ВАИШЛАХ 
"ВАИШЛАХ"
ВАИШЛАХ 
Чтение текста
Афтары

"ВАИШЛАХ"

12.12.2024, 11 Kislev, 5785

До субботы - 2 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О ЛИСТАХ ТАЛМУДА

О ТАЛМУДЕ


 


О Трактате БАВА КАМА



7 элуля 5761 года

7 элуля 5761 года (25 августа 2001)

ТРАКТАТ Бава Кама

Лист 29

 

Всевышний обязывает человека компенсировать ущерб, нанесенный ближнему его имуществом.

А, если человек оставил в общественном владении какую-либо вещь, способную причинить вред, и отказался от прав на нее, — спрашивает Гемара, — должен ли он нести ответственность, если эта вещь нанесла кому-то ущерб? И уточняет. Свободен ли он от ответственности, если произошло непредвиденное? Должен ли он платить, если вещь, став “ничейной” причинила ущерб?

Раби Элиэзер, ссылаясь на раби Ишмаэля, утверждает: все зависит от того, о чем именно идет речь. Например, человек в общественном владении вырыл яму, но она ему не принадлежит. Таким образом, он создал опасность для окружающих. И, если в яму упадет человек или животное, ему придется оплатить ущерб. Также и с опасной вещью, оставленной в общественном владении. Человек, оставивший ее, в полной мере несет ответственность, если из-за нее что-то произошло.

Некоторые учителя, говоря, что человек не несет ответственности за оставленную вещь, если он от нее отказался, — поясняет Гемара, — тоже имеют в виду именно что-то “стационарное”, вроде ямы.

Но вот, например, человек объявляет “ничейным” своего быка и отпускает его в общественное владение, зная, что животное опасно. Если бык причиняет ущерб, бывший хозяин несет за него ответственность.

Талмуд приводит еще одну сложную ситуацию. Кто-то обнаружил в общественном владении яму и закрыл ее. Потом снова открыл. Кто несет ответственность за ущерб, если в яму упал человек или, скажем, бык? Тот, кто ее вырыл, или — второй, кто закрыл ее, а потом открыл? И что означает — “закрыть” яму?.. Яма же остается на прежнем месте. Тогда и ответственность по-прежнему несет тот, кто ее вырыл?

Или, например, кто-то видит, как посторонний человек закрывает яму. Снимает ли это ответственность с первого?

О знакомых речь не идет, — уточняет Гемара. Но, если яму прикрыл компаньон, в равной степени с первым человеком “владеющий” ямой, меняется ли что-то в законе, если есть свидетель?

Возможна и такая ситуация. Кто-то в общественном владении обнаружил яму, засыпал ее и прикрыл это место. Но потом тот же человек снова вырыл здесь яму.

Или еще ситуации, относящиеся к общественному владению. Человек выносит сюда колючки или стекло; ставит ограду из колючек; падает ограда... Если при всем этом кому-то причинен ущерб, виновный обязан его компенсировать.

Речь идет об ограде, колючки из которой “вылезают” в общественное владение, — говорит раби Йоханан. — Если же все колючки остаются в частном владении, хозяин ограды свободен от выплат.

Гемара находит аналог ситуации, когда колючки — внутри или снаружи (в общественном владении).

Прохожий не имеет права без разрешения хозяев нарушать границы частных владений. Колючки, выступающие на территорию общественного владения, можно уподобить яме, которая образовалась, скажем, на дороге. За ущерб, нанесенный этими колючками, хозяин ограды будет платить.

Но ведь эти колючки хозяин частного владения явно считает “ничейными”. Значит, объявивший “ничейным” свое имущество, которое попало в общественное владение, тоже компенсирует урон, если таковой был нанесен его бывшим имуществом.

То же самое можно рассмотреть и в ином ракурсе, — выдвигает возражение Гемара. — Например, хозяин ограды не намерен объявлять колючки, вылезающие в общественное владение, “ничейными”. Он компенсирует причиненный ими ущерб, потому что эту ситуацию расценивают по аналогии с другой, когда хозяин без присмотра выпускает на улицу принадлежащее ему опасное животное и, естественно, выплачивает стоимость ущерба, им нанесенного.

А вообще, — делает вывод Гемара, — в случае ущерба, нанесенного имуществом, от которого отказались и оно находится в общественном владении, его бывший хозяин, как правило, не в ответе.

Хозяин ограды, колючки которой выпирают на территорию общественного владения, компенсирует ущерб, потому что эта ситуация аналогична ситуации с ямой на дороге.

Почему же не платит тот, ограда которого колючками обращена внутрь частного владения? — спрашивает Гемара.

И отвечает: вовсе не потому, что эту ситуацию уподобляют ситуации с ямой в личном владении; причина здесь в том, что не принято ходить вплотную к ограде, обычно прохожие движутся от нее на некотором отдалении и не могут зацепиться за колючку. Уколоться можно лишь в исключительном случае. Вот почему хозяин такой ограды свободен от ответственности.

После всестороннего обсуждения проблемы Ѓалаха (Закон) выносит решения.

Если человек разбил кувшин при непредвиденных обстоятельствах, которые от него не зависели, и отказывается от прав на осколки (объявляет их “ничейными”), он свободен от ответственности.

Если человек нес кувшин на плече и не держал его, как следует, и кувшин причинил ущерб в момент падения или после, он выплачивает компенсацию пострадавшему, даже если отказывается от прав на осколки.

Если человек обнаружил в общественном владении яму, прикрыл ее, а потом снова открыл, ущерб пострадавшему оплачивает тот, кто вырыл яму, а второй за любой ущерб ответственности не несет, потому что он только вернул яму в первоначальное состояние.

Но если человек засыпал землей обнаруженную в общественном владении яму, а потом снова вырыл, он компенсирует ущерб, который нанесен из-за ямы. Потому что яму, вырытую другим, он засыпал, то есть, ликвидировал. А потом вырыл (создал) другую, за которую, собственно, и отвечает.

Человек в ответе за яму, вырытую им не только в общественном владении, но и в собственном (частном). В случае, если в нее можно попасть с общественной территории.

Каковы правила поведения в общественном владении? Об этом мы поговорим в обзоре следующего листа.



2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69
70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86
87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103
104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119

ТРАКТАТ Бава Кама

 

Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.

Почему трактат так называется?

Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).

Краткое содержание трактата:

Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.

Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.

Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.

Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.

Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.

Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.

Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.

Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.

Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.

Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.

Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).

Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).

Что получается в итоге?

Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).

А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.

Перейдем к трактату Бава Кама.

Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..

Этой проблеме посвящена первая половина трактата.

Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.

Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.

Автор текста Элиягу Эссас

  Новая страница 1



 

ВСЕ ТРАКТАТЫ:

Шаббат

Йома

Хуллин

Менахот

Зевахим

Авода зара

Шевуот

Макот

Санѓедрин

БАВА БАТРА

БАВА МЕЦИЯ

БАВА КАМА

СОТА

 

К началу

 

Что означает изложенная в Талмуде концепция «семи (слоев) ракиа»?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля