Эти поэтические строки стали концепцией проекта мемориала, созданного
скульптором Юлей Сегаль в память о приехавших в Израиль из России деятелях
израильского искусства, жертвах палестинского террора.
— Я долго не могла найти решение темы, — рассказывает Юля. — Делала эскиз за
эскизом. И ни один меня не устраивал. До тех пор, пока… Однажды, когда я,
казалось бы, отвлеклась от работы над проектом и занялась благоустройством
садика около своего дома, в моей голове, сами собой, родились стихи: «Твой путь
был прям и прост / И пусть ты не дошел…». А в конце — это четверостишье: «Пусть
твой подрамник — пуст…». Я сразу поняла: вот то, что нужно…
Юлин макет мемориала из гипса — как будто бы буквальная материализация
поэтического слова, его воплощение в форму. Осиротевший, зияющий пустотой —
подрамник. И вот, сквозь это пустоту густой порослью прорастают из мольберта
покрытые листвой ветви, тянутся вширь и ввысь, к Небу...
Девиз Юли во всем, и в жизни и в искусстве — «простота», отчетливость и ясность.
У нее — свой, неповторимый стиль, в котором гармонично и естественно сочетается
художественная условность с «реалистической» узнаваемостью. Но в каждой, порой
самой обыденной, запечатленной в материале «бытовой» вещи, — будь то примус,
вешалка или, к примеру, пальто — ее особое видение действительности открывает
зрителю бесконечное пространство образов, идей и ассоциаций.
Скульптор Сегаль создает объемные жанровые сценки, портреты и портретные
композиции, скульптурные фрагменты пейзажей… И всякий раз, рассматривая ее
работы, не перестаешь поражаться — откуда берется эта поистине «философская»
глубина, откуда в «простой», словно «перенесенной из реальности» форме
появляется второй, третий и т.д. план, откуда рождается эта масштабность,
превращающая привычный всем нам объект в наполненное нюансами и оттенками чувств
размышление о мире и нашем месте в нем?
Так же многопланова и мемориальная скульптурная композиция. Это — рассказ о
человеке, о его прерванной судьбе. Это — сожаление о несбывшемся. О том, чему не
суждено реализоваться никогда. И — размышление о вечности. О том, что каждый
человек, уходя в мир иной, оставляет на земле свой след. О том, что жизнь
человека с его уходом от нас — не кончается…
И не случайно, наверное, этот макет перекликается с другим произведением Юли
Сегаль — скульптурной композицией «Молитва»: из грубой металлической одежды
человека, словно прорастая из горловины и рукавов, тянется к Небу «шумящее»
листвой раскидистое дерево, а на его ветках расселись птицы. Здесь прочитывается
размышление о том, что мы, живущие в этом мире, на земле, неразрывными нитями
связаны с высшими духовными мирами. О том, что в сложной, непостижимой для нас
системе мироздания важен и наш, пусть скромный, пусть и не сразу заметный,
человеческий вклад…
Юлину «Молитву» мы больше не увидим. Живописцы, графики, скульпторы, работавшие
в деревне художников под названием «Санур» (в Самарии) — с мастерскими-студиями
и собственной галереей — до последнего рокового дня не верили в предательство.
Не верили, что «наше», израильское правительство способно растоптать собственный
творческий «оазис», отдать это поселение врагу. Отдать просто так, одним, как
это именуют политики — «жестом доброй воли». В заведомо ложном расчете на то,
что, заглотив очередную территориальную наживку, противник хотя бы на время
перестанет ненавидеть и убивать евреев.
Надежды на благоразумие израильских лидеров оказались тщетными. «Свои» проявили
беспримерное упрямство и, осуществляя, пожалуй, самую нелепую в истории Израиля
программу — так называемую «программу размежевания», они все же пришли в Санур,
чтобы выгнать своих.
Художники в спешке, ночью, неизвестно куда вывозили созданные ими произведения.
«Молитву» вывезти не удалось. Вскоре, уже после того, как Санур заняли новые
«хозяева», там побывал израильский журналист.
Вернувшись из поездки, он разыскал
автора «Молитвы» и передал ей фотографию: празднующие победу палестинские
варвары «с корнем» вырвали из композиции Юлино цветущее дерево, воткнув в
«костюм» из металла (куда только можно) палестинские флаги.
Теперь это — совершенно другое «произведение»: политизированная концептуальная
инсталляция, демонстрирующая варварство, полное невежество, не признающее
культурные ценности, отсутствие духовности.
Из поднебесья скульптура опустилась
на землю, которая теперь никому не нужна. А если и нужна — только как плацдарм
для подготовки к новым и новым терактам против Израиля и его граждан.
Новая работа Юли Сегаль — макет памятника жертвам террора — посвящена художнику
Мордехаю Липкину, который погиб весной 1993-го года. На дороге, когда он в своей
машине возвращался домой, его застрелил террорист-палестинец. И — композитору
Аарону Гурову. Застреленному палестинским террористом на той же дороге, на
израильской земле — в канун праздника Пурим 2002-го.
Мордехаю в момент гибели было 39 лет, Аарону — 46. Их объединяла искренняя и
беззаветная любовь к Эрец Исраэль и к своему народу. Оба они, приехав в Израиль,
осуществили мечту — жить на своей, израильской земле.
Оба поселились в иешувах.
Мордехай — в Тэкоа, Аарон — в Нокдим…
В макете мемориала их «посох», на который они опирались при жизни — «расцвел».
Как посох Аарона в известной истории из Торы о бунте Кораха. Расцвел,
олицетворяя надежды нашего народа. Напоминая о том, в Чьих «руках» наши судьбы…
Скульптор Юлия Сегаль приехала в Израиль из Москвы в 1994 году. Известным,
состоявшимся скульптором.
Некоторые ее работы остались в Русском музее
(Санкт-Петербург) и в Третьяковской галерее (Москва), часть — «рассеяна» по миру
и живет в частных коллекциях.
Она сделала эскиз и макет мемориала — безвозмездно, на собственные средства.
Теперь остается найти деньги на отливку макета из металла…