ЦАВ 
ПЕСАХ
начинается вечером
8 апреля
"ШАББАТ а-ГАДОЛЬ"
ЦАВ 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"ШАББАТ а-ГАДОЛЬ"

Апрель 6, 2020   12 Нисан 5780

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Женский   
дневник
   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Отзывы и    предложения   
Почта   
English   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Песах
15-21 Нисана
(09.04 - 15.04.20)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(09.04 - 16.04.20)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(21.04.20)
День памяти павших 
3 Ияра
(28.04.20)
День независимости Израиля
4 Ияра
(29.04.20)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(12.05.20)

День Иерусалима
28 Ияра
(22.05.20) 
Шавуот
6 Сивана
(22.05.20)
В диаспоре 6-7 Сивана
(29.05 - 30.05.20)
Девятое Ава
 9 Ава
(30.07.20)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(19.09 - 20.10.20)
Йом Кипур
10 Тишри
(28.09.20)
Суккот
15-21 Тишри
(03 - 09.10.20)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(10.10.20)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(10 - 11.10.20)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(11.12 - 17.12.20)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(25.12.20)
Ту би-Шват
15 Шват
(28.01.21)
Пурим
14 Адара
(26.02.21)
в Иерусалиме -
15 Адара
(27.02.21)
 



Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О ЛИСТАХ ТАЛМУДА

О ТАЛМУДЕ


 


О Трактате БАВА КАМА



5 тишрея 5761 года

8 тишрея 5761 года (25 сентября 2001)

ТРАКТАТ Бава Кама

Лист 60

 

Из четырех основ (земля, вода, воздух и огонь) Всевышний создал неживую природу, растительный и животный мир, человека. Наша традиция говорит о том, что творения соответствуют этим основам. Человек, в частности, связывается с огнем. Очевидно, потому, что огонь наделен гигантской разрушительной силой. И созидательной. Так же и человек...

Гемара обсуждает проблемы ответственности человека за разожженный им огонь.

Если огонь сжег деревья или подпалил камни и землю на чужом поле, тот, кто развел костер, должен компенсировать ущерб хозяину участка. Ибо заповедал Всевышний: “Если выйдет огонь и найдет (охватит) колючки (тернии), и съест (огонь) копны или колосья или поле, заплатить заплатит разжегший пожар” (Шемот, 22-5).

Употребленное в цитате слово “поле” служит основание для того, чтобы заключить: виновник пожара несет ответственность даже в том случае, если пламя подпалило лишь землю и камни.

Комментаторы дают к этому отрывку такое пояснение: конечно, огонь не может сжечь землю и камни, но он в состоянии причинить им вред. Отсюда выводится правило: человек в ответе за любой ущерб, который нанесен разожженный им огонь.

Наши Учителя всесторонне анализируют каждое слово, произнесенное Всевышним и записанное Моше-рабейну.

Зачем Творец дает конкретное перечисление — “колючки”, “камни”, “колосья”, “поле”... — спрашивают они. — Если человек в ответе за любой ущерб, все это кажется излишним.

Это перечисление необходимо, — отвечает Гемара. — Если бы говорилось лишь о колючках, можно было бы предположить, что Тора обязывает платить лишь за колючки, поскольку на поле они уязвимы в первую очередь. Что же касается копны соседа, вряд ли человек допустит, чтобы она сгорела. Если бы речь шла только о копне, можно было бы подумать, что лишь за нее виновный должен платить. Ибо сгоревшая копна — большой убыток. А колючки... Убыток невелик. За них платить не нужно.

Зачем Всевышний произнес слово “колос”? Чтобы мы обратили внимание: колос растет на открытом месте. Следовательно, за любую вещь, которая находится в открытом месте, обязан заплатить тот, кто разжег пожар. Но если она скрыта от глаз, этот убыток не компенсируется.

Но как же тогда раби Иегуда утверждает, что платить надо за все, в том числе, за вещи, которые находились в укрытии? — спрашивает Гемара. — Как он объясняет, зачем в приведенном отрывке дается слово кама (колос, нива)?

И объясняет: это слово, как говорит раби Иегуда, указывает на ответственность виновника пожара за пострадавших животных или деревья, которые стояли на поле, куда перекинулось пламя.

Некоторые Учителя утверждают, что слово кама содержит намек на то, что компенсации подлежит все, что связано с землей. Другие прочитывают его так: под ним подразумевается все, что стоит или растет на пострадавшем поле, даже если из этих растений не делают копну (например, овощи)...

Гемара возвращается к разногласиям между раби Иегудой и другими учителями. И ставит вопрос: если наши мудрецы говорят, что слово кама дает понять, что за укрытые от взгляда вещи виновник пожара не отвечает, откуда они извлекают урок об ответственности за пострадавших животных и деревья?

Мудрецы обращают внимание на употребленный в цитате союз “или”, — объясняет Гемара. — Ведь сказал Творец: “...или колос”. Из этого они делают соответствующий вывод.

Как трактует союз “или” раби Иегуда? Если бы союза “или” не было, — утверждает он, — можно было бы подумать, что плата взимается лишь в том случае, когда сожжено все поле.

Откуда же наши мудрецы берут сведения о том, что при оценке размеров компенсации учитываются отдельные пострадавшие “элементы”? Эта информация, как они утверждают, заключена во втором союзе “или” — перед словом поле (“или поле”).

Что по этому поводу говорит раби Иегуда?

С его точки зрения, второй союз “или” — стилевой прием. Тора говорит с нами на понятном, привычном языке и поэтому употребляет введенные нами в обиход речевые обороты.

Если бы в выделенном фрагменте было бы упомянуто только “поле”, — завершает разбор фразы Гемара, — мы могли бы подумать, что ответственность возлагается на виновного лишь за то, что на нем стояло или росло. Но поскольку сказано о колючках, копнах, колосьях, мы понимаем, что речь идет и о самой земле и камнях.

Человек в ответе за свои поступки ежедневно, каждое мгновение своей жизни Но на протяжении Десяти дней тшувы (возвращения на пути Торы) между Рош а-Шана и Йом Кипуром эта ответственность увеличивается. В эти дни Небеса дают человеку дополнительные силы, чтобы совершить духовный подъем. Влияние, которое оказывают Небеса на наш мир в тот или иной день (из десяти), как правило связано с конкретными событиями в истории человечества.

В Рош а-Шана сын Яакова Йосеф вышел из темницы в Египте. Об этом говорится в Псалмах царя Давида: “Трубите в новомесячье в шофар (бараний рог), в скрытый день празднования нашего. Ибо закон Исраэлю он, справедливость (суд) Всевышнему Яакова” (Теилим, 81-45).

О каком “скрытом дне празднования” идет речь? Ежемесячно мы отмечаем Рош Ходеш (начало месяца) — день искупления. В Рош а-Шана (День Суда) Рош Ходеш (день милосердия Всевышнего) скрыт в тени.

И сразу же, вслед за приведенным отрывком, в псалме воспевается Творец — за добро, сделанное Йосефу: “Свидетельством для Йосефа поставил Он его, когда вышел он (Йосеф) на землю Египетскую” (там же, 6).

Соседство двух фраз послужило для наших мудрецов поводом, чтобы утверждать: именно в Рош а-Шана Йосеф вышел из темницы.

В еврейской традиции существует принцип Маасей авот — симан ле баним (дела отцов — знак сыновьям).

В Рош а-Шана и десять последующих дней тшувы человек, который хочет выйти из “темницы” материалистических заблуждений к свету Творца, получает особую поддержку Небес.

Сегодня — восьмой день тшувы.

 



2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69
70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86
87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103
104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119

ТРАКТАТ Бава Кама

 

Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.

Почему трактат так называется?

Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).

Краткое содержание трактата:

Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.

Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.

Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.

Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.

Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.

Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.

Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.

Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.

Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.

Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.

Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).

Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).

Что получается в итоге?

Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).

А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.

Перейдем к трактату Бава Кама.

Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..

Этой проблеме посвящена первая половина трактата.

Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.

Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.

Автор текста Элиягу Эссас

  Новая страница 1



 

ВСЕ ТРАКТАТЫ:

Шаббат

Йома

Хуллин

Менахот

Зевахим

Авода зара

Шевуот

Макот

Санѓедрин

БАВА БАТРА

БАВА МЕЦИЯ

БАВА КАМА

СОТА

 

К началу

 

Молиться и бить себя в грудь...


Поиск по сайту:


Разве Яаков не узнал внуков?


Эйнштейн и — гуманитарии...


Надо ли сообщать причину отказа?


Маленькие добрые дела


Зачем Яакову — клятва?


Награда — за уважение…


Что «интересует» Всевышнего?


Не оставь нас в старости

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |   Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда  |   Женский дневник   
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля