ААЗИНУ 
Урок Торы:
ЙОМ-КИПУР
рава Э. Эссаса
ЙОМ КИПУР
начинается вечером
27 сентября
"ААЗИНУ"
ААЗИНУ 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"ААЗИНУ"

Сентябрь 26, 2020   8 Тишрей 5781

Суббота

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Женский   
дневник
   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Отзывы и    предложения   
Почта   
English   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(19.09 - 20.09.20)
Йом Кипур
10 Тишри
(28.09.20)
Суккот
15-21 Тишри
(03 - 09.10.20)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(10.10.20)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(10 - 11.10.20)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(11.12 - 17.12.20)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(25.12.20)
Ту би-Шват
15 Шват
(28.01.21)
Пурим
14 Адара
(26.02.21)
в Иерусалиме -
15 Адара
(27.02.21)
Песах
15-21 Нисана
(28.03 - 03.04.21)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(28.03 - 03.04.21)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(08.04.21)
День памяти павших 
3 Ияра
(14.04.21)
День независимости Израиля
4 Ияра
(15.04.21)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(30.04.21)

День Иерусалима
28 Ияра
(10.05.21) 
Шавуот
6 Сивана
(17.05.21)
В диаспоре 6-7 Сивана
(17.05 - 18.05.21)
Девятое Ава
 9 Ава
(18.07.21)
 



Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О ЛИСТАХ ТАЛМУДА

О ТАЛМУДЕ


 


О Трактате БАВА КАМА



27 ава 5761 года

28 ава 5761 года (17 августа 2001)

ТРАКТАТ Бава Кама

Лист 21

 

Ѓалаха (Закон) сообщает: если человек жил в чужом дворе без ведома хозяина, и хозяин двора потребовал, чтобы этот человек покинул его двор, а тот не ушел, — жилец обязан заплатить хозяину двора за проживание.

Если хозяин не потребовал покинуть его территорию, и двор не предназначался для сдачи в аренду, тайно поселившийся в нем жилец ничего не платит — по формуле: “самозванный жилец получил выгоду, но хозяин не оказался в убытке”.

Если двор предназначался для сдачи в аренду, самозванный жилец за свое проживание в нем обязан заплатить, так как в данном случае хозяин двора потерпел убытки.

Гемара поясняет: дома и прочее недвижимое имущество, как правило, сдаются внаем.

Если человек владеет полем, которое вклинивается в поля соседа, и сосед оградил свои поля с трех сторон, владелец поля, с трех сторон окруженного землями соседа, ничего не должен платить за ограду.

Если поставивший ограду с трех сторон, построит ее и с четвертой стороны, хозяин поля, вклинившегося в его территории, оплачивает половину стоимости всей ограды.

Если хозяин “внутреннего” поля сам поставил ограду с четвертой стороны, он оплачивает половину стоимости ограды, поставленной его соседом с трех сторон.

Талмуд продолжает анализировать различные нюансы ситуаций, когда человек наносит ущерб ближнему.

Повторим: ситуации, рассматриваемые Гемарой, представляют собой юридические архетипы, некие формулы, действие которых рассчитано на тысячелетия.

В одном из листов рассматривалась похожая ситуация. Гемара возвращается к ней, преподнося ее с некими изменениями.

Человек пек лепешки на углях. Соседская собака схватила лепешку, к которой прилип тлеющий уголек, убежала и, намереваясь поесть, положила лепешку у самой копны сена (принадлежащей хозяину лепешки). От уголька копна сена загорелась. Какая ответственность возлагается на хозяина собаки в этом случае?

За съеденную лепешку хозяин собаки выплачивает полную стоимость. Этот ущерб относят к разряду шен (зуб) и нанесен он во владении потерпевшего. А кроме того, в этой ситуации нет ничего необычного. Часто случается, что собака ворует чужую еду.

За сгоревшее сено хозяин собаки платит половину его стоимости. По двум причинам. Во-первых, потому, что этот случай рассматривают по аналогии с церорот (ущерб, причиненный камешками, вылетающими из-под ног животного). Во-вторых, потому что ситуация — особая. Собаки, как правило, не разжигают огонь.

А вот иная ситуация.

Представим себе гористую местность. Крыша одного дома “смотрит” в соседний двор. Человек поместил на крышу своего дома собаку или козленка. Собака спрыгнула во двор соседа и разбила соседский сосуд. В этом случае хозяин животного обязан в полном размере возместить стоимость ущерба. Этот ущерб относят к разряду регель (нога) и, соответственно — к муад.

Вспомним, что там — это ущерб, нанесенный животным, которое никогда никому не причиняло вреда; муад — ущерб, который не явился неожиданностью.

В нашей ситуации ущерб, безусловно, относится к разряду муад. Нетрудно предугадать, что животное спрыгнет и что-то сломает.

Гемара анализирует различные случаи с разных сторон.

Как поступают, если собака или козленок не спрыгнули с крыши, а упали? Вероятно, хозяина упавшего животного следует освободить от ответственности?.. Согласно логике некоторых Учителей, делающих такой вывод, человек в самом начале допустил оплошность (нельзя было помещать животных на крыше). Но то, что произошло потом, он не предвидел, то есть, нанесение ущерба становится онес (нечто непредвиденное). И, значит, хозяин животного не должен его компенсировать — соседский сосуд разбился не потому, что животных поместили на крыше (между ущербом и первоначальным действием нет прямой связи). Однако многие мудрецы не согласны с подобным утверждением и говорят, что в такой ситуации хозяин животного несет ответственность за ущерб.

Гемара вникает в различные детали ситуации. Ставит, к примеру, вопрос: зависит ли решение о компенсации ущерба от того, на каком расстоянии от стены находились разбитые сосуды? Быть может, какое-то влияние на решение оказывает толщина стены?..

Так, шаг за шагом, выдвигая новые и новые вопросы и отвечая на них, Гемара выстраивает определенные формулы — модели ответственности человека за нанесенный им ущерб.

 



2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69
70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86
87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103
104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119

ТРАКТАТ Бава Кама

 

Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.

Почему трактат так называется?

Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).

Краткое содержание трактата:

Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.

Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.

Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.

Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.

Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.

Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.

Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.

Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.

Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.

Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.

Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).

Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).

Что получается в итоге?

Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).

А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.

Перейдем к трактату Бава Кама.

Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..

Этой проблеме посвящена первая половина трактата.

Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.

Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.

Автор текста Элиягу Эссас

  Новая страница 1



 

ВСЕ ТРАКТАТЫ:

Шаббат

Йома

Хуллин

Менахот

Зевахим

Авода зара

Шевуот

Макот

Санѓедрин

БАВА БАТРА

БАВА МЕЦИЯ

БАВА КАМА

СОТА

 

К началу

 

Душа человека после смерти тут же возвращается в этот мир?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |   Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда  |   Женский дневник   
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля