О Трактате БАВА КАМА
21 ава 5761 года
22 ава 5761 года ( 11 августа 2001)
ТРАКТАТ Бава Кама
Лист 15
Все законы Торы пронизаны уважением к человеческому достоинству. Оно проявляется и законах, защищающих право личной собственности, которые обязывают компенсировать нанесенный ущерб.
Гемара обсуждает процедуру выплаты компенсаций.
Бык, который считался спокойным и никому не причинял неприятностей, на языке Гемары называется там. Если такой бык неожиданно нанес ущерб, хозяин платит за него половину стоимости этого ущерба.
Как правило, — говорит рав Папа. — Это обычное возмещение ущерба.
Это не возмещение ущерба, — утверждает рав Гуна. — Это — штраф.
Гемара отыскивает источники рассуждений наших учителей.
Умозаключение рава Папы основано на том, что, по его мнению, любой бык способен причинить ущерб. Это как бы его изначальное свойство, и неважно, хорошо или плохо его стерегут. Поэтому хозяин быка, виновного в ущербе должен выплачивать полную стоимость испорченного имущества. Это из милосердия Тора позволяет ограничиться половиной выплаты, поскольку свидетели показали, что подобное случилось с быком впервые. А, по сути, хозяин платит столько, сколько должен платить.
Рав Гуна основывается на том, что любое бык, если его охранять, как следует, не может причинить ущерб. Поэтому хозяин быка, у которого и мысли нет, что его животное испортит чье-то имущество, не должен платить компенсацию. Однако по Торе, на него налагают штраф, чтобы в следующий раз лучше стерег свой скот.
Гемара углубляется в суть разногласий.
Из высказывания рава Папы вытекает, что потерпевший получает компенсацию за весь ущерб, который ему причинен, но реально — только половину. Он, выходит, как бы участвует в выплате, берет на себя половину стоимости испорченного имущества.
По логике рава Гуны потерпевшему вообще ничего не причитается, а получает он как бы то, что ему не принадлежит.
Что такое штраф? По Ѓалахе (Закону), это сумма, которая выше или ниже стоимости испорченного имущества. Для того, чтобы присудить человеку штраф, нужны свидетели.
Из этого правила есть исключение. Например, животное идет по дороге, и из-под его копыт вылетают камешки. Одним из камешков что-то в чужом владении разбито. Хозяин животного платит половину стоимости поврежденного предмета. Это так, несмотря на то, что данный ущерб относится к разновидности ущерба регель (нога). И не штраф он платит, а возмещает половину нанесенного ущерба. Почему? Потому что эта ѓалаха получена именно в таком виде и передается из поколения в поколение.
Порой нюансы ѓалахического решения зависят от того, обычным образом нанесен ущерб или произошло что-то экстраординарное.
Например, собака загрызла овцу, большую или маленькую. Или кошка напала на большого петуха.
Ѓалаха считает подобные происшествия необычными, что выводит их из ряда ущерба шен (зуб; т.е. ущерба, когда животное что-то съело) и включает в число ущерба керен (рог) в ситуации там (т.е. животное совершает это впервые). Поэтому хозяин “провинившегося” животного выплачивает половину ущерба.
У этого закона есть одна историко-географическая особенность. В Бавеле (Вавилоне) такого рода ущерб вообще не компенсируется. Поскольку половина стоимости ущерба — это штраф. А штраф взимается лишь по суду мудрецов, получивших смиху (передача от учителя к ученику права учить других Торе), которая дается только на Земле Израиля.
Первую в истории смиху дал Моше-рабейну своему ученику Иегошуа бин Нуну. Закон о передаче смихи от учителя к ученику действовал примерно до 5 века н.э. Когда в дни Машиаха придет пророк Элиягу, у которого была смиха, этот порядок вернется, восстановив нить, протянутую через два тысячелетия.
Отметим, что у истца есть возможность привлечь виновника к ответственности, даже если они оба живут вне Земли Израиля. Если истец хочет, чтобы его делом занимался израильский бет-дин, судьи могут заставить ответчика подняться вместе с истцом в Землю Израиля. Именно подняться. Такой термин использует Гемара. Потому что Земля Израиля в духовном смысле — самая высокая точка в мире. Только здесь возможно пророчество. Только здесь, и нигде больше, будет отстроен Третий Храм...
Однако в наши дни, по ѓалахе, не принято обращаться в другое место, если в городе, где нанесен ущерб, есть свой бет-дин.
Углубляясь в проблему ответственности человека за причиненный ближнему ущерб, Гемара спрашивает: откуда мы учим, что нельзя воспитывать в своем доме злую собаку, нельзя ставить плохую, шаткую лестницу?..
Заповедал Всевышний: “Когда построишь дом новый, и сделаешь ты ограду к крыше твоей, и не прольется кровь в доме твоем...” (Дварим, 22-8).
Иными словами, Тора запрещает человеку иметь в доме предмет или животное — то, что способно нанести ущерб ближнему.
Мудрость законов Торы настолько глубока, что они не только обязывают человека платить за содеянное, но и профилактически предусматривают и стараются ликвидировать саму возможность нанесения ущерба.
ТРАКТАТ Бава Кама
Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.
Почему трактат так называется?
Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).
Краткое содержание трактата:
Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.
Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.
Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.
Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.
Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.
Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.
Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.
Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.
Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.
Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.
Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).
Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).
Что получается в итоге?
Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).
А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.
Перейдем к трактату Бава Кама.
Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..
Этой проблеме посвящена первая половина трактата.
Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.
Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.
Автор текста Элиягу Эссас
Новая страница 1
|