Нам
Многие в мире страдают «новомодным» заболеванием, которое называется дистресс.
Пережив сильное потрясение, человек становится слишком нервозным, его мучают
тревоги, он терзается безотчетными страхами…
И если медики против этого заболевания - бессильны, в роли «врачей» выступают
художники…
ЛЕКАРСТВО ОТ ДИСТРЕССА
Шейна Моргенштерн, журналист
Все они когда-то жили в Москве. Вместе учились, вместе выставлялись. Потом
судьба разбросала их по разным странам. И вот по прошествии многих лет они снова
встретились на одном выставочном поле. Теперь уже в самом главном для всех
семерых художников городе - Иерусалиме.
Идея выставки кристаллизовалась из телефонных звонков. Каждый раз, когда в
Иерусалиме что-то случалось, в квартире участников этой выставки
художников-израильтян, Михаила Яхилевича и Алены Зарембо, звонил телефон.
- Ну, как вы там? Целы?.. Жить в Израиле так опасно…
Как будто бы неопасно, например - в Москве. С заложниками в театре, взрывами
в метро…
Да и где в мире сегодня найдешь уголок, в котором человек может чувствовать
себя вполне защищенным?..
Сначала
на ум пришло определение. Многие люди в современном мире страдают заболеванием,
которое в психиатрии обозначено новомодным термином «дистресс». Это такое
состояние, когда, пережив тяжелое потрясение, человек долго, очень долго, не
может найти себе места, нервничает, испытывает мучительную тревогу, страшится
будущего…
Созвонившись в очередной раз, художники решили: так и назовем свою выставку -
«Дистресс». Надо же как-то этому противостоять! А у художника единственное
средство «лечения» - искусство. По-настоящему поделиться своим ощущением
реальности с окружающими он может лишь на одном языке - на языке цвета и
пластики.
Художники - особый народ. Они впитывают в себя действительность, извлекают из
нее квинтэссенцию и возвращают публике собственное видение проблемы - пищу для
сердец и умов.
Прежде всего, сговорились, что «страшилок» - не будет. И принялись за работу,
каждый - в своей стране.
В Москве Петр Сапегин был театральным художником. Окончил Высшую школу-студию
МХАТ. И вот уже 20 лет он живет в Осло, где стал, по сути, создателем
норвежского анимационного кино. Лауреат многих международных премий, он
возглавляет сегодня норвежскую студию мультипликационных фильмов.
На
выставке «Дистресс», проходившей в Иерусалимском Доме художника, экспонировалась
его весьма оригинальная инсталляция. Маленький телевизор, на экране которого
демонстрируется кукольное кино. По содержанию этой анимационной киноленты,
маленькому кукольному мальчику рассказывают о Второй мировой войне. Кукольный
мальчик - впечатлителен. Он воспринимает рассказ так, как будто бы все, о чем
ему говорят, происходит именно с ним, здесь и сейчас… Перед телевизором
расселись зрители - тоже куклы. Их облики необыкновенно выразительны…
Двойное, нет даже - тройное, пространство инсталляции рождает
многоступенчатые ассоциации. Мы не должны позволить, чтобы кто-то на свой манер
«отретушировал» события Катастрофы, - как будто бы говорит нам ее автор, житель
Европы. - Мы не должны забывать свою историю. Окружающие к нам равнодушны. Это -
в лучшем случае. Никто не позаботится о нас, если мы не позаботимся о себе сами…
Почему мы все время молчим? - спрашивает посетителей выставки своими
живописными полотнами приехавший в Иерусалим из Берлина
художник Павел
Файнштейн. - О нас кричат все вокруг, все вокруг в чем-то нас обвиняют. А мы,
как «покорные овцы» бродим по миру, не подавая голоса…
Сегодня
Павел Файнштейн
считается одним из самых известных еврейских художников Германии. Для экспозиции
«Дистресс» он привез несколько огромных живописных холстов, мастерски
выполненных в лучших традициях реализма, символических по содержанию. Главная
тема его работ - беззащитность еврея перед окружающим миром.
Ощущение
психологического дискомфорта свойственно людям всех цивилизаций и времен, -
успокаивает «собратьев по цеху» и публику московская художница, участница
иерусалимской выставки «Дистресс» Екатерина Корнилова. - Вспомните, что вы
испытывали, например, когда были детьми, и родители отправляли вас в пионерские
лагеря (живописное полотно «Пионерский лагерь»)?..
Центральное место в экспозиции Корниловой занимает «объект». На черный
манекен трехметрового роста надет зеленый маскировочный халат, весь расписанный
разнообразными сюжетными картинками. Панорама российской действительности…
Калейдоскоп человеческой жизни, от рождения до ухода в иной мир…
Художник Татьяна Яновская живет в Канаде. В Иерусалим Татьяна привезла
тревогу за будущее детей - серию выразительных детских портретов.
Инна Энтина из России - член группы «Еврейские художники Москвы». Она много
выставляется на еврейских выставках.
Неважно, в России мы живем или в Канаде, мы - странники, пытающиеся обрести
собственный дом, и этот поиск сопровождается ощущениями потерянности, стресса, -
считает Инна. В иерусалимской экспозиции она выставила свое послание израильским
евреям - серию гравюр, объединенных общим названием «Исход». Те, кто сумел,
наконец, обрести свой настоящий дом в Израиле, не должны отступить перед
страхами, - говорит она израильтянам. -Исход может быть только в одну сторону:
из стран диаспоры - в Эрец Исраэль …
Пожалуй, самыми «страшными» оказались работы участвующих в выставке «Дистресс»
израильских художников.
Алена Зарембо, жительница Иерусалима представила в экспозиции серию картин
«Человек в противогазе». Противогаз, конечно же - лишь найденная Аленой острая
метафора, которой художница пользуется со свойственным ей юмором. Мы отгорожены
от мира защитной «маской», адаптирующей нас в окружающем мире, наши эмоции
надежно спрятаны, - говорит она зрителю. - Зато, посмотрите, как удобно в
противогазе есть макароны или - пылесосить квартиру…
Тема отгороженности человека от мира, его одиночества, изолированности людей
друг от друга - основная в живописных холстах израильтянина Михаила Яхилевича.
Большинство его сюжетов - одинокая человеческая фигура мечется в пустой
квадратной ячейке из бетона, символа бездушности материала, из которого люди
выстраивают свои «дома». Вот человек выбирается из темной ямы, но попадает в
никуда - его вновь окружают голые мрачные стены.
Языком
цвета и пластики Яхилевич рассказывает о судьбе своей страны. Особую
актуальность приобретает одна из выставленных им в экспозиции «Дистресс» работ.
То же замкнутое пространство, те же бездушные стены из бетона. Но на одной из
них изображен иерусалимский пейзаж. На фоне пейзажа фотографируется семейство. А
рядом - плакат: «Арабы! Убирайтесь из Израиля!». Комментарии, думаю - не
требуются. О «гениальной» идее израильского премьер-министра Ариэля Шарона,
предусматривающей «одностороннее размежевание», известно в мире всем...
Выставка закончилась. Художники и их произведения разъехались по домам. Но
что после их концептуальной экспозиции осталось у нас с вами?
Признаемся, что своими работами эта группа художников с достаточной степенью
точности поставила всем нам «диагноз». А это уже - шаг вперед на пути к
излечению. Предоставляя нам возможность посмотреть на себя со стороны, авторы
выставленных произведений помогают нам осознать, кто мы и что являем собой в
этом мире.
Врачи не помогут нам избавиться от страхов и тревог. Лекарство от дистресса -
мы сами. Если мы научимся черпать силу внутри себя, в традиции своего народа, в
его истории. У каждого из нас есть право выбора…
|