О Трактате БАВА КАМА
New Page 2
17 ава 5761 года (6 августа 2001)
ТРАКТАТ Бава Кама
Лист 10
Великий мудрец раби Акива говорил: “Любим человек Всевышним”. Эта любовь проявляется в том, что человек создан бецелем Элоким — по образу Творца — и знает об этом.
Сказано в Торе: “Бецелем Элоким создал (Всевышний) человека”.
Сходство человека с Создателем состоит в том, что люди наделены свободой выбора. Однако эта свобода регулируется определенной мерой ответственности. Уровни ответственности и анализирует Гемара в трактате Бава Кама.
Заповедал Всевышний: “Если откроет человек яму или выроет человек яму и не закроет ее, и упадет туда бык или осел, хозяин ямы заплатит серебром, вознаградит хозяина (животного), а тушу (животного) хозяин ямы заберет себе” (Шемот , 21-33).
Вырыл, например, человек яму глубиной 9 тфахим (мера длины, соответствующая примерно 72 см). Пришел другой и углубил яму на один тефах. Известно, что яма глубиной в 10 тфахим (примерно 80 см) обязывает хозяина отвечать по закону, если в нее упадет чье-то животное.
Кто несет ответственность за случившееся, — спрашивает Гемара, — тот, кто вырыл яму “всего лишь” в 9 тфахим, или тот, кто сделал ее достаточно глубокой, чтобы ответить по закону?
Мудрецы на этот счет высказываются по-разному. Одни утверждают, что виновным в любом ущербе, включая гибель упавшего в яму животного, следует считать второго — того, кто углубил яму, то есть, довел ее до размера, при котором, если что-то случилось, по закону взыскивают компенсацию. Другие, например, Раби (раби Иегуда hа-Наси), согласны с этим лишь частично: второй несет ответственность, если в яму упало животное и погибло; но, если оно лишь получило повреждение, оба отвечают за ущерб.
В каких еще случаях за причиненный ущерб отвечает один человек? — спрашивает раби Зейра.
Например, пять человек по поручению хозяина сторожат быка. Один из сторожей допустил оплошность, а бык кому-то нанес ущерб. Кто в ответе? Тот сторож, который не справился со своими обязанностями.
О какой именно ситуации идет речь? — спрашивает Гемара. — Если мы утверждаем, что четверо людей не могут справиться с быком без пятого, такой вывод естественен, это — пшита (просто): тот, кто допустил оплошность, отвечает за ущерб, нанесенный быком. Но, если и четыре сторожа, без пятого, в состоянии справиться с порученным заданием, а пятый лишь ослабил внимание, можно ли во всем винить только его?.. Видимо, пример с пятью сторожами при анализе данной темы не годится.
Гемара приводит другую ситуацию.
Человек разжег костер. Другой подбросил в огонь дрова, и пламя разгорелось так сильно, что перекинулось на чужое поле. Кто будет отвечать за причиненный ущерб?
Здесь важна уверенность, — вносит уточнения Гемара, — что до того, как в огонь подбросили дрова, костер горел не сильно и ни в коем случае не мог перекинуться на чужое поле. Если такая уверенность есть, ответственность, разумеется, возлагается на второго человека. Если костер очень сильно горел и угрожал соседнему полю и до того, как в него подбросили дрова, в чем же винить второго человека?
Если пятеро благополучно сидят на скамье, — вспоминает новую ситуацию рав Папа, — подходит к ним шестой, садится, и скамья ломается, за случившееся отвечает шестой.
Насколько прочной была скамья? — уточняет Гемара. — Если она была сделана из крепкого дерева и сломалась только потому, что на нее сел шестой человек, конечно же, в ответе за поломку тот, кто пришел последним. Но, если она и без того была непрочной, в чем же шестого винить?..
Значит, и эти ситуации к правилу “виновен тот, кто добавил” не подходят?
Но могло быть и так: без шестого скамья сломалась бы через 2 часа, а с его приходом она тут же сломалась, — находит Гемара новый аргумент. — Следовательно, шестой приблизил момент нанесения ущерба.
Но тогда возникает вполне естественный вопрос: почему же ущерб должен оплачивать тот, кто пришел последним? Ведь он резонно может предъявить претензию остальным: если бы их на скамье не было, он сидел бы на ней один, и она вообще не сломалась бы.
Сформулируем основные положение рассмотренного случая в виде задачи.
Дано:
- возможность нанесения ущерба;
- человек, который приложил к потенциальной возможности дополнительные усилия.
Спрашивается: кто отвечает за ущерб?
- тот, кто добавил;
- остальные;
- все вместе.
Итак, если с приходом шестого человека скамья мгновенно ломается, само собой разумеется (пшита), что именно он, тот, кто сел на нее последним, несет ответственность за ущерб. Но, если это само собой разумеется, зачем говорить об этом отдельно?
Отвечает Гемара: мы могли бы предположить, что воздействие силы человека юридически не приравнивается к неосознанному воздействию его тела. Тогда в случае, если кто-то не сел на скамью, а только облокотился, ответственности за ущерб он не несет. Однако это не соответствует действительности. Человек должен компенсировать ущерб, даже если он не садился на скамью — лишь облокотился на нее.
Какое решение принимает ѓалаха (закон)? Об этом мы поговорим в обзоре следующего листа.
ТРАКТАТ Бава Кама
Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.
Почему трактат так называется?
Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).
Краткое содержание трактата:
Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.
Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.
Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.
Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.
Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.
Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.
Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.
Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.
Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.
Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.
Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).
Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).
Что получается в итоге?
Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).
А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.
Перейдем к трактату Бава Кама.
Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..
Этой проблеме посвящена первая половина трактата.
Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.
Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.
Автор текста Элиягу Эссас
Новая страница 1
|