В начале января этого (2005) года композитор Офер Бен Амоц выступил в Музее
Диаспоры с докладом, в котором представил израильским ценителям американский
архив еврейской музыки.
Лоуэлл Милкен, житель США, начал собирать этот архив в 1990-м году, и сейчас
в его коллекции — более 600 еврейских религиозных, концертных, этнических и
хоровых произведений, которые условно можно отнести к жанру классической музыки.
Сюда вошла музыка из спектаклей и водевилей, сыгранных в идишистских театрах,
хасидские нигуним (напевы), музыка, исполняемая клейзмерами, образцы
традиционной сефардской музыки и вдохновленные джазом творения более 200-т
современных и классических еврейских композиторов.
На лекции в Музее Диаспоры прозвучали песни первых киббуцников и отрывки из
произведения Курта Уэйла «Вечная дорога». Юваль Шакед, директор Еврейского
музыкального центра при Музее Фегерского, продемонстрировал собравшимся диски,
на которых записана эта музыка. На данный момент Милкен выпустил 50 дисков с
разными программами.
— Это не просто серия компакт-дисков, — объясняет художественный директор
архива, музыковед и дирижер, преподаватель еврейской музыки в одной из
нью-йоркских иешив, Нейл Левин. — Это — попытка обобщить и сохранить для
будущего весь спектр музыкального творчества американского еврейства: музыку для
синагог и театра, идишские и сионистские, религиозные и светские,
интеллектуальные и популярные еврейские произведения. Основными критериями
отбора произведений служат их внутренняя музыкальная ценность, еврейское
звучание и общая привлекательность. Подбором музыки для дисков занимается
специальная комиссия экспертов, в которую вошли музыковеды, исполнители, ученые
Торы, композиторы и канторы...
— Дать четкое определение тем произведениям, которые вошли в обширную
коллекцию архива, чрезвычайно сложно, — продолжает Левин. — В мире нет такого
понятия, как «еврейский стиль». У еврейской музыки нет «прародителей». В нашу
коллекцию входят произведения и нееврейских авторов, затронувших в своем
творчестве те или иные еврейские темы. Например, мы включили в собрание ораторию
Дэйва Брубека «Врата правосудия». В коллекции представлен также «Концерт для
альта», концертное произведение Пола Шонфельда, потому что в его основе —
хасидские мелодии.
Пока архив не планирует выпуск исторических записей. Вся музыка коллекции
специально записана для серии компакт-дисков. Записи многих произведений будут
для многих слушателей настоящим открытием. К примеру, «Вечный путь» Уэйла,
произведение, написанное композитором в Нью-Йорке в 1937 году, очень скоро было
забыто и нигде не исполнялось. То же самое можно сказать и о «Священной службе»
Дариуса Милхауда.
Архив существует уже 14 лет (создан в 1990-м году). Однако хранящиеся в нем
записи впервые появились на компакт-диске только в 2003-м. Все годы до этого
были посвящены поиску, записи и исследованию музыкального материала. Каждая
отдельная запись представляет собой оригинальную аранжировку соответствующей
композиции, и сопровождается буклетом с пространным комментарием. Отобранные для
записи произведения выпущены студией «НАКСОС Америкэн Клэссикэл», и в этом году
их планируют распространить в 57 странах мира.
Наивысшее достижение проекта на данный момент — две номинации «Грэмми»: «Лучшее
представление малого ансамбля» и «Лучший продюсер классической музыки». Первой
номинации удостоилась композиция Винера «Зеркало», второй — Давид Фрост,
получивший приз за пять сделанных им записей. Это — Адольфе «Песни на ладино»;
Брубек «Врата правосудия», «Сюита бытия», «Еврейские оперы, часть I» и «Зеркало»
Винера.
— В 1989 году, — рассказывает первый директор архива, дирижер Майкл Исааксон,
— я поделился идеей о создании такой коллекции с Лоуэллом Милкеном. Лоуэлл
всегда интересовался авторами тех произведений, которые исполнял оркестр под
моим управлением. И нас обоих беспокоил один и тот же вопрос: сколько еврейских
музыкальных произведений забыто из-за того, что в свое время они не были
записаны?.. Наши идеи, в конце концов, обрели форму благодаря Семейному фонду,
создатели которого разделяли наши мечты и взяли на себя расходы по
финансированию Архива, составившие почти 17 миллионов долларов…
Архив не только записывает забытую еврейскую музыку, но и отслеживает
музыкальные тенденции.
Израиль оказал на американскую еврейскую музыку огромное влияние, отмечает
Левин. — В тридцатых, сороковых и пятидесятых годах культурный сионизм,
еврейские традиции и первопроходческий дух нашли отражение во многих созданных
тогда произведениях. В 1930-е годы организация «Керен Каемет», чтобы привлечь
внимание мировой общественности к национальному возрождению Эрец Исраэль,
выпустила серию открытки с популярными еврейскими мелодиями: «А-Эмек», «Салену»,
«Кума Эха»… И это стало «стимулом» для создания новых еврейских произведений в
Америке.
Некоторое количество этих музыкальных открыток попало в руки выдающихся
американских композиторов и композиторов-эмигрантов того времени. Речь идет, в
частности, о Аароне Копланде, Уэйле, Эрнсте Тохе, которые включили «экзотические
мелодии из Эрец Исраэль» в свое художественное видение мира…