С 20 августа по 1 ноября этого года в
одном из центральных залов Иерусалимского
Дворца Конгрессов
С 20
августа по 1 ноября этого года в одном из
центральных залов Иерусалимского Дворца
Конгрессов (Биньяней а-Ума) открыта
художественная выставка "Прозрачные
стены". В экспозицию включены работы
девяти авторов. Восемь из них - создатели
росписей на стенах в Гило, специально
построенных, чтобы защитить жителей
района от пуль арабских террористов...
ИЕРУСАЛИМСКИЙ
ПРОСПЕКТ "МИРА"
Михаль
Арье, журналист
Размышляют
пассажиры,
Там мы едем или тут...
Владимир
Друк
Иерусалимский
район Гило... Несколько лет назад никому и в
голову не приходило, что Бейт-Джала, где
живут арабы-христиане, станет угрозой для
жителей домов, обращенных в сторону этого
"мирного" арабского селенья.
Но
вот уже почти год Гило регулярно
подвергается обстрелам. Есть жертвы,
разрушенные квартиры...
Заботясь
о безопасности горожан, в конце прошлого
года Иерусалимский муниципалитет вынес
решение: построить вдоль окраинных улиц
заградительные стены. А для того, чтобы не
возникали ассоциации с гетто, пригласили
иерусалимских художников, выходцев из
России. На скучном сером бетоне они
восстановили утраченный пейзаж...
Когда
группа художников для создания росписей в
Гило была, наконец, укомплектована,
оказалось, что найти общее
изобразительное решение - дело
чрезвычайно сложное. Восемь авторов - это
восемь индивидуальных манер, восемь
творческих почерков...
Назовем
имена: Анатолий Баратынский, Лея Зарембо,
Михаил Моргенштерн, Светлана Островская,
Андрей Резницкий, Юлия Шульман, Елена
Ямпольская, Михаил Яхилевич.
Разногласий
не возникало в одном: роспись должна стать
украшением города. И потому писать надо
яркими радостными красками. Но какой
выбрать сюжет? Может, вообще, поместить
здесь экспрессивную абстракцию?..
Вскоре
на "место действия" приехали
представители муниципалитета и дали
четкое указание: на стенах в точности, до
деталей, восстановить закрытые
сооружениями фрагменты пейзажа. Скажем, за
стеной - сосна, над блоками возвышается ее
раскидистая крона, а ствол пропал. Значит,
на бетонной поверхности надо его
изобразить. Если стеной прикрыты арабские
дома, они должны появиться здесь, на стене,
- с соблюдением всех правил перспективы,
разумеется...
Предмет
споров исчез. От художников требовалось
лишь владение ремеслом. А это для выходцев
из России, прошедших хорошую
академическую школу рисунка и живописи, -
не проблема. Работа предстояла большая.
Общая площадь подлежащих росписи стен
составляла 700 квадратных метров. Художники
писали с натуры. С 8-ми утра до 3-4-х дня.
Потом разъезжались по домам. А по вечерам
начинались обстрелы...
Итак,
пейзаж восстановлен. Реальность
изображена на стенах настолько точно, что
на фотографиях фрагментов росписи порой
трудно определить, где - натура, где -
художественное воплощение. Стены будто бы
вырастают из земли. Авторы намеренно "размыли"
нижнюю границу. Земля с камнями и мусором
словно наползает на стены, поднимается
вверх.
На
одном из фотоснимков запечатлели кошку,
которая в момент съемки проходила мимо и
вдруг присела передохнуть. "Кто это так
здорово кошку нарисовал? - спрашивали
потом непосвященные. - Ну, просто, как живая!".
- Теперь у нас свой проспект Мира, -
съязвил житель квартала, проходя мимо
художников, наносивших на стену
последние, завершающие мазки.
По
окончанию работ, муниципалитет принял
решение устроить выставку произведений
художников, участвующих в исполнении
росписи. Концепцию сформулировали так:
авторы должны выразить свое отношение к
тому, что они создали в Гило.
Идея
интересная. Тем более, что в самом факте
существования такой росписи присутствует
не только эстетический аспект, но и
политический.
На
подготовку выставки ушло примерно полгода.
Возможно, замысел росписи предполагал
зрительно превратить тяжелый, негативно
воздействующий на психику материал (бетон),
в наделенное природным изяществом "стекло".
Во всяком случае, эту догадку рождает
название, которое дали выставке - "Прозрачные
стены".
Экспозицию
открывают большие фотографические панно
художника Элизы Ольмерт, супруги
иерусалимского мэра. Это - фотохроника с
места событий, запечатлевшая этапы
создания росписи. Обычно фотографии -
беспристрастный документ. Однако здесь
они воспринимаются концептом, провоцируя
размышления об относительности бытия.
За
"документом" следуют живописные
холсты и концептуальные объекты.
Открытый
вызов ситуации, в которую попали художники,
выполняя социальный заказ, воплощен в
объекте, созданным в соавторстве Леей
Зарембо и Михаилом Яхилевичем.
Расписанный снаружи в стиле кич сундук,
напоминающий то ли шарманку, то ли
громадную механическую шкатулку... Внутри -
ручкой выведенный наружу металлический
стержень-турник, на котором болтается
кукла (художник-акробат). Поворачиваешь
ручку вправо, кукла вертится в ту же
сторону... Но это лишь поверхностный слой
замысла. На внутренних плоскостях сундука
крупным планом реалистически изображены
арабские дома и мечети. Это между ними, как
в бездне, подвешен маленький отважный "канатоходец"...
Внимание
посетителей выставки привлекает "аттракцион"
- совместная работа трех авторов: Елены
Ямпольской,
Андрея Резницкого, Михаила Моргенштерна.
Объект
задуман как своеобразный "ремейк"
картины российского художника 19-го
столетия Александра Ярошенко "Всюду
жизнь". Композиция состоит из трех
элементов-планшетов (если не считать
выставленной для ознакомления большой
репродукции с оригинала), вертикально
установленных на полу в виде раскрытой
книги. Одна из идей авторского замысла -
довести до абсурда задачу, которую
поставили перед исполнителями росписи в
Гило. Художников не интересуют
пластические достоинства оригинала. Они
оперируют его содержанием.
Современник
разночинцев, Ярошенко изобразил
столыпинский вагон. В зарешеченных окнах
видны лица каторжан. Никакой связи с
политикой. Обычные уголовники... Но одной
лишь принадлежности к социальному слою,
именуемому "русский народ", Ярошенко
достаточно, чтобы выплеснуть на холст
умильный восторг. Благообразное лицо
старца, лик женщины, нарочито
ассоциирующийся с мадоннами... Разве мог
Ярошенко предугадать, в какие катаклизмы
вовлекут Россию овеянные в его работах
поэтическим ореолом простолюдины?!
Именно
этот тематический ракурс важен авторам
современного "ремейка". Вместо лиц
узников за решеткой (левый планшет) они
написали автопортреты. Только образ
ребенка выведен за рамки композиции.
Доведенное до условности ярким,
вырывающимся из общего стиля контуром,
изображение с символом доллара на лбу. Это
- знак нашего жестокого времени, когда
многие умы и сердца оказались в плену у "золотого
тельца".
Планшет
справа зеркально повторяет сюжет. Но
вместо персонажей здесь зияют прорези. Как
в фотоателье прошлых времен, зрители могут
вставить в них собственные лица, стать
участниками действа и сфотографироваться
на память. Кстати, фотограф тоже рискует
попасть в метафорическую реальность.
Объединяющий боковые части центральный
планшет - зеркало.
Изобразительные
элементы объекта вставлены в условно
написанный, но полный жизни, радужный фон
израильского пейзажа. Вся композиция -
наслоение реальностей, игровой аттракцион.
Недаром ее авторы в шутку назвали "новое
художественное направление",
представленное этой работой, "концептуальным
аттракционизмом".
В
какие игры мы играем? Разве может стена
защитить нас от врага? Не слишком ли мы
увлеклись иллюзиями? Не загоняют ли они
всех нас в тупик?.. Такие вопросы ставят
своими произведениями участники выставки
"Прозрачные стены".
Сегодня
многих умиляет мастерство "русских"
художников. Как же расценят
художественную акцию в Гило завтра? -
выдвигает проблему композиция "Всюду
жизнь".
Пройдет
несколько лет, и люди, быть может, скажут:
"Вместо того, чтобы сражаться, они
раскрашивали бетонные заборы". Или
спросят: "Что, собственно, они имели в
виду? Предполагали, что жители Гило будут
скучать по скрытым стеной пейзажам
арабской деревни?"...
|