…В
Иерусалиме в 1995-м году готовили гала-концерт бардовской песни. Предполагалось,
что для участия в нем в Израиль приедут барды из России, Германии и США (свои,
израильские, тоже, разумеется, выйдут на сцену). Общий список составляли по
«кандидатурам», предложенным менеджерами из соответствующих стран.
Изучив российский список один из иерусалимских организаторов концерта,
позвонил мне:
— Тут они включили Владимира Туриянского, — сказал он. — Многих опрашивал.
Никто из наших о нем ничего не знает… Тебе это имя о чем-то говорит?..
Еще бы! Песни Володи в авторском исполнении я слышала не только со сцены, но
и в узком кругу, в дружеских компаниях, в том числе — и у себя дома. В те
времена, когда этот песенный жанр официально был под глухим запретом и знали о
его существовании лишь немногие посвященные. Да и я тогда, готовая бесконечно
слушать песни Туриянского, о «жанровых классификациях» вообще не думала. Просто
очень любила музыку и поэзию. В Володиных песнях было и то и другое. Он
виртуозно играл на гитаре, приятным голосом пел. А стихи его звучали
откровением. И все вместе, окрашенное обаянием его личности, воспринималось
слушателями как неспешный разговор по душам…
Организатора иерусалимского фестиваля я, сразу скажу, убедила. Туриянский
приехал в Израиль. И вот на сцену иерусалимского концертного зала «Жерар Бахар»
один за другим стали выходить авторы-исполнители. Когда на сцене появился
Володя, в зале воцарилось молчание. Но — лишь на несколько первых минут. Потом
по рядам прокатился возглас удивления — «Да это же песни нашей молодости!».
Туриянского «узнали» по его песням. Охваченная воспоминаниями, публика начала
ему подпевать. Песни Володи возвращали в незабываемые дни юности, когда…
Мы жили от вокзала, до вокзала,
А по весне, когда растает снег,
Мы уходили вверх по перевалам,
И пили воду безымянных рек…
Володя, несомненно, входит в группу бардов «первого эшелона» — в одном ряду с
Берковским, Городницким, Сухаревым и т.д. Почему же их имена у всех на слуху, а
фамилия «Туриянский» у многих стерлась из памяти? — спрашивала я себя.
На этот вопрос, наверное — много ответов. И потому, что Володя — очень
скромный, тихий человек. И потому, что он периодически надолго «исчезал»,
помногу месяцев «бродяжничая» с экспедициями. И потому, что никогда не числился
в рядах борцов за право свободного творческого самовыражения. Единственное
право, которое его всегда по-настоящему заботило и заботит в жизни, это — «право
быть собой». И за него Туриянский заплатил немалую цену. В одной из песен он так
и скажет об этом: «…За право быть собою заплатили. И пели все, что нам хотелось
петь».
В жанре авторской песни Володя, пожалуй — непревзойденный «мастер пейзажа».
Природа — центральный персонаж большинства его произведений. Сливаясь с ней, он
черпает из ее красоты «арифметически» точные поэтические метафоры, вводя
слушателя в круг собственных ощущений. Таких примеров из творчества Туриянского
можно было бы привести множество.
Седой рассвет туманной ватной лапой,
Сотрет хрустальные следы,
От света звезд,
Исчезнувших когда-то,
В продрогшем тусклом олове воды.
Природа для Володи — вдохновение, расцвечивающее особыми красками звучание
его гитары. И — инструмент для разговора о жизни. О радостях и боли. О
мгновениях счастья и о трагедиях, которые ему довелось пережить.
В архангельских лесах осенняя пора,
Желтеет лист берез, краснеет гроздь рябины.
И в солнечных лучах — волшебная игра,
Как будто строчкой слез прошитой паутины…
Поэтически метафоры и звуковые интонации настолько выразительны, что вслед за
автором и исполнителем песни оказываешься на «месте действия», окидываешь мир
его глазами. И вот — следующая строфа, хотя это как будто бы все еще осенний
«пейзаж», легкими акцентами сообщает тебе, что ты попал не в безмятежное
«царство», но — в юдоль тревог:
Еще нет пенья вьюг, но вот над головой,
Не ведая границ и тяжести закона,
Уже пошёл на юг изломанный конвой
Неподконтрольных птиц под серым небосклоном…
Разговаривал Володя мало и неохотно. Предпочитал петь. В гости (было это
давно, когда мы еще жили в Москве) обычно приходил с гитарой. И никогда «не
отнекивался». Напротив, если собравшиеся стеснялись просить (чтобы не подумал,
что пригласили «развлекать публику»), он сам спрашивал у хозяйки (или хозяина)
дома: «Ну, что тебе спеть?».
Пишут о Туриянском нечасто. Оно и понятно: он все написал о себе сам. Есть у
него, например, стилизованная под городской фольклор песня о собственном
происхождении. «Мой дед Григорий родом из Одессы», — поет он об отце матери. И
еще о нем же: «Дед выстроил у моря халабуду / с еврейским здравым смыслом, без
затей…». И дальше — об отце: «А папа, Лев Абрамыч, был из Польши…».
Владимир Туриянский родился 21 августа 1935 года в Москве. Отца своего не
помнит. Потому что на годы его раннего детства выпали мрачные события советской
истории, когда у кормила страны стоял, как сказано в той же «автобиографической»
песне, «товарищ Сталин — «наш родной Отец».
...И по этапу двинулись: врачи,
баптисты, прокуроры и эсдеки,
крестьяне, работяги, скрипачи,
князья, народовольцы — словом, «зеки».
Их всех не сосчитать. Ответ простой:
мы знаем, кто играл в игрушки эти.
И Лев Абрамыч сгинул под Интой…
Отца арестовали в 1937-м, когда Володе было всего два года. О его гибели
семья узнала лишь через годы. А тогда, вскоре после его ареста, семью «врага
народа» выслали в Казахстан.
Горькая обида на несправедливость реальности осталась в сердце Туриянского на
всю жизнь, выплескиваясь в его «лагерную лирику».
…Ловить шаги охраны на посту,
Следить, как меркнет свет в глухом оконце,
И как, последний раз блеснув на солнце,
Погаснет паутинка на лету.
Считать шаги, и по диагонали
Пространство клетки мерить, а к утру,
Услышать крик вороний на ветру,
И звон ключей, и скрип дверей в централе.
Туриянский все примеряет на себя. Иначе не передать палитру людских
переживаний и не найти отклика в сердцах тех, кто ничего подобного не изведал.
Впрочем, во многих его песнях, в том числе, «лагерного» цикла — несколько
смысловых слоев. В том же процитированном здесь стихотворении о застенках
проступает образ советской действительности. Прочитываясь с первой его строки —
«Бывает так: бессрочный арестант…». Что ж, сама жизнь, а точнее — советская
власть, с раннего детства зачислила Туриянского в разряд «гонимых».
Его детство и отрочество прошло в Кустанайском крае, вдалеке от Москвы. Не
будь этой ссылки, все в его судьбе могло сложиться иначе.
В родные края средней полосы семья вернется только в 1946-м году. Да и то —
не в Москву, а на 101-й километр, в поселок Струнино Московской области. Там
Володя окончит школу. Оттуда отправится на армейскую службу. «Черные» дни,
казалось бы, давно отлетели в прошлое. А над семьей все еще незримо нависало
«сталинское проклятие». О своих детских и отроческих годах Володя расскажет так:
Мы — дети «александровских слобод»,
«Врагов народа» и сырых подвалов,
Очередей и сталинских «свобод»,
Теплушек и задымленных вокзалов.
После смерти «вождя народов» по стране Советов прокатилась волна
реабилитаций. Реабилитировали «посмертно» и Льва Абрамовича Туриянского,
Володиного отца, а, значит — и всю семью. Стерли, наконец, «пятно» — можно было
вернуться в Москву, можно было учиться в высшем учебном заведении. Володя тут же
этим воспользовался и поступил в Московский институт культуры. Но обретение
«свободы» обернулось иллюзией.
Через годы, мысленно возвращаясь к тем временам, когда на восстановление
человеческого достоинства возлагались большие надежды, Туриянский напишет:
Я реабилитирован навек,
я эту справку в рамочке повесил...
Гуляют вьюги, заметает снег,
над мертвым лагерем ни говора, ни песен.
И вот теперь у света на краю,
где под ногами мечется поземка,
на белой зоне у ворот стою…
О жизни в советском отечестве он скажет:
Радость нам вливают внутривенно и подкожно,
если нету мяса — это не беда.
Ох, как нас упрятали — крепко и надежно —
в эти бастионы мира и труда!
Он снова ощущает себя «за решеткой». Только теперь ему ясно: внутри «забора»
— бескрайние просторы всей страны:
Бежать... Куда? Одно и то же,
И там и здесь, напев простой.
Ведь так до жути все похоже —
До буквы, строчки, запятой.
И от трибуны до кружала
Доносы, ложь, вода речей...
Моя родная сверхдержава
Чинуш, торговцев, трепачей…
Хоть и говорил Туриянский в своей песне, что «бежать» некуда, он все же искал
пути освобождения. С третьего курса института он совершает свой побег — уходит с
геологической экспедицией в Сибирь, в глухомань — туда, где законы устанавливает
природа. Идею получить высшее образование он оставляет навсегда. Осваивает
рабочие специальности — слесарь, радиомеханик, электромонтер, наладчик
геофизической аппаратуры. И — странствует, уезжая то на Крайний север, то в
сибирскую тайгу. С геологами или геофизиками. Где-то в глубине души боль
остается, но ощущение свободы и самодостаточности, наконец, приходит к нему.
Приходит осознание того, что, говоря его же словами — «В наш век лихой нам нужно
так немного: / Улыбку друга, ветер над листвой».
Оценивая прожитое и пережитое, Туриянский в одной из своих песен скажет:
Я жадным не был в жизни никогда,
Друзьями беден не был никогда,
А годы, как веселая вода,
Бегут сквозь руки.
Но, если жизнь мне повторить опять,
Я ничего не стану в ней менять…
Потому что понимает: истинная свобода, истинное счастье живут внутри
человека. И, если удается человеку подобрать к ним ключи, внешние обстоятельства
потеряют власть над этими ощущениями.