ЦАВ 
ПЕСАХ
начинается вечером
8 апреля
"ШАББАТ а-ГАДОЛЬ"
ЦАВ 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"ШАББАТ а-ГАДОЛЬ"

Апрель 6, 2020   12 Нисан 5780

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Женский   
дневник
   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Отзывы и    предложения   
Почта   
English   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Песах
15-21 Нисана
(09.04 - 15.04.20)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(09.04 - 16.04.20)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(21.04.20)
День памяти павших 
3 Ияра
(28.04.20)
День независимости Израиля
4 Ияра
(29.04.20)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(12.05.20)

День Иерусалима
28 Ияра
(22.05.20) 
Шавуот
6 Сивана
(22.05.20)
В диаспоре 6-7 Сивана
(29.05 - 30.05.20)
Девятое Ава
 9 Ава
(30.07.20)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(19.09 - 20.10.20)
Йом Кипур
10 Тишри
(28.09.20)
Суккот
15-21 Тишри
(03 - 09.10.20)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(10.10.20)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(10 - 11.10.20)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(11.12 - 17.12.20)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(25.12.20)
Ту би-Шват
15 Шват
(28.01.21)
Пурим
14 Адара
(26.02.21)
в Иерусалиме -
15 Адара
(27.02.21)
 



Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О ЛИСТАХ ТАЛМУДА

О ТАЛМУДЕ


 


О Трактате БАВА КАМА



28 элуля 5761 года

28 элуля 5761 года (16 сентября 2001)

ТРАКТАТ Бава Кама

Лист 51

 

Всевышний создал человека бецелем Элоким (по Своему образу и подобию).

Почему Тора использует здесь имя Элоким? — спрашивает раби Хаим из Воложина (ученик Виленского Гаона, начало 19 века).

Каждое имя Всевышнего связано с Его определенными свойствами. Имя Элоким означает, что Творец — Абсолютно Свободный властитель всех существующих в мире сил. Следовательно, и человек задуман Всевышним, как свободный властитель данных ему сил. На этом и строится концепция ответственности человека за совершенные им поступки.

Гемара анализирует такую ситуацию. Два человека на правах компаньонов владеют двором, в котором есть яма. Но вот они отказались от прав владения и объявили двор “ничейным”. Но про яму ничего не сказали.

Или другой вариант. Один человек в общественном владении вырыл яму глубиной 9 тфахим (72 см). Два человека углубили эту яму на один тефах. Т.е. яма стала иметь глубину 10 тфахим (80 см). Если в такую яму упало, скажем, животное, оно может погибнуть. Это известный факт.

Прошел мимо ямы первый человек. Он не закопал ее и не закрыл. Потом прошел мимо второй и тоже ничего не предпринял. Кто несет ответственность, если яма стала причиной несчастного случая?

Тот, кто изначально вырыл яму, — приходит к выводу Ѓалаха. (Закон).

Или, например, человек посылает кого-то вырыть яму в общественном владении. Тот выполнил просьбу, а яма причинила кому-то ущерб. Кто должен его компенсировать?

Тут действует один из важнейших морально-этических принципов Торы: эйн шалиах ледвар авера. То есть человек не имеет права сказать, что был только посланцем, — объясняет Гемара. И иллюстрирует принцип наглядным примером.

Ученик обращается к тебе и просит сделать что-то, что рав делать запретил. И ты это знаешь. Ты выполняешь просьбу. И тут возникает резонный вопрос: почему ты внимешь словам ученика, забывая о том, что сказал рав?

Так и в нашем случае. Всевышний запретил причинять боль ближнему. Зачем же надо было по чьей-то просьбе делать то, что запрещено Создателем мира?

Проблема совершения ошибок восходит к тайнам Творения. Всевышний создал зло, чтобы одарить человека высшим благом — свободой выбора. Записано в Торе: “Я создал йецер а-ра (злое начало), — сказал Всевышний, Я создал и противоядие против него — Тору”.

Гемара сравнивает жизнь без Торы с существованием в безводной пустыне, а саму Тору — с живительной влагой.

Мудрецы постановили, — напоминает Гемара, — что, кроме шаббата, соответствующую недельную главу следует читать в синагогах в понедельник (йом шени) и четверг (йом хамиши).

Разве такой порядок не существовал на заре истории? — удивляется Гемара. — Когда народ Израиля вышел из Египта, Всевышний сказал о евреях: “...И шли три дня по пустыне и не нашли воды”. Ведь здесь явно говорится о Торе...

Откуда нам это известно.

Через пророка Всевышний передает: “...Все жаждущие, идите к воде... слушайте... Меня... откройте уши ваши и идите ко Мне, слушайте, и будут живы ваши души, и Я заключу с вами союз вечный... Ищите Всевышнего... призывайте Его... Ибо как спускается дождь и снег с небес... и поит землю и оплодотворяет ее... таково будет слово Мое, которое выходит из уст Моих...” (Ишая, 55-1:11).

Духовно ослабели сыны Израиля, без Торы пройдя по пустыне эти три дня. Ведь Тора — единственная сила, способная противостоять йецер а-ра. Также, как вода поддерживает жизнь в человеческом теле, Тора насыщает 613 (таково количество заповедей, данных Творцом народу Израиля) “органов” души. Поэтому в том, кто хотя бы на один день теряет связь с Торой, слабеет способность противостоять злу. За два дня способность к сопротивлению слабеет еще больше. На третий день человек и вовсе теряет “иммунитет” и незащищен от любой “инфекции”. Если считать, что каждый день без Торы в руках зла оказывается одна нить, связывающая человека с силами зла. То за три дня эта связь превращается в жгут тройного плетения, который трудно порвать.

Поэтому и постановили наши мудрецы три раза в неделю читать в синагогах отрывки из Торы.

Принято читать начало каждой следующей недельной главы.

Завтра, например, понедельник (йом шени). Во всех синагогах мира будут читать начало главы Ваелех: “И пошел Моше и говорил слова эти всему Израилю... Всевышний пройдет перед тобой... Крепитесь и мужайтесь, не бойтесь и не страшитесь... ибо Всевышний идет с тобой... не оставит тебя...

И написал Моше Учение это и дал коэнам... и всем старейшинам Израиля. И заповедал Моше им, говоря: На исходе семи лет... читай Учение это перед всем Израилем...” (Ваелех, 31-1:11).

Завтра — исход седьмого года.



2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69
70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86
87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103
104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119

ТРАКТАТ Бава Кама

 

Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.

Почему трактат так называется?

Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).

Краткое содержание трактата:

Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.

Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.

Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.

Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.

Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.

Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.

Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.

Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.

Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.

Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.

Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).

Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).

Что получается в итоге?

Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).

А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.

Перейдем к трактату Бава Кама.

Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..

Этой проблеме посвящена первая половина трактата.

Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.

Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.

Автор текста Элиягу Эссас

  Новая страница 1



 

ВСЕ ТРАКТАТЫ:

Шаббат

Йома

Хуллин

Менахот

Зевахим

Авода зара

Шевуот

Макот

Санѓедрин

БАВА БАТРА

БАВА МЕЦИЯ

БАВА КАМА

СОТА

 

К началу

 

Хочу быть евреем. Как поступить, чтобы при этом не обидеть отца?


Поиск по сайту:


Терах владел подпольным бизнесом?


Авраам получил ключи от сокровищницы?


Овощи сохраняют ясность ума?


Групповое собеседование


Определяющая черта Авраама


Авраам получил ключи от сокровищницы?


Возникновение идолопоклонства


Можно ли игнорировать опасность

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |   Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда  |   Женский дневник   
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля