ЦАВ 
"ШАББАТ а-ГАДОЛЬ"
ЦАВ 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"ШАББАТ а-ГАДОЛЬ"

Март 31, 2020   6 Нисан 5780

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Женский   
дневник
   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Отзывы и    предложения   
Почта   
English   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Песах
15-21 Нисана
(09.04 - 15.04.20)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(09.04 - 16.04.20)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(21.04.20)
День памяти павших 
3 Ияра
(28.04.20)
День независимости Израиля
4 Ияра
(29.04.20)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(12.05.20)

День Иерусалима
28 Ияра
(22.05.20) 
Шавуот
6 Сивана
(22.05.20)
В диаспоре 6-7 Сивана
(29.05 - 30.05.20)
Девятое Ава
 9 Ава
(30.07.20)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(19.09 - 20.10.20)
Йом Кипур
10 Тишри
(28.09.20)
Суккот
15-21 Тишри
(03 - 09.10.20)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(10.10.20)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(10 - 11.10.20)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(11.12 - 17.12.20)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(25.12.20)
Ту би-Шват
15 Шват
(28.01.21)
Пурим
14 Адара
(26.02.21)
в Иерусалиме -
15 Адара
(27.02.21)
 



Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О ЛИСТАХ ТАЛМУДА

О ТАЛМУДЕ


 


О Трактате БАВА КАМА



29 ава 5761 года

1 элуля 5761 года (20 августа 2001)

ТРАКТАТ Бава Кама

Лист 24

 

Всевышний дает в Торе сложную и дифференцированную систему ответственности человека за совершенные действия.

Человек несет ответственность не только за собственные проступки, но и за поведение принадлежащих ему животных.

Что касается животных, Ѓалаха (Закон) различает здесь понятия там и муад.

Быка, который никому и никогда не причинял вреда (или причинил вред всего один раз), называют там.

О быке, который бодался три раза в течение трех дней, говорят: он — муад.

За ущерб, нанесенный быком-муад, его хозяин платит полную стоимость.

В этой ситуации есть несколько тонкостей.

Если бык бодался три раза в течение одного дня, он еще не считается быком-муад.

Если бык-муад в течение трех дней видел других быков и не бодался, он снова становится быком-там.

Так говорит раби Иегуда.

Бык, который бодался три раза в течение даже одного дня, считается муад, — утверждает раби Меир. — Снова назвать его там можно лишь в том случае, если его дразнят, а он не проявляет агрессивности.

Откуда раби Иегуда учит, что бык становится муад, если в течение трех дней бодался три раза: — спрашивает Гемара.

Сказано в Торе: “Если известно, что бык бодался вчера и позавчера, и не стерег его хозяин... хозяин заплатит...” (Шемот, 21-36).

Гемара уточняет: в Торе употреблено слово темоль (вчера). Это — один раз. А еще — слово “митмоль”, что буквально означает — “от вчера”, то есть, раньше вчерашнего дня. Это — второй раз. (В русском языке трудно передать значение этих слов; из слова митмоль, например, может иметь два толкования). Шилшом (позавчера) — это третий раз.

Слова “и не стерег его хозяин”, — говорит Абайе, — следует понимать как четвертый раз, когда бык уже считается муад.

Сказал Рава: одно слово митмоль (от вчера) надо считать одним днем; шилшом — еще один день; выражение “и не стерег его хозяин” указывает на третий раз, когда бык бодался.

На что опирается в своем высказывании раби Меир?

Всевышний на горе Синай дал еврейскому народу не только Тору, но и правила ее изучения. Одним из таких правил — каль-ва-хомер (в буквальном переводе — “легкое и строгое”; логическое правило, основанное на формуле: “если здесь так, то в другом месте так тем более”) — и воспользовался раби Меир.

Первая часть этого уравнения: бык, который в течение трех дней бодался три раза, считается муад. Тогда во второй части получается: тем более следует считать, что бык — муад, если он меньше, чем за три дня, бодался три раза.

Гемара, с разных сторон обсудив различные точки зрения, выбирает мнение раби Иегуды. То есть, бык — муад, если он в течение трех дней бодался три раза. Если такое произошло с ним только в течение одного дня, он остается там.

Анализируя высказывания наших Учителей по поводу определения, что такое бык-там, Гемара склоняется к точке зрения раби Меира. Ио есть, если животное дразнят, а оно не проявляет агрессивности и никого не трогает, бык — там.

Гемара стремится уточнить ситуацию.

Когда в Мишне (конспективной записи Устного Учения, полученного от Всевышнего) говорится, что бык, проявляющий агрессивность в течение трех дней, считается муад, имеется в виду, что это подтверждено свидетелями.

Если, например, в один день в бет-дин (суд) приходят три пары свидетелей, и каждая пара дает показания, что бык в какой-то из дней нанес такой-то ущерб (все говорят о разных днях — о каждом из трех), должен ли суд вынести постановление, что бык — муад?

А может быть, сначала им следует предупредить хозяина быка, чтобы он усилил охрану? Но, если свидетели приходят к нему с предупреждением в один день, хозяин резонно скажет: “В первый раз слышу, что мой бык способен на такое”.

Пока не будет новых предупреждений в течение двух последующих дней, бык не считается муад.

Гемара разъясняет: объявляют, что бык — муад, если о его “проделках” свидетельствуют и перед хозяином и перед судом.

К свидетелям в суде Всевышний предъявляет высокие требования. Поэтому проблемы лжесвидетельства Гемара обсуждает отдельно.

Существует такое правило: если два свидетеля рассказали о том, как бык в первый раз нанес ущерб, другие два — о другом подобном случае, а еще два — о третьем, и обнаруживается, что одна из пар свидетелей дала ложные показания, все свидетельства считаются недействительными. Ибо по закону все шесть свидетелей рассматриваются как одна группа.

В обзоре следующего листа мы продолжим разговор о разветвленной системе ответственности человека за поведение принадлежащих ему животных.



2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69
70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86
87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103
104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119

ТРАКТАТ Бава Кама

 

Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.

Почему трактат так называется?

Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).

Краткое содержание трактата:

Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.

Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.

Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.

Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.

Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.

Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.

Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.

Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.

Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.

Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.

Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).

Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).

Что получается в итоге?

Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).

А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.

Перейдем к трактату Бава Кама.

Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..

Этой проблеме посвящена первая половина трактата.

Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.

Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.

Автор текста Элиягу Эссас

  Новая страница 1



 

ВСЕ ТРАКТАТЫ:

Шаббат

Йома

Хуллин

Менахот

Зевахим

Авода зара

Шевуот

Макот

Санѓедрин

БАВА БАТРА

БАВА МЕЦИЯ

БАВА КАМА

СОТА

 

К началу

 

Когда начинается Песах?


Поиск по сайту:


Какие продукты полезны для сердца


Счастье полного хаоса


Надо лечить весь Ближний Восток


Подозрительный заказчик


«Игра» как способ отражения реальности


Что нужно для внушительной победы


Улыбка Ахмадинежада


Уроки Дрездена

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |   Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда  |   Женский дневник   
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля