""
 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

""

Ноябрь 29, 2020   12 Кислев 5781

До субботы - 6 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(11.12 - 17.12.20)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(25.12.20)
Ту би-Шват
15 Шват
(28.01.21)
Пурим
14 Адара
(26.02.21)
в Иерусалиме -
15 Адара
(27.02.21)
Песах
15-21 Нисана
(28.03 - 03.04.21)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(28.03 - 03.04.21)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(08.04.21)
День памяти павших 
3 Ияра
(14.04.21)
День независимости Израиля
4 Ияра
(15.04.21)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(30.04.21)

День Иерусалима
28 Ияра
(10.05.21) 
Шавуот
6 Сивана
(17.05.21)
В диаспоре 6-7 Сивана
(17.05 - 18.05.21)
Девятое Ава
 9 Ава
(18.07.21)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(30.09 - 01.10.21)
Йом Кипур
10 Тишри
(09.10.21)
Суккот
15-21 Тишри
(14 - 20.10.21)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(21.10.21)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(21 - 22.10.21)
 



Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О ЛИСТАХ ТАЛМУДА

О ТАЛМУДЕ


 


О Трактате БАВА КАМА



8 элуля 5761 года

10 элуля 5761 года (28 августа 2001)

ТРАКТАТ Бава Кама

Лист 32

 

Если человек нее соблюдает нормы поведения в обществе, неизменно возникают конфликты.

Рассматривая варианты конфликтов, Талмуд как бы подразделяет их на две основные группы: когда ущерб причинен непреднамеренно, и — сознательно.

Некоторые комментаторы отмечают, что оба платят компенсацию, если они причинили друг другу вред сознательно. Потому что у человека нет права наносить ближнему ущерб.

Если один человек случайно наносит другому ущерб, свободен ли он от выплат? — спрашивает Гемара.

Например, двое оказались в общественном владении. Один стремительно выбежал на дорогу и толкнул того, кто как раз проходил мимо. Тот упал и получил травму. Или из его рук выпал предмет и разбился...

Внезапно выбежавший на дорогу должен компенсировать пострадавшему ущерб. Его вина, казалось бы, неоспорима. В общественном владении следует вести себя осмотрительно.

Если то же самое произошло перед Субботой, после захода солнца, но до выхода звезд, нарушивший правила поведения в общественном владении, за нанесенный ущерб не в ответе, — утверждает раби Иси бен Иегуда.

Почему? — спрашивает Гемара.

И разъясняет: в это время еврей может спешить, чтобы успеть сделать что-то необходимое для Субботы.

Ну, а если он накануне Субботы бежал по совершенно иным надобностям?..

И даже в этом случае он свободен от ответственности, — говорят некоторые Учителя. — Перед шаббатом все торопятся сделать то, что в шаббат делать запрещено.

Что подразумевается под словами “накануне шаббата”? — уточняет Гемара.

Календарь Торы ведет отсчет дней от начала Творения. А поскольку Всевышний создавал Творение шесть дней, отсчет ведется по порядку: день первый (по общепринятому календарю он соответствует воскресенью), день второй... Шестой день — пятница. На иврите его называют эрев шаббат (канун субботы).

Так, может быть, речь идет вообще об этом дне? — размышляет Гемара. — Тогда понятно, что человек торопился приготовить к Субботе все необходимое. Но, если имеется в виду короткий временной отрезок между заходом солнца и появлением звезд, для спешки у него может быть один повод — успеть выбежать на открытое место, чтобы встретить шаббат, скажем, в поле (такого обычая придерживались многие мудрецы). Ведь субботний день уже начался (новый день начинается с заходом солнца).

Какое правило выводит из описанной ситуации Ѓалаха (Закон)?

Если это произошло в будний день, выбежавший на дорогу и нанесший ближнему ущерб, обязан платить.

Если это произошло в пятницу после захода солнца, до выхода звезд, бежавший, чтобы выполнить мицву (заповедь), свободен от ответственности. Если же он бежал по каким-то своим делам, не связанным с шаббатом, человек оплачивает ущерб, как будто бы это было в будний день.

Талмуд продолжает обсуждать нестандартные ситуации, когда один человек наносит другому ущерб. Рассматриваются различные варианты нанесения ущерба человеком, который колол дрова.

Скажем, кто-то колол дрова в своем дворе. Отлетела щепка, и человек, проходивший мимо (в общественном владении) получил травму. Или наоборот: человек колол дрова в общественном владении, а щепка попала в чей-то двор (частное владение) и нанесла повреждение тому, кто в нем находился. Или, к примеру, человек колол дрова в своем дворе (частное владение), а щепка отлетела во двор соседа (тоже частное владение)... Во всех приведенных случаях коловший дрова компенсирует нанесенный ущерб.

Зачем Мишна (конспективная запись Устного Учения, полученного от Всевышнего) дает три примера? — спрашивает Гемара. — Чтобы вывести правило, быть может, достаточно и одного из них.

И тут же опровергает собственное предположение. Необходимы все три случая. В каждом из них есть своя уникальная черта.

Допустим, в Мишне описан лишь первый пример. Исходя из предложенных в нем обстоятельств, логично представить себе, что коловший несет ответственность потому, что должен заведомо знать, что в общественном владении, мимо его двора, обычно проходит много людей. А, значит, ему следовало бы принять необходимые меры предосторожности.

Почему тогда с него взыскивают за ущерб, если он колол дрова в общественном владении и щепка попала в чей-то двор? Ведь частное владение не многолюдно.

Допустим, в Мишне был дан только второй пример. Тут можно подумать, что он несет ответственность потому, что рубил дрова в общественном владении, скорее всего, без разрешения. Но тогда возникают сомнения по поводу первого случая. Ведь на принадлежащей ему территории он имеет право делать все, что хочет...

Допустим, Мишна привела лишь третий случай: щепка летела из одного частного владения в другое. Резонно было бы сделать вывод, что коловшего дрова следует вообще от ответственности освободить...

Гемара не ограничивается сообщением правил. Она скрупулезно исследует обоснования законов. И в данном случае дает заключение: ѓалаха здесь выводится в сопоставлении различных нюансов ситуации.

 



2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69
70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86
87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103
104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119

ТРАКТАТ Бава Кама

 

Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.

Почему трактат так называется?

Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).

Краткое содержание трактата:

Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.

Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.

Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.

Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.

Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.

Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.

Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.

Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.

Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.

Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.

Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).

Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).

Что получается в итоге?

Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).

А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.

Перейдем к трактату Бава Кама.

Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..

Этой проблеме посвящена первая половина трактата.

Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.

Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.

Автор текста Элиягу Эссас

  Новая страница 1



 

ВСЕ ТРАКТАТЫ:

Шаббат

Йома

Хуллин

Менахот

Зевахим

Авода зара

Шевуот

Макот

Санѓедрин

БАВА БАТРА

БАВА МЕЦИЯ

БАВА КАМА

СОТА

 

К началу

 

Как убедить, что аборт — убийство?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |   Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда    
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля