключение других Учителей, он завернул ее в теплые тряпки и поместил в теплую печь. И у нее выросло новое оперение…

Исключительный случай - еще не правило, - резюмируют Учителя. - Детали этой истории нам неизвестны. А без них мы не можем делать выводы…

Ко второму пункту, исследовав проблему, Раби (великий раби Иегуда а-Наси - редактор текста Мишны, начало 3-го века) вносит свое уточнение.

Даже если у птицы зоб вообще отсутствует, - говорит он, - ее мясо считается кошерным.

Однако Раба (один из крупнейших Учителей Талмуда в Вавилоне; конец 3-го века) открывает в этом вопросе иную грань Истины.

Мышечная ткань верхней части зоба, - объясняет он, - эластична и частично выполняет функции пищевода. Поэтому, если в этой области находят свищ, мясо птицы признают трефой.

Далее Талмуд переходит к обсуждению различных видов вывихов и переломов.

В связи с этим рассказывается, как к Раве (величайший Учитель Талмуда; Вавилон, 4-й век) принесли полную корзину птиц со сломанными ногами. Рава проверил их коленные суставы. И обнаружив, что связки целы, объявил, что птицы в корзине - кошерны.

Зачем нужна была такая проверка? - спрашивает Талмуд. - Ведь сказано в Мишне, что переломы в ногах и крыльях не делают птицу трефой.

Эти установления Мишны нуждаются в уточнении, - разъясняют Учителя. -Если повреждение на ноге птицы - ниже коленного сустава, ее мясо считается кошерным; если выше - трефным. Об этом, исследуя способность птицы с таким повреждением ноги (выше коленного сустава) к выживанию, свидетельствовал раби Йоханан (крупнейший амора, Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век).

Было, что раби Шимона бен Халафты курица сломала ногу над коленным суставом, - рассказывает раби Иегошуа бен Леви (великий Учитель Талмуда первого поколения; Эрец Исраэль, середина 3-го века). - Лечили ее, сделали ей протез, и она осталась в живых…

Эта курица все равно была уже не кошерной, - отмечает Талмуд. - Вряд ли она после того, что с ней случилось, прожила больше года. Скорее всего, гораздо меньше… Тут надо вспомнить одно общее правило: когда животное (в том числе - птица) получило повреждение, которое грозит ей гибелью, даже если человек, обследующий ее, полагает, что она может прожить еще до 12-ти месяцев, он тем не менее должен объявить ее трефой.

Иную грань Истины в этом вопросе открывает рав Ѓуна (великий Учитель Талмуда второго поколения, 3-й век).

Если получившее повреждение животное не выжило 12 месяцев, его мясо - трефа. Но если это - самка, и за это время она успела родить детеныша, ее мясо считается кошерным.

Так же птица будет трефой, если в области коленного сустава у нее порваны связки, - говорят Учителя.

Если у птицы вывихнут верхний сустав ноги или крыла, - говорит Рав (великий Учитель Талмуда первого поколения, 3-й век), - животное - трефа, и употреблять его мясо в пищу не разрешается. И поясняет: что касается крыла, тут есть серьезное опасение, что у птицы повреждены легкие.

Но ведь легкие можно проверить, - выдвигает возражение Шмуэль (великий Учитель Талмуда первого поколения; 3-й век). - Для этого их надо надуть и посмотреть, не выходит ли из них воздух. Если же с легкими все в порядке, птицу со сломанным в верхней части крылом можно признать кошерной.

 

Автор текста Моше Гойхберг

 

Трактат Хуллин

Лист 58

На нашем листе Талмуд продолжает обсуждать законы, регламентирующие употребление в пищу продуктов животного происхождения.

Углубляясь в тему, Учителя рассматривают возможности использования «вторичного» продукта, то есть - тех видов пищи, которые вырабатываются животными в процессе их жизнедеятельности.

Скажем - яйцо. Можно ли его есть, если оно снесено курицей, которая признана трефой (мясо ее в пищу не годится)? - спрашивает Талмуд.

И разъясняет, что в данном случае мы сталкиваемся с двумя ѓалахическими (ѓалаха - еврейский практический закон) проблемами.

С одной стороны, согласно соответствующему, установленному Торой положению, зародыш в утробе - неотъемлемая часть тела матери. А потому к нему применимы все законы, которые определяют статус материнской особи.

С другой стороны, вместе с Торой на Синае Моше были даны тринадцать специальных принципов, с помощью которых исследуется Мудрость Творца мира. Среди них есть такой, который на иврите именуется - зе ве-зе горем. Суть его (в упрощении) сводится к тому, что в случае, если какое-либо явление получает «изначальные импульсы» из двух источников - «отрицательного» и «положительного», статус этого явления квалифицируется в зависимости от конкретных обстоятельств.

Возьмем духовную сторону этого принципа. Вопрос тогда ставится так: нейтрализуется ли энергия таме (духовная нечистота), поступающая к объекту от одного из источников, положительной, «чистой» духовной энергией из второго источника, который - таѓор (духовно чист)?

Да, нейтрализуется, - говорит Талмуд. - Когда объект отделяется от источника, «зараженного» тумой.

Учителя анализируют конкретную ситуацию с куриным яйцом.

Если курица получила увечье и стала трефой, яйцо, которое внутри нее и считается ее неотъемлемой частью, как и она - таме (то есть - запрещено в пищу). Но когда она снесет это яйцо, оно существует уже отдельно - вне ее организма. И оно, согласно принципу зе ве-зе горем, становится таѓор, если второй источник зарождения этого яйца, петух находился в состоянии таѓор. А, значит, это яйцо признается кошерным и годится для еды.

Интересно отметить, что принцип зе ве-зе горем применим практически во всех случаях, когда один из источников возникновения - кошерен, а другой - нет. Исключение составляют законы Песаха. Ибо даже незначительного количества хамеца (квасного), запрещенного в Песах, достаточно, чтобы сделать объект некошерным для Песаха.

Талмуд выдвигает на обсуждение вопрос: пригоден ли для приношения в Храме теленок, рожденный от коровы, которая до его рождения получила увечье и была признана трефой (приношением в Храме могут быть лишь такие животные, которые не имеют ни наследственных, ни приобретенных изъянов)?

Не пригоден, - говорит раби Элиэзер (тана, Учитель Мишны второго поколения, 1-й век), тщательно исследовав ситуацию.

Однако раби Иегошуа (великий Учитель Мишны второго поколения, 1-й век), изучая предложенные обстоятельства, открывает иную грань Истины.

Теленок, рожденный трефой, - говорит он, - для приношения в Храме не годится.

Как же получается, что Учителя, исследуя один и тот же вопрос, приходят к диаметрально противоположным выводам?

Дело в том, - объясняет Талмуд, - что Учителя анализируют вопрос под разными углами зрения.

Раби Элиэзер, принимая решение, выстраивает логическую цепочку, взяв за основу такую ситуацию: животное стало трефой, когда в ее утробе уже развивался зародыш.

Раби Иегошуа оценивает обстоятельства, когда корову еще до беременности объявили трефой. Продемонстрировав свою способность воспроизводить потомство, она утрачивает статус трефы. И, стало быть, нет никаких препятствий, чтобы ее теленок стал объектом приношения в Храме.

Из содержания предыдущего листа мы знаем, что предельный срок жизни трефы - 12 месяцев. Скажем, если бык, получив повреждение, не прожил и года, его мясо - трефа.

Из этого рав Ѓуна (великий Учитель Талмуда второго поколения, 3-й век) выводит весьма неожиданное правило.

Все виды беспозвоночных запрещены в пищу, - говорит он, - потому что срок их жизни не превышает 12-ти месяцев. То есть все они - трефа.

В завершение обсуждения темы, Талмуд отмечает, что в случае, если у кошерного животного обнаруживается лишний орган, это приравнивается к дефекту (как если бы у животного этого органа не было). И оно признается трефой. Ведь всякое лишнее образование, и это подтверждает современная медицина, оказывает пагубное влияние на жизнеспособность организма.

Впрочем, и в этом правиле есть свои исключения. Допустим, у животного - два желудка. Оно признается трефой, если они функционируют автономно. Если же они соединены и «сообща» выполняют пищеварительную функцию, как единый орган, животное считают кошерным…

Автор текста Моше Гойхберг

 

Трактат Хуллин

Лист 59

На нашем листе Талмуд обсуждает некоторые особые случаи, когда птица, получив повреждение, остается кошерной.

Птица будет кошерной, - сказано в Мишне, - если она:

- пострадала от внутреннего кровоизлияния;

- простудилась;

- попала в облако дыма.

Если же птица случайно выпила яд или ее укусила змея, она остается кошерной, но мясо ее есть нельзя (ибо при таких обстоятельствах приготовленная из ее мяса пища может оказаться опасной для жизни человека).

Анализируя Мишну, Талмуд моделирует другие нетривиальные ситуации и находит для них конкретные решения.

Как, например, поступать, если курица проглотила какой-то острый предмет?

Острый предмет может продырявить птице кишки, - говорят Учителя, изучив вопрос, - Поэтому после шехиты (когда животное режут предусмотренным Торой, безболезненным способом; подробнее - см. на сайте Введение в трактат Хуллин), органы ее пищеварительного тракта следует проверить с особой тщательностью (после шехиты тушу животного подвергают детальному осмотру, чтобы знать, пригодно ли его мясо в пищу - см. на сайте, к примеру, обзор листа 42). Если туша после шехиты не проверена, мясо поглотившей острый предмет курицы следует считать трефой (то есть - непригодным для еды).

Существуют яды, которые опасны для жизни животного, - отмечает Талмуд, - но человеку не вредят. И если такой яд попал в организм курицы, она не только остается кошерной, но и есть ее мясо - разрешается.

Но как узнать, что животное «приняло» дозу яда? Ведь звери не умеют говорить и не докладывают людям, что с ними случается.

В связи с этим Талмуд рассказывает такую историю.

Однажды принесли Раву (великий Учитель Талмуда первого поколения, 3-й век) козленка со сломанной ногой и попросили дать заключение - трефа он или нет. Рав установил, что сухожилия целы и заключил, что мясо козленка пригодно для еды. Что-то в поведении козленка показалось присутствующему при этом Шмуэлю (коллега Рава) подозрительным.

- Козленок сломал ногу в лесу. А там его могла укусить змея, - сказал Шмуэль.

И посоветовал Раву произвести дополнительную проверку - поместить тушу козленка в печь.

Рав так и сделал. Как только он положил тушку в печь, мясо тут же развалилось. Было оно, как оказалось, сильно отравленным.

Попутно Талмуд дает медицинские рекомендации.

Советует, например, в летнее время уменьшить количество употребляемых в пищу яиц и не есть много семечек.

Мед, - подчеркивают Учителя, - очень полезный для организма продукт. Но по утрам, да еще - натощак, употреблять его надо в строго ограниченных количествах. В противном случае, люди подвергают свое сердце опасности…

Далее Талмуд переходит к обсуждению новой темы - признаки кошерности животных.

Что касается млекопитающих, Тора дает описание, определяющее кошерность. Все животные с раздвоенными копытами, которые жуют жвачку - кошерны (их кошерность определяется наличием обоих этих признаков одновременно).

При этом известно, что у жвачных животных нет верхних зубов. Исключение составляют верблюд, заяц и кролик. У верблюда, к примеру, верхняя челюсть снабжена двумя зубами. Но все эти три виды животных - некошерны, их мясо есть нельзя, хотя в Торе они и названы «жвачными». Ведь у кролика и зайца вообще нет копыт, а у верблюда они не раздвоены.

Раздвоенными копытами наделена свинья, но она не причисляется к «жвачным», а потому - некошерна.

Талмуд находит еще один признак кошерности млекопитающего животного: при разделывании туши кошерного животного мясо его на задней части расслаивается и вдоль и поперек. Из некошерных животным таким свойством обладает лишь мясо дикого осла.

Какие из диких животных считаются кошерными? - спрашивает Талмуд.

И отвечает: те, у которых копыта раздвоены и есть рога. Разрешается, например, есть мясо оленя.

Талмуд сообщает, что в древности жили на земле позднее исчезнувшие дикие животные, мясо которых считалось кошерным. Это был зверь с одним рогом и гигантских размеров. В еврейских источниках оно упоминается под названием - кереш.

С рыбами - понятно: если у рыбы есть чешуя и плавники, она - кошерна.

Как же - с птицами?

Кошерные и некошерные птицы названы в Торе «поименно». Исследовав список, Учителя внесли уточнение: все хищные птицы - некошерны и непригодны для еды.

На основе практических наблюдений Талмуд выделяет три признака кошерности птицы. У кошерной птицы, - отмечают Учителя, - есть «шпоры» на ногах (наподобие лишнего пальца, с задней стороны приподнятого над ступней) и зоб, а защитная пленка желудка у них, когда птицу потрошат, легко снимается.

Если птица при ходьбе выдвигает два пальца вперед, а другие два у нее повернуты назад, - говорит раби Элиэзер бен Цадок, - ее следует отнести к отряду некошерных…

Автор текста Моше Гойхберг

 

Трактат Хуллин

Лист 60

Наш лист имеет в основном философское содержание. В нем приводятся агадот (сравнительно небольшие рассказы, в которых в аллегорической форме излагаются мировоззренческие позиции Учителей), затрагивающие центральную в иудаизме тему - тему сотворения мира и другие глобальные вопросы мироздания.

В частности, Талмуд рассказывает, как однажды в жаркий летний день призвал к себе римский император раби Иегошуа бен Хананью (великий Учитель Мишны второго поколения, 1-й век) и сказал:

- Хочу увидеть вашего Всевышнего…

- Посмотри на солнце, - предложил императору раби Иегошуа.

- Не могу, - ответил император. - Сегодня слишком яркое солнце, оно ослепляет меня.

- Если ты не в состоянии взглянуть даже на солнце, а оно - лишь слуга Всевышнего и создано Им, как же ты можешь увидеть Творца! - резюмировал раби Иегошуа.

В другой раз призвал к себе император раби Иегошуа и сказал:

- Хочу накрыть стол и устроить трапезу вашему Всевышнему...

- Устрой эту трапезу на морском берегу, - посоветовал раби.

Все лето слуги императора трудились, чтобы устроить на берегу моря роскошный пир. И вот, когда все уже было готово, внезапно поднялся ветер, и снес все сооружения в морскую пучину.

Император велел слугам проделать всю работу заново. Они трудились всю зиму. Но пошел дождь и смыл плоды их трудов в открытое море.

- Как это понимать? - спросил император раби Иегошуа.

- Ты приготовил, - ответил раби, - а слуги Всевышнего пришли и все съели…

Потом обратилась к раби Иегошуа дочь императора.

- Хочу, - говорит, - чтобы ваш Всевышний изготовил для меня украшение из дерева.

Помолился за нее раби, и девушка заболела проказой. По обычаю тех времен надели ей на шею специальное деревянное «украшение», чтобы обозначить больных. Днем, как было принято, сидели такие больные на центральной улице города, чтобы прохожие видели их и молились за их выздоровление.

Шел как-то по этой улице и раби Иегошуа бен Хананья. Увидев дочь императора среди больных, он спросил ее:

- Хороши ли украшения, которые дал тебе Всевышний?

- Передай Ему, чтобы Он забрал их обратно, - попросила она.

- Наш Всевышний не забирает подарки назад, - ответил ей раби…

Следует отметить, что в каждой агаде заложен глубочайший смысл. И всякий фигурирующий в ней персонаж - лишь метафора, позволяющая открывать и осмысливать Мудрость Всевышнего, приближаться к Истине.

Далее Талмуд приводит высказывания Учителей, анализирующих информацию о Сотворении мира.

Бык, которого Адам привел Всевышнему, - рассказывал рав Иегуда (амора второго поколения, великий Учитель Талмуда; 3-й век), - имел всего один рог. На лбу. И создан был сразу же, как взрослая особь - с рогом этим и копытами.

Все творения в момент создания мира появились сразу в свою натуральную величину, - уточняет раби Иегошуа бен Леви (один из крупнейших Учителей Талмуда первого поколения; Эрец Исраэль, середина 3-го века). - И произошло это с их согласия.

И еще сообщает Талмуд: повелел Всевышний, чтобы деревья росли по отдельности - по видам. Тогда и травы решили, что Творец хочет, чтобы виды растений вообще не перемешивались…

В Торе написано: «И создал Всевышний два больших светила» (Берешит, гл. 1, ст. 16). А чуть дальше, тут же, дается уточнение: «Большое светило и - малое…».

Как же так?..

Большим создал Всевышний солнце, а луну - поменьше размером. Но ведь и луна тоже - большая.

Рассказывают Учителя, что светила были устроены так, потому что луна сетовала перед Всевышним:

- Невозможно, чтобы два царя пользовались одной короной

- Вот и станешь ты светилом поменьше, - сказал ей Творец.

За что же мне такое наказание? - возмутилась луна.

По лунному календарю будут отсчитывать евреи месяцы и годы, - ответил ей Всевышний. - Никакого наказания тут нет.

Но луна все не успокаивалась. Поэтому во искупление, что сделал луну меньше размером, Творец постановил каждое новолуние совершать в Храме специальное приношение.

В Торе о третьем дне Сотворения мира читаем: «…И покроется земля травой» (Берешит, гл. 1, ст. 11). А потом, в отрывке, где говорится о шестом дне Творения, сказано: «и никаких растений еще не было на земле» (там же, гл. 2, ст. 5).

Исследуя текст Письменной Торы и оперируя сообщениями Устной, рав Аси заключает, что до шестого дня трава прорастала под землей, и только потом, когда появился Адам и помолился, растения пробились наружу.

Из этого следует и более масштабный вывод: Творец ждет молитвы человека. Молитва вносит благотворные изменения в высшие, духовные миры, которые, в свою очередь, воздействуют на наш мир положительным образом.

Автор текста Моше Гойхберг

 

Трактат Хуллин

Лист 61

Обсудив в форме агадот (сравнительно небольшие рассказы, в которых в аллегорической форме излагаются мировоззренческие позиции Учителей) глобальные проблемы мироздания (см. на сайте обзор листа 60), Талмуд вновь возвращается к анализу практических законов и продолжает рассматривать особенности, отличающие кошерную птицу от некошерной (начало см. на сайте в обзоре листа 59).

Мы уже говорили о том, что признаки кошерности птицы в Письменной Торе не указаны. Однако Устная Тора доносит до нас информацию о четырех таких признаках (три из них уже были отмечены - см. там же), описание которых, как отмечают некоторые Учителя, было получено Моше на горе Синай.

Перечислим все четыре:

1. Четвертый, дополнительный, палец (наподобие «шпоры»).

2. Зоб (некий небольшой мышечный «резервуар» под клювом птицы, в котором скапливается поглощаемая ею пища).

3. Легко снимаемая с желудка (при потрошении птицы) защитная оболочка.

4. Неупотребление в пищу себе подобных.

Обсуждая эти признаки кошерности птицы, Талмуд, прежде всего, подчеркивает, что все они несколько расплывчаты. И почти по каждому «пункту» существуют некоторые разночтения.

Взять, к примеру, четвертое по счету (в нашем списке) отличие. Явление, противоположное отмеченному в перечне, имеет, по определению некоторых Учителей, как объясняет Раши (раби Шломо бен Ицхак, величайший комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Франция, 11 век), название дорес.

Это понятие, - говорит Раши, - подразумевает способ принятия пищи. Если птица вонзает в добычу когти и при приеме пищи придерживает ее ногой, она - некошерна. Кошерная птица, скажем - курица, склевывает еду клювом, и ее ноги в процессе приема еды не участвуют.

Многие другие Учителя усматривают в этом вопросе иную грань Истины.

Под понятием дорес, - говорят они, - имеется в виду «хищник», который поедает более мелких представителей животного мира. Что же касается способа приема пищи, курица тоже может разделываться со своей добычей точно таким же образом (придерживать когтями и ногой), если это, к примеру - червяк или насекомое. Поэтому они и предпочитают иное разделение: кошерная птица, в отличие от некошерной (хищной) птицы, дичью (себе подобными в дикой природе) не питается.

Талмуд отмечает также, что из всех некошерных птиц только орел не имеет ни одного из четырех признаков кошерности. В то же время, только у голубей есть все четыре признака кошерности.

Поскольку перечень признаков кошерности птицы - проблематичен и является предметом дискуссий между Учителями, Талмуд дает четкую рекомендацию: в обиходе не следует делать попытки самостоятельно определять кошерность птицы по отличительным признакам. Человеку остается лишь руководствоваться в этом вопросе законами, которые установлены Торой. Но и тут все не так просто, как может показаться на первый взгляд.

Начиная с 16-го века, каждый из нас может пользоваться достаточно подробными указаниями Шульхан Аруха (полный кодекс еврейских законов, включающий и законы о кошерности животных), где эти законы зафиксированы.

Но как люди справлялись с этой проблемой до этого времени?

В этой связи Талмуд передает такую информацию. После всемирного Потопа Ноах, выйдя из ковчега, осуществил благодарственные приношения Всевышнему, отделив для этого по одной особи из всех кошерных птиц. Названия этих птиц вошли в еврейскую традицию, которая передавалась из поколения в поколение. И если птица относится к одному из видов птиц, принесенных Ноахом, она - кошерна.

Талмуд сообщает также, что в природе кошерных птиц - больше, чем некошерных. Поэтому Тора ограничивается перечислением некошерных видов птиц. Их в перечне - 24 вида. Однако вся трудность состоит в том, что человек далеко не всегда знает, какая птица относится к тому или иному виду (на протяжении истории первоначальные названия некоторых видов птиц были забыты и утрачены). Иначе все было бы просто: если данной птицы нет в списке хищников, это означало бы, что ее мясо разрешается употреблять в пищу.

Если птица - не хищник, и у нее есть хотя бы один из признаков кошерности, - говорит по этому поводу раби Хия (великий Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, первое поколение, начало 3-го века), - мясо ее можно есть. Если бы для этого понадобилось бы наличие всех четырех признаков кошерности, не было бы смысла давать в Торе перечисление некошерных видов птиц. У 20-ти из них есть три признака кошерности, а у ворона, например - два.

Если для того, чтобы птицу признать пригодной для еды, достаточно одного признака кошерности, зачем тогда в Торе отдельно упоминается голубь (обладающий всеми четырьмя признаками кошерности)? - спрашивает Талмуд.

И объясняет: для того, чтобы подчеркнуть, что именно голубей можно использовать в качестве объекта приношения в Храме (из всех диких птиц голубь - единственная птица, которую можно было приносить в Храме).

В заключение подчеркнем, что еврейская традиция донесла до наших времен пять видов птиц, которые можно считать безусловно кошерными: куры, индюки, гуси, утки, голуби.

Автор текста Моше Гойхберг

 

 

 

 



2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41
42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61
62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81
82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121
122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141
142

New Page 5

ВВЕДЕНИЕ

Наш трактат - третий в разделе Кодашим. В разделе, который, как уже говорилось во Введении к первому трактату раздела - Зевахим (см. на сайте Введение к трактату Зевахим), посвящен обсуждению одной из центральных тем в Торе. Это - тема взаимоотношений человека с Творцом, которые находят свое выражение в приношениях (когда человек что-то отдает, посвящая часть своей собственности Всевышнему) в Храме.

