ААЗИНУ 
Урок Торы:
ЙОМ-КИПУР
рава Э. Эссаса
ЙОМ КИПУР
начинается вечером
27 сентября
"ААЗИНУ"
ААЗИНУ 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"ААЗИНУ"

Сентябрь 24, 2020   6 Тишрей 5781

До субботы - 2 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Женский   
дневник
   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Отзывы и    предложения   
Почта   
English   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(19.09 - 20.09.20)
Йом Кипур
10 Тишри
(28.09.20)
Суккот
15-21 Тишри
(03 - 09.10.20)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(10.10.20)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(10 - 11.10.20)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(11.12 - 17.12.20)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(25.12.20)
Ту би-Шват
15 Шват
(28.01.21)
Пурим
14 Адара
(26.02.21)
в Иерусалиме -
15 Адара
(27.02.21)
Песах
15-21 Нисана
(28.03 - 03.04.21)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(28.03 - 03.04.21)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(08.04.21)
День памяти павших 
3 Ияра
(14.04.21)
День независимости Израиля
4 Ияра
(15.04.21)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(30.04.21)

День Иерусалима
28 Ияра
(10.05.21) 
Шавуот
6 Сивана
(17.05.21)
В диаспоре 6-7 Сивана
(17.05 - 18.05.21)
Девятое Ава
 9 Ава
(18.07.21)
 



Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О ЛИСТАХ ТАЛМУДА

О ТАЛМУДЕ


 


О Трактате БАВА КАМА



16 тишрея 5761 года

16 тишрея 5761 года (3 октября 2001)

ТРАКТАТ Бава Кама

Лист 68

 

Всевышний милосерден. Человеку, нарушившему законы Торы, Он дает возможность исправить совершенные ошибки.

Так, к примеру, тому, кто украл чужое животное, зарезал или продал, дается возможность искупить проступок, в пятикратном размере заплатить за украденного быка и в четырехкратном — за овцу.

Наши учителя обсуждают детали этой процедуры.

Должен ли вор платить в пятикратном размере за быка, если он продал украденное животное, когда его хозяин еще не успел отчаяться и надеялся вернуть свою собственность?

— Да, должен, — утверждает рав Нахман.

— Нет, не должен, — говорит рав Шешет. — Такой расчет производится, если хозяин животного отчаялся вернуть потерю.

Гемара исследует истоки этих противоположных точек зрения.

Рав Нахман анализирует слова: “И если украдет человек быка или овцу и зарежет его (ее) или продаст, — то пять быков заплатит за быка и четыре овцы — за овцу” (Шемот, 21-37).

Сказано “продаст” и “заплатит” — независимо от того, отчаялся хозяин животного или нет.

Рав Шешет ставит вопрос: почему вообще Всевышний обязал вора выплачивать за украденное, а потом зарезанное или проданное животное в четырехкратном или пятикратном размере? И объясняет: факт, что грабитель зарезал или продал животное, означает, что он укрепился в своем проступке.

Почему действия “зарезал” и “продал” Творец ставит в один ряд? — размышляет рав Шешет. — Потому что и то и другое лишает возможности вернуть животное его хозяину.

Но, допустим, вор продал украденного быка. Хозяин все еще может вернуть его (он еще не отчаялся). Почему же тогда он должен получить за него в пятикратном размере?..

А если быка вор зарезал? — выдвигает возражение Гемара. — На него ложится полная мера ответственности. Точно также и в случае, когда вор продал быка. Ведь слова “зарезал” и “продал” даны в одной фразе... Виновник в ответе за свои действия, независимо от того, сообщили или не сообщили хозяину быка о том, что вор сделал с его животным. То есть, независимо от того, отчаялся он или нет.

Приводит Гемара и еще одно возражение: по закону Всевышнего, того, кто украл и продал человека (в рабство), казнят. То есть вор здесь несет ответственность за содеянное, хотя и речи нет об отчаянии и даже — о хозяине. Следовательно в разбираемом нами случае мера наказания действительно, независимо от того, отчаялся пострадавший или нет.

Ґалаха (Закон) берет за основу слова рава Нахмана.

Милосердие Всевышнего проявляется не только в том, что Он дает возможность исправить ошибку, но и в том, что Он подсказывает пути исправления.

Написано: “Сворачивай от зла и делай добро” (Танах, книга Теилим, 34-15). И мы понимаем: что сначала необходимо расчистить место для добра и света, разогнав зло и тьму.

“Вспахивайте целину — передает Всевышний через пророка, — и не сейте к колючкам” (Ирмеягу, 4-3).

И мы знаем из истории, что Шхине (Присутствию Творца) над народом Израиля, всякий раз предшествовало духовное очищение.

Так было у горы Синай, когда Всевышний перед дарованием Торы очистил сынов Израиля от влияния йецер а-ра и 49 уровней духовной нечистоты, на которые они опустились в Египте.

Царь Шломо говорит о строительстве Храма: “...Давид, отец мой, не мог построить Дом Всевышнему из-за войн, обступивших его... И сейчас установил Всевышний мне покой вокруг, нет сатана и нет несчастья злого...” (Мелахим, 1-17:19).

Строительству Второго Храма предшествовало очищение от греха аводы зары (буквально — работы чужой; здесь — идолопоклонства) и запрещенных интимных связей.

Духовное очищение человечества будет предшествовать и строительству Третьего Храма.



2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69
70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86
87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103
104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119

ТРАКТАТ Бава Кама

 

Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.

Почему трактат так называется?

Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).

Краткое содержание трактата:

Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.

Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.

Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.

Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.

Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.

Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.

Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.

Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.

Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.

Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.

Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).

Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).

Что получается в итоге?

Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).

А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.

Перейдем к трактату Бава Кама.

Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..

Этой проблеме посвящена первая половина трактата.

Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.

Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.

Автор текста Элиягу Эссас

  Новая страница 1



 

ВСЕ ТРАКТАТЫ:

Шаббат

Йома

Хуллин

Менахот

Зевахим

Авода зара

Шевуот

Макот

Санѓедрин

БАВА БАТРА

БАВА МЕЦИЯ

БАВА КАМА

СОТА

 

К началу

 

Как еврей, живущий на Западе, доказывает еврейство?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |   Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда  |   Женский дневник   
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля