ВАИШЛАХ 
"ВАИШЛАХ"
ВАИШЛАХ 
Чтение текста
Афтары

"ВАИШЛАХ"

12.12.2024, 11 Kislev, 5785

До субботы - 2 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О ЛИСТАХ ТАЛМУДА

О ТАЛМУДЕ


 


О Трактате БАВА КАМА



27 ава 5761 года

27 ава 5761 года (16 августа 2001)

ТРАКТАТ Бава Кама

Лист 20

 

Решения многих современных юридических проблем восходят к ситуациям, обсуждаемым на страницах Талмуда.

Гемара анализирует, например, такой случай. Один человек живет во дворе другого без ведома хозяина. Должен ли он заплатить за свое проживание?

Для того, чтобы ответить на вопрос, Гемара вносит необходимые уточнения.

Скажем, хозяин не собирался сдавать двор внаем. Если бы кто-то не поселился в нем, двор оставался бы пустым. При этом жилец, со своей стороны, не собирался арендовать себе место для проживания и не нуждается в этом, ибо у него есть помещение (скажем, собственный дом и двор), где он может жить бесплатно. Чужой двор “подвернулся” ему случайно, на время.

В этом случае жилец ничего не приобрел, а хозяин двора ничего не потерял.

Но вот другая ситуация.

Хозяин двора обычно сдает этот двор внаем. Жилец, в свою очередь, собирался арендовать жилье. В данном случае жилец пользовался бесплатно тем, за что должен был платить. Хозяин двора оказался в убытке.

Ситуация третья.

Двор, как правило, не сдается в аренду. Человек, который тайно поселился в нем, нуждается в жилье. Может ли в таком случае жилец сказать хозяину двора: “Что ты потерял? Ты же не собирался сдавать свой двор внаем””; или хозяин — жильцу: “Ты получил выгоду, использовав то, что принадлежит мне. Ты все равно собирался снимать жилье. Заплати мне!”?..

Сказал Рами бар Хама: в Мишне (конспективной записи Устного Учения, полученного от Всевышнего) содержатся ответы на эти вопросы. Сказано: “...если получил какую-то выгоду — платит...”. Следовательно, получивший выгоду от чужого имущества, должен заплатить хозяину этого имущества, независимо от его намерений. То есть, у человека нет права бесплатно использовать имущество ближнего.

Человек обязан заплатить за полученную выгоду только в том случае, — утверждает Рава, — если имуществу нанесен ущерб.

Скажем, тайный жилец, повредив что-то во дворе, должен выплатить хозяину двора компенсацию.

Однако, если хозяин имущества ничего не теряет, он, по мнению Рава, должен разрешить ближнему пользоваться его имуществом, чтобы не попасть в ситуацию, которую Гемара называет мидат Сдом (букв.: как в Сдоме). На современном языке мы сказали бы: “ни себе, ни — людям” или, “чтобы не оказаться собакой на сене” (жители Сдома, уничтоженного Всевышним (сейчас на этом месте — Мертвое море), были жестокими и жадными. Они не помогали бедным. В результате все, что у них было, не досталось никому).

Гемара анализирует еще одну ситуацию. У одного человека — назовем его Шимон — есть поле. С трех сторон его поле окружено полями соседа — назовем его Реувен. Реувен построил вокруг своих полей ограду. Обычно, если ограда ставится между полями соседей, они оба принимают участие в расходах на ее воздвижение. Однако при условии, что оба заинтересованы в этой ограде.

Можно ли обязать Шимона принимать участие в расходах на строительство ограды в данном случае?

Шимон вполне может сказать, что не заинтересован в этом, потому что четвертая сторона его поля все равно останется не огороженной. Но, если Реувен берется сделать ограду и с четвертой стороны поля Шимона, Шимон обязан платить, ибо получает полноценную выгоду.

Отсюда учим: если один получает выгоду, а второй ничего не теряет, получивший выгоду обязан платить.

Но ведь Реувен, — возражает Гемара, — может сказать Шимону: “Из-за тебя я вынужден ставить четвертую ограду. Если бы твое поле не вклинивалось бы в мое, я бы ее не ставил, или она была бы меньше. То, что твое поле вклинивается в мои поля, увеличивает мои расходы”.

Получается, что в данной ситуации один получает выгоду, а второй несет убытки. Здесь, разумеется, тот, кто получает выгоду, должен платить.

Если Шимон, — говорит раби Йоси, — сам сделал четвертую ограду, он должен оплатить Реувену часть расходов на строительство первых трех, ибо подтверждает, тем самым, свою заинтересованность в этом строительстве.

Но, если четвертая ограда стояла до того, как Реувен начал возводить свое ограждение, Шимон свободен от выплат.

Можно ли сделать такой вывод: если один получил выгоду, а второй ничего не потерял, получивший выгоду не платит?

Нет, — отвечает Гемара. — Приведенный случай имеет свои особенности. Щимон может сказать Реувену: “Мне достаточно небольшой ограды, и я не заинтересован в дорогой, которую ты построил”.

Гемара занимается не просто законами компаньонства, но рассматривает, как мы сегодня сказали бы, и мотивацию сотрудничества в бизнесе.

Какое из мнений выбирает Ѓалаха (Закон)? Об этом будет сказано в обзоре следующего листа трактата.



2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69
70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86
87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103
104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119

ТРАКТАТ Бава Кама

 

Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.

Почему трактат так называется?

Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).

Краткое содержание трактата:

Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.

Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.

Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.

Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.

Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.

Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.

Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.

Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.

Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.

Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.

Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).

Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).

Что получается в итоге?

Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).

А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.

Перейдем к трактату Бава Кама.

Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..

Этой проблеме посвящена первая половина трактата.

Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.

Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.

Автор текста Элиягу Эссас

  Новая страница 1



 

ВСЕ ТРАКТАТЫ:

Шаббат

Йома

Хуллин

Менахот

Зевахим

Авода зара

Шевуот

Макот

Санѓедрин

БАВА БАТРА

БАВА МЕЦИЯ

БАВА КАМА

СОТА

 

К началу

 

Хочу правильно служить Творцу. Что мне, нееврею, следует выполнять?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля