В феврале исполнилось 130 лет со дня рождения выдающегося русского певца
В феврале
исполнилось 130 лет со дня рождения выдающегося русского певца — Федора
Шаляпина...
ШАЛЯПИН ПЕЛ
НА ИВРИТЕ И НА ИДИШ...
Михаль Арье,
журналист
Мы не будем здесь вторить
профессионально поставленным голосам музыковедов — в попытке спеть дифирамбы
всемирно прославленному певцу. Не будем пересказывать его биографию — эта нива
до сантиметра пропахана и обильно засеяна исследователями шаляпинского таланта.
Поставим перед собой более скромную
цель и сообщим лишь один-единственный, но, по вполне понятным причинам,
малоизвестный факт. Это — короткая история о том, как знаменитый певец Федор
Шаляпин не только морально, но и на практике поддержал идею создания первого
еврейского оперного театра в «подмандатной» в те времена Эрец Исраэль.
Автор этой идеи, дирижер Мордехай
Галинкин (родился в 1875-м в Херсонской губернии, закончил Варшавскую
консерваторию; до отъезда в Эрец Исраэль жил и работал дирижером в
Петербурге), был дружен с Шаляпиным. Они познакомились в 1912 году. Шаляпин
тогда подписал контракт, обязавший его некоторое время участвовать в гастрольных
спектаклях оперы петербургского Народного Дома. Директор театра нервничал —
знаменитый Шаляпин предъявлял «непомерные» требования к партнерам: музыкантам,
дирижерам и певцам.
Самые большие трудности возникли с
дирижерами. Ни одна из предлагаемых кандидатур Шаляпина не устраивала. И
директор театра обратился к Мордехаю Галинкину. Тот, наслышанный о бесконечных
«капризах» оперной «звезды», испугался и хотел отказаться от такого, весьма
лестного, надо признать, предложения. Но директор так упрашивал, что делать было
нечего — с трепетом в душе Галинкин отправился на первую репетицию...
Оба — Шаляпин и Галинкин — были
буквально одержимы музыкой. Это и стало основой их завязавшейся дружбы, которая
продолжалась долгие годы.
Шаляпин так высоко ценил
профессионализм и музыкальный дар этого дирижера, что и потом, когда срок
контракта с Народным Домом истек, нередко настаивал, чтобы для работы с ним
пригласили именно Мордехая Галинкина.
«Сердить» Шаляпина не отваживались.
И они много работали вместе.
Перед Шаляпиным открывались двери
лучших театров. В какой-то момент он «посоветовал» администрации царского
Мариинского оперного театра взять Галинкина дирижером их оркестра. И наткнулся
на решительный и бесповоротный отказ. Ему в вежливой форме объяснили, что евреям
работать в императорских театрах запрещено законом. А тут уж никакое
заступничество, никакие рекомендации не помогают. Шаляпин испытал горькое
чувство обиды за друга и посоветовал ему уехать за границу, где он, несомненно,
сумеет занять подобающее его дарованию место.
О мечтах и планах Галинкина Шаляпин
еще не догадывался.
Идею создания оперного театра в
Эрец Исраэль Мордехай Галинкин вынашивал с 1911 года. В своих воспоминаниях
в то время он писал: «В процессе культурного возрождения Эрец Исраэль, наряду с
Торой и наукой, займет почетное место и искусство, и в первую очередь — театр. Я
имею в виду такой театр, который явится образцом и примером для подражания для
всех еврейских театров... Это тот институт, который еврейство галута в его
тяжелых условиях жизни не могло создать никоим образом; все попытки,
предпринятые в этом направлении, все без исключения, наталкивались на проблему
языка, места для театра и отсутствие чисто еврейской среды — почвы для
творчества на иврите».
Когда Шаляпин пересказал ему
разговор с директором Мариинского театра, Галинкин принял окончательное решение
ехать в Эрец Исраэль.
Но реализация этого решения, а
главное — давней мечты о театре, требовала немалых усилий. Чтобы открыть оперный
театр, надо построить для него здание. Чтобы построить здание, нужно было иметь
средства.
В 1917 году Мордехай Галинкин
создал инструментальный квинтет «Зимра». Вскоре этот небольшой коллектив уже
гастролировал по всей России, а выручка от концертов скапливалась на
строительство театра в Эрец Исраэль.
Галинкин хорошо понимал, что сумму
ему предстоит собрать немалую. И решил обратиться к Шаляпину с просьбой, чтобы
тот в пользу будущего еврейского театра дал благотворительный концерт.
Шаляпин не был горячим сторонником
благотворительности — «Бесплатно лишь птички поют». И, как правило, в такого
рода концертах не участвовал. Но тут сделал исключение...
Концерт состоялся в апреле 1918
года. Большой зал Петроградского Народного Дома (две с половиной тысячи мест)
был переполнен, несмотря на то, что билеты на этот концерт стоили весьма
недешево. Желающих послушать Шаляпина оказалось столько, что пришлось пустить в
ход добавочные места. Да что там места! Люди стояли в проходах между рядами
партера...
На сцену вышел Шаляпин. Легкий
поклон — публике, едва заметный знак — аккомпаниатору, и вот уже полетела над
рядами, взмывая вверх, незнакомая большинству слушателей песня... Зал замер,
затаил дыхание, пытаясь разобрать слова. Но тщетно — язык, на котором она
исполнялась, был знаком здесь, быть может, лишь единицам. Шаляпин пел на иврите
«Атикву», которая стала потом гимном государства Израиль.
Ни до этого, ни после Шаляпин не
выступал с такой необычной программой. В ней прозвучали и еврейские песни на
идиш.
«Шаляпин дал в этом концерте право
гражданства еврейской песне и обоим еврейским языкам на русской эстраде», —
писал в своих воспоминаниях Мордехай Галинкин.
Собрать нужную для строительства
оперного театра сумму Галинкину так и не удалось. Но он все же уехал в Эрец
Исраэль и создал в Тель-Авиве оперную труппу. Но это уже — другая история...
* * *
Мордехай Галинкин похоронен в
Израиле, на старом кладбище города Ришон ле-Цион. На скромном надгробии
начертаны слова на иврите:
Мордехай Галинкин, сын Мордехая
Основатель и дирижер израильской
оперы...
Иерусалим
По
материалам публикации Аарона Оримиана
в
сборнике «Евреи в культуре русского зарубежья»
|