Шесть лет назад Меир Банай был известен
публике как автор (тексты и музыка) и
исполнитель песен и баллад в стиле «поп рок».
Шесть лет назад, он записал свой очередной
студийный альбом. Казалось — «очередной»,
но… За этим последовало долгое молчание.
И вот Меир Банай опять появился на
израильской сцене. Но теперь — в новом для
него «амплуа». За годы разлуки с публикой
Меир вернулся к еврейской традиции, стал
религиозным человеком, переосмыслил
жизненные ценности и обрел иное понимание
роли человека в этом мире. Результатом
этого переосмысления явился недавно
выпущенный им альбом под названием «Шма
коли», что в переводе с иврита означает — «Услышь
мой голос». В составе альбома — молитвы и
традиционные еврейские тексты наших
великих Учителей и раввинов разных эпох.
Среди авторов этих произведений — Ибн Эзра
(великий комментатор Торы; Испания; конец 11-го
— начало 12-го вв.), известный еврейский поэт
средневековья Ибн Гвироль, рав Шалом Шабази
и другие.
Меир Банай происходит из большой, очень
известной в Израиле семьи. В начале 20-го
века его предки приехали в Палестину из
Ирана и поселились в Иерусалиме, неподалеку
от рынка «Махане Иегуда». В семье было
восемь детей — пятеро сыновей и три дочери.
Они и составили «старшее» поколение Банаев,
которое, начиная с 1950-х годов, вносило
заметный вклад в развитие израильской
культуры.
Из пяти сыновей только один, Ицхак, отец
Меира Баная, избрал иной путь — карьеру
судьи. Остальные вошли в историю
израильского искусства.
Первым из братьев старшего поколения
ступил на творческую стезю Яаков Банай. Он
стал актером и снялся во многих израильских
фильмах.
Вслед за Яаковом, на израильском
творческом небосклоне появились певец и
комедийный актер Гаври Банай и третий брат,
Хаим Банай, сыгравший немало ролей на
театральной сцене и много снимавшийся на
телевидении и в кино.
Но истинной гордостью семьи стал актер и
певец Йоси Банай. Его яркий актерский
талант проявился еще во время службы армии,
когда он участвовал в любительских
спектаклях и развлекательных программах.
После армейской службы он пошел на пробы в
знаменитый театр «Габима» и сразу же был
принят в «первый состав». Здесь он сыграл
много главных ролей.
В конце 1950-х годов Йоси на какое-то время
уехал в Париж. Вернувшись домой в начале 60-х,
он снова играл в «Габиме» и на многих других
основных сценах Израиля. В 60-е-70-е годы Йоси
Банай считался одним из самых любимых и
известных артистов страны.
Параллельно он выступал с авторскими
программами, которые составлял из
монологов, скетчей и песен. В сочиненных им
песнях явно ощущалось влияние французских
шансонье. Впрочем, исполнял он и
переведенные на иврит песни Джорджа
Брассанса и Жака Бреля. Им записано около 20-ти
сольных музыкальных альбомов.
В 1998
году Йоси Банай за заслуги в развитии
театрального искусства получил
Государственную премию Израиля.
Продолжило творческие традиции отцов и
следующее поколение Банайев.
На театральных подмостках эстафету
подхватил Ури Банай (сын Гаври Баная),
который снялся в ряде израильских кинолент
и телевизионных сериалов.
Любители современной музыки хорошо знают
творчество автора и исполнителя песен
Эхуда Баная (сын Яакова Баная), которого
ныне относят к «первому эшелону»
популярных современных израильских певцов.
Не менее известен публике и Йоэль Банай (сын
Йоси Баная) — роковый музыкант, один из
создателей и солист едва ли не самой
популярной в 1980-х годах израильской группы
«Машина».
Немало поклонников и у талантливого
израильского поэта и певца Авиатара Баная,
родного брата Меира Баная.
Первым из младшего поколения Банаев, лет
тридцать назад, в изменчивой и сложной
атмосфере израильской эстрады появился
Меир Банай. И сразу завоевал сердца
израильтян своим чистым, приятным
мелодичным голосом, необыкновенной
выразительностью и глубокой искренностью,
с которой он пел написанные им, песни,
наполненные проникновенным лиризмом.
Свой первый альбом Меир Банай выпустил в
1982 году. Тогда публике особенно хорошо
запомнилась и полюбилась включенная в него
песня «Авиатар», которую Меир посвятил
своему младшему брату.
Он много выступал. В больших «групповых»
концертах и с сольными программами.
Участвовал в музыкальных фестивалях в
Израиле и за рубежом. Его песни звучали на
самых престижных концертных площадках
страны.
Пытаясь определить феномен израильской
музыкальной поп-культуры, критики нередко
отмечают, что истинное израильское
песенное творчество отличается совершенно
естественным и органичным переплетением
восточного стиля с западным.
Если рассматривать произведения Меира
Баная с этих позиций, можно сказать, что он
стоял у истоков формирования жанра
современной израильской песни. «Восток»,
мелодии, которые он слышал в семье с раннего
детства, в его творческом становлении,
несомненно, сыграли свою заметную роль. Но,
быть может, не меньшее влияние оказали на
него и песни, исполняемые дядей, Йоси Банаем.
И все это, овеянное для Меира романтикой «далеких
краев», слилось в нем воедино, образовав
некий, послушный воображению «сплав», из
которого он создавал свои песни.
Многие его сочинения ныне считаются
израильской песенной классикой. Среди них
— «Именем любви», «Дождь», «Ворота милости»
и другие. Эти песни включены в альбом «Немного
любви», выпущенный Банайем в конце 1990-х
годов — в ознаменование 20-летия его
творческой деятельности.
Его «исчезновение» на волне популярности
для многих стало загадкой. Кто-то говорил,
что он «просто затерялся в тени своих
талантливых родственников». Но прошли годы,
и оказалось, что певец все это время обретал
иное видение мира, накапливая творческий и
духовный потенциал. И вернулся к публике с
обновленной программой. Прозвучавшая в
эфире в его исполнении песня «Лех Элай» («Приди
ко мне» — на текст Ибн Эзры), включенная в
новый, недавно выпущенный им диск, сразу же
стала «хитом» сезона. Впрочем «хит» в
данном случае для определения популярности
сделанного Меиром Банайем творческого
открытия, пожалуй — не очень удачное слово.
Ему, вероятно, не хватает той духовной
высоты, на которую сумел подняться
исполнитель.
Новый диск Баная — о Любви. В самом
высоком и подлинном смысле этого слова.
Состоит он из десяти произведений. И каждое
из них — увлекательное, завораживающее «путешествие»
в мир еврейской духовности. Каждое — будь
то молитва «Аелет Хен» или субботняя песнь
«Леха Доди» — искреннее и страстное,
волнующее обращение исполнителя к публике,
теплым светом озаряющее потаенные уголки
человеческой души. В каждое — Меир Барай
вкладывает весь свой эмоциональный накал,
словно растворяясь в тщательно отобранном
им «материале».
Музыкальный альбом «Шма коли» привлек
внимание не только так называемой «светской»
публики, которая ощутила, что все эти годы
им не хватало голоса этого замечательного
певца, но — и любителей музыки в
религиозных кругах. Прочувствованные,
расцвеченные современными оттенками
аранжировки дошедших до нас из глубины
веков еврейских мелодий, с органично
вплетенными в них традиционными текстами,
близки религиозному слушателю. И
очаровывают тех, кто далек пока от
еврейской традиции, пробуждая интерес к
еврейским корням…