О Трактате БАВА КАМА
64
12 тишрея 5761 года ( 29 сентября
2001)
ТРАКТАТ Бава Кама
Лист 64
Талмуд продолжает начатое в предыдущем листе обсуждение проблем компенсации
украденного.
Исследуя язык Торы, Гемара приходит к выводу, что каждое слово здесь (см.
цитаты
предыдущего листа №63). вносит в закон о выплатах вора пострадавшему дополнительные
оттенки.
Например, слова шор (бык) и сэ (овца) сообщают о необходимости
выплачивать двойную цену за всякое животное, в отношении к которому
действительно правило отделения первенца (первого приплода скота). Кроме того,
речь идет о животных, которые в принципе пригодны для приношений в Храме (бык и
овца обычно используются в этом качестве).
Слово “осел” добавляет к списку животных, которые для приношений в Храме не
пригодны. А слово “кража” дает понять, что данное правило распространяется на
любую вещь.
Мы уже говорили о том, что, соприкасаясь с вечными ценностями, человек
начинает относиться к материальным проблемам разумно и спокойно. Здесь, в
частности, имеется в виду и оплата долгов.
Мы остро испытываем ощущение вечности во время праздника Суккот, к которому
сейчас еврейский народ готовится.
Приведем пример, насколько важна заповедь “не кради”. В Суккот заповедано
возносить арба миним (четыре вида растений: лулав , этрог, адаса и арава).
И вот, представьте, они украдены. Пострадавший не может выполнить эту
заповедь.
Раби Йоханан вспоминает, как раби Шимон бар Йохай привел слова: “Ибо Я,
Всевышний, люблю справедливость, ненавижу грабеж в ола (приношение всесожжения)”
(Ишайа, 61-8). И задался вопросом: чему нас учат они? Почему
пророк по воле Творца произнес их? Почему Создатель, желая сказать людям о Своей
любви к справедливости и ненависти к грабежу, упомянул корбан ола (приношение всесожжения)?
Гемара объясняет это так. Представьте себя царя, который приходит на таможню,
где каждый обязан заплатить в кассу царства некий налог. Говорит царь своим
рабам: “Заплатите налог сборщикам за то, что мы сейчас пройдем здесь”. Отвечают
царю рабы: “Но все собранное принадлежит тебе...”. “Вы правы, — говорит царь, —
но если мы не заплатим, другие путники возьмут с нас пример”.
Точно также мы можем сказать: “Весь мир принадлежит Творцу. Есть ли разница,
если корбан будет краденым? Ведь вор перенес корбан из одного Его
владения в другое... В любом случае приношением в Храме человек искупает свой
грех. Тем более, что речь идет о корбане всесожжения, из которого себе
человек ничего не берет”.
Поэтому и сказал Всевышний отдельно о корбане ола — чтобы мы не
совершили такой ошибки.
Источник всех ошибочных поступков по Торе — йецер а-ра (злое начало).
Оно создано Всевышним, чтобы человек в этом мире мог сознательно и свободно
выбрать между добром и злом.
У йецер а-ра — несколько имен, — говорят мудрецы. — Нахаш (змей),
Самаэль, плишти (фелистимлянин,
палестинец), малах а-мавэт (ангел смерти).
Первому человеку на земле, Адаму, злое начало явилось в образе змея;
царю Давиду — в образе плишти; всему народу
Израиля — в образе Амалека (народа, который первым напал на евреев).
Царь Давид называл йецер а-ра —
тамэ. От слова
тума — духовная нечистота.
Понятием тамэ пользуется Всевышний, когда предостерегает нас, чтобы мы
не нарушали законы Торы: “Не затумляйтесь (не оскверняйтесь) ими...”
(Ваикра, 11-43).
Однако в момент, когда человек хочет исполнить заповедь Творца, с Небес ему
тут же посылают помощь. Правильным поведением человек притягивает к себе
Высший Свет, который поддерживает его в начатом хорошем
деле. И человек, находясь в материальном мире, как будто бы оказывается и в
Ган Эдене (Райском Саду), укрытый тенью Шхины (Присутствия
Творца). И в эти минуты у йецер а-ра нет над ним власти.
Наша традиция утверждает: тому, кто пришел очиститься, помогают.
Молил Творца царь Давид: “Сердце таѓор (чистое, прозрачное) создай мне,
Элоким” (Теилим ,
51-12).
ТРАКТАТ Бава Кама
Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.
Почему трактат так называется?
Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).
Краткое содержание трактата:
Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.
Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.
Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.
Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.
Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.
Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.
Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.
Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.
Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.
Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.
Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).
Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).
Что получается в итоге?
Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).
А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.
Перейдем к трактату Бава Кама.
Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..
Этой проблеме посвящена первая половина трактата.
Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.
Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.
Автор текста Элиягу Эссас
Новая страница 1
|