В свете только что сказанного, включение трактата Хуллин в раздел Кодашим может показаться несколько странным. Ведь главная тема этого трактата - шехита (когда кошерных животных режут безболезненным способом, детально описанным в Торе). Более того, речь в нашем трактате идет не о процедуре приношения в Храме, но - о принципах, обуславливающих употребление мясо кошерных животных в пищу. Почему же тогда этот трактат оказался в разделе Кодашим?

Чтобы найти подходы к ответу на этот вопрос, внимательней всмотримся в название трактата.

Слово хуллин - производное от корня халал, который состоит из ивритских букв хет, ламед, ламед и означает - «абсолютная, незаполненная пустота». В текстах Танаха часто встречаются образованные от этого корня глаголы, которые переводятся так: «перестать быть кодеш», «оказаться вне состояния одухотворенности» (утратить насыщенность духовной энергией).

Конкретное значение слова хуллин - «низменные (лишенные духовности) объекты». Буквально - полная противоположность понятию кодашим (духовно возвышенные объекты).

Но это, казалось бы, запутывает нас еще больше. И нам еще труднее понять, зачем трактат Хуллин помещен в раздел Кодашим?

Попробуем подойти к этой проблеме с другой стороны.

Центральная, сквозная тема нашего трактата, как уже говорилось - шехита. Только процесс шехиты позволяет еврею использовать в пищу мясо животного. Ведь в принципе, в идеале, до Всемирного Потопа, в пищу человеку предназначались продукты растительного происхождения. Мясо животных разрешено было есть только для того, чтобы усилить человеческий потенциал в его постижении Устройства мира. Ибо речь уже идет о слабом «послепотопном» человеке, который утратил прямую традицию от Адама и других великих людей десяти поколений от Адама до Ноаха.

Однако, позволив человеку есть мясо животных (то есть - разрешив отнимать у животных жизнь), Творец не отменил свое повеление - не проявлять жестокость к Его созданиям. Из этого повеления и проистекает особый наказ о процедуре шехиты. Без шехиты мясо животного считается невела, независимо от того, каким способом (кроме шехиты) умертвили животное - зарезали ножом, убили электрошоком или как-то иначе. А употребление в пищу невелы законом запрещается (отметим, кстати, что и неевреям разрешено умертвлять животное только способом шехиты).

Следовательно, шехита - процедура, которая превращает запрещенное - в разрешенное Творцом. Иначе говоря «пустота» в процессе шехиты начинает заполняться… Животное, материальный объект приобретает иное качество… Эта идея и перебрасывает мост от хуллин - к кодашим.

Основные темы трактата Хуллин - законы шехиты и кошерной пищи, запрет на смешение молочного с мясным. Рассматривается здесь и отношение к «царству животных», в том числе - заповедь, обуславливающая бережное обращение с птицей, высиживающей птенцов. И, конечно же, как обычно в Талмуде, попутно обсуждаются различные законы Устройства мира и поведения человека в нем.

В трактате - 12 глав, 142 листа.

Автор текста Элиягу Эссас

Новая страница 1



 

ВСЕ ТРАКТАТЫ:

Шаббат

Йома

Хуллин

Менахот

Зевахим

Авода зара

Шевуот

Макот

Санѓедрин

БАВА БАТРА

БАВА МЕЦИЯ

БАВА КАМА

СОТА

 

К началу

 

Среди интересующихся гиюром большинство — женщины. Почему?


Поиск по сайту:


Как стать мудрецом?


Сколько букв — в Торе?


Семья или — народ?


Условие выполнения миссии…


Зачем — благословение коэнов?


Что это — гнев Неба?


Открытое письмо Ави Дихтеру


Кому духовный голод подспорье?

New Page 1



 


 

Rambler's Top100


 
New Page 1

Главная страница  |   Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда  |   Женский дневник   
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля