Новый,
21-й век начался для израильского
кинематографа небывалым взлетом
популярности фильмов режиссера Йосефа
Сидера. Первые же его произведения были
названы лучшими в Израиле. Это — «Время
благоволения» (призер 2001-го года) и «Костер»
(лучший фильм 2004-го). Они демонстрировались
за рубежом, получили признание зрителей
многих стран мира и были представлены на
рассмотрение отборочной комиссии
Американской Академии киноискусства.
Поставленная Сидером (по его же сценарию)
кинолента «Костер», повествующая о любви и
взаимоотношениях в еврейской религиозной
семье, завоевала не только зрительские
симпатии, но и приз кинокритики на
международном кинофестивале в Чикаго (США).
Третий фильм Йосефа Сидера под названием
«Бофор» сразу же после выхода на широкий
экран побил все рекорды по кассовым сборам.
Зрителей неизменно подкупает простота и
искренность киноповести, без прикрас и
пафоса рассказывающей о подвиге
израильских солдат. Речь в ней — не о
триумфе израильской армии, но — о невнятном,
опустошающем исходе израильской военной
кампании.
Место действия фильма — блокпост «Бофор»,
время действия — заключительный этап (незадолго
до вывода израильских войск из Ливана)
Первой Ливанской войны, завершившейся 24-го
мая 2000 года. Герои фильма — 22-летний
командир блокпоста Лираз Либерти и бойцы
его подразделения.
В этой трагической истории, поведанной от
лица командира отряда, который последним
покинул Ливан, враг не имеет лица. Только
бомбы падают с небес. Молодые солдаты
бьются насмерть, защищая доверенную им
позицию… В кульминационном эпизоде «Бофора»
Лираз взрывает здание, отстаивая которое
погибло столько его друзей. Здание оседает
и разваливается. И вместе с его стенами
рушатся представления израильского
офицера о том, что такое воинский долг,
представления, которые привили ему в
израильской школе военных командиров…
Израильские кинокритики назвали эту
ленту «одним из самых ярких зрелищных
событий в нашем кино за последние годы». И в
самом деле. На всем протяжении фильма ни на
минуту не снижается эмоциональный накал. И
это удается режиссеру, наверное, еще и
потому, что показанные в «Бофоре» ситуации
знакомы Йосефу Сидеру «изнутри». Он сам
служил в десантно-парашютных войсках и
участвовал в Первой Ливанской.
С «Бофором» Йосеф Сидер успел побывать во
многих странах. А в прошлом (2007-м) году,
показав этот фильм на 57-м международном
кинофестивале в Берлине — стал победителем
в номинации «лучший режиссер». Обойдя на «финишной
прямой» мировых знаменитостей — Роберта Де
Ниро и Стивена Содерберга.
Однако апогеем триумфального шествия
ленты стало его включение в список «финалистов»
— соискателей премии «Оскар» американской
Академии киноискусства в номинации «лучший
зарубежный фильм». Независимо от конечного
результата, это было уже серьезной победой
израильского кинематографа — начиная с 1984-го
года, такой чести не удостаивался ни один
израильский фильм.
Конечно же, Сидер очень волновался и
вместе с семьей — с женой, журналисткой
Веред Келнер и двумя детьми, шестилетней
дочерью Амелией и трехлетним сыном Леви —
отправился в Лос-Анджелес за несколько
недель до церемонии вручения «Оскаров».
С каждым днем волнение возрастало. И вот,
за день до церемонии, ему пришлось
столкнуться с необычной для большинства
кинематографистов проблемой.
Дело в том, что Йосеф Сидер — религиозный
человек, соблюдающий еврейские законы.
Традиционно накануне церемонии вручения
премий Американская Академия
киноискусства устраивает пышный прием — с
участием пяти финалистов, сражающихся за
главный приз в номинации «лучший
зарубежный фильм». В этом году торжество, на
котором должен был присутствовать Сидер,
проходило 23-го февраля, то есть — в субботу.
Режиссер засомневался: имеет ли он право
участвовать в подобном действе в шаббат?
— Я долго беседовал со своим раввином, —
рассказывал он. — И, всесторонне обсудив со
мной различные обстоятельства и тонкости,
он пришел к выводу, что я вполне могу
появиться на этом симпозиуме. Но — при
условии, что не буду пользоваться
микрофоном и доберусь до места проведения
этого мероприятия (театра Сэмюэля Голдуина)
пешком…
До театра надо было пройти около трех
километров. Для коренного жителя Лос-Анджелеса
такое путешествие — «подвиг». Но для
израильтянина, да еще отслужившего в армии,
эта прогулка — «сущий пустяк».
Торжества, связанные с вручением «Оскаров»,
начались для Йосефа Сидера и его
сподвижников — Рона Лешема, автора романа «Существует
ли рай», который лег в основу сценария
фильма «Бофор» (Лешем, кстати сказать,
написал и сценарий — в содружестве с
Сидером), исполнителя главной роли,
израильского актера Ошри Коэна и др. —
начались 12-го февраля. Приемом, устроенным в
честь создателей ленты в Израильском
консульстве. Гостям на вечере
продемонстрировали номинированный на «Оскара»
израильский фильм. И консул Израиля по
связям с общественностью Гилад Мило
выразил надежду на то, что «золотая
скульптурка», наконец-то окажется в руках
израильтянина.
—
Сам факт, что израильский фильм стал
соискателем этой престижной премии, —
сказал он, — можно считать поворотным
пунктом в истории израильского
кинематографа и чрезвычайно благоприятным
началом празднования 60-летия нашего
государства. Не за горами, — подчеркнул
Мило, — рассвет израильской киноиндустрии,
подобно тому, как это случилось в 1950-е – 60-е
годы с французским и итальянским кино...
Ни разу, ни один израильский фильм не
завоевал награду американской Академии
киноискусства. Оптимисты верили, что «Бофор»
все же получит «Оскара». Но… И на сей раз
этого не произошло.
Казалось, что до победы — всего один шаг.
Однако израильскому кино пока не довелось
преодолеть и столь малое расстояние.
Сидер, разумеется, разочарован и огорчен.
Но он смотрит в будущее. И полагает, что надо
ценить то, чего удалось достичь.
— Мы потерпели поражение, — говорит он. —
И все же я счастлив. Мы многого добились.
Участие в этом международном состязании,
наравне со звездами мирового кинематографа,
безусловно, принесло нашему фильму еще
большую популярность…