ААЗИНУ 
Суккот
начинается вечером
13 октября
"ААЗИНУ"
ААЗИНУ 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"ААЗИНУ"

Октябрь 14, 2019   15 Тишрей 5780

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Женский   
дневник
   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Отзывы и    предложения   
Почта   
English   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(30.09 - 1.10.19)
Йом Кипур
10 Тишри
(09.10.19)
Суккот
15-21 Тишри
(14 - 20.10.19)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(21.10.19)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(21 - 22.10.19)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(23.12 - 30.12.19)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(7.01.20)
Ту би-Шват
15 Шват
(10.02.20)
Пурим
14 Адара
(10.03.20)
в Иерусалиме -
15 Адара
(11.03.19)
Песах
15-21 Нисана
(09.04 - 15.04.20)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(09.04 - 16.04.20)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(21.04.20)
День памяти павших 
3 Ияра
(28.04.20)
День независимости Израиля
4 Ияра
(29.04.20)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(12.05.20)

День Иерусалима
28 Ияра
(22.05.20) 
Шавуот
6 Сивана
(22.05.20)
В диаспоре 6-7 Сивана
(29.05 - 30.05.20)
Девятое Ава
 9 Ава
(30.07.20)
 



Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О ЛИСТАХ ТАЛМУДА

О ТАЛМУДЕ


 


О Трактате БАВА КАМА



8 элуля 5761 года

8 элуля 5761 года (26 августа 2001)

ТРАКТАТ Бава Кама

Лист 30

 

Человек имеет право сказать: “Мир создан для меня”. Так говорит Гемара. И действительно, человека называют венцом Творения. Созданный в конце шестого дня при сотворении мира, по замыслу Творца, он, человек, должен властвовать над природой. Однако, прежде всего, ему следовало научиться властвовать над собой и своими поступками.

Каждый человек — не один в этом мире. Вокруг него — другие люди. И все они могут сказать: “Мир — для меня”. Чтобы человеческое сосуществование не обернулось хаосом, Всевышний дал людям законы, определяющие границы дозволенного и предполагающие конкретную ответственность, которую несет тот, кто преступит эти границы.

Талмуд обсуждает разнообразные ситуации.

Например, человек в общественном владении выплеснул воду. И произошло это в период дождей, когда это разрешается. Кто-то поскользнулся и упал. Тот, кто расплескал воду, в ответе за причиненный ущерб. Потому что подобный случай рассматривается по аналогии с ситуацией с ямой?

Если человек в бросил в общественном владении колючку или стекло; если он построил ограду из колючек, острыми концами обращенных в сторону общественной территории; если ограда, построенная им, упала на принадлежащую общине землю и он своевременно не позаботился о том, чтобы соседи не споткнулись о колья и не получили повреждения... Обязан ли он в таких случаях компенсировать ущерб?

Если колючки ограды обращены внутрь, в сторону его частного владения, пострадавший компенсации не получает. Ведь он мог, как все, пройти в некотором отдалении от нее.

Приводит Гемара и такую ситуацию. Человек положил в общественном владении свою солому или тростник, чтобы потом использовать это на своем поле. Шел сосед, поскользнулся на соломе и упал. Обязан ли хозяин соломы оплачивать ущерб пострадавшего?

Виновному следует заплатить штраф, — говорят мудрецы.

В данном случае это означает, что солома переходит в общественное владение, и любой может присвоить ее.

Штраф в принципе не связан с компенсацией ущерба и назначается в воспитательных целях — чтобы в дальнейшем человек не повторил свой проступок.

Но тут возникает резонный вопрос: если имущество, послужившее причиной нанесения ущерба, никому не принадлежит, почему платит его бывший хозяин?

Гемара отвечает на него так: потому что оно стало “ничейным” не в результате онеса (непредвиденного происшествия при обстоятельствах, которые от человека не зависят).

Каждый, кто наносит ущерб в общественном владении — даже если в этот период определенные вещи можно выносить в общественное владение — несет за него ответственность и обязан заплатить.

Гемара усложняет ситуации.

Например, человек без разрешения хозяина засунул колючки или стекло между прутьями чужой ограды (или в щель стены). Скажем, он просто пошутил, или не знал, куда это выбросить. Колючки или стекло не причинили вреда ограде (стене). В какой-то момент хозяину понадобилось разрушить ограду (стену). Обломки упали в общественное владение, и кто-то поранился о колючку или стекло. Обязан ли компенсировать ущерб тот, кто положил в ограду (в стену) эти колючки или стекло?

Обязан, — заключает раби Йоханан, — если видно, что ограда (стена) стала ветхой. Человек, который положил в стену колючки или стекло, не мог не понимать, что стену скоро снесут и, скажем осколки стекла способны причинить кому-то вред.

Но почему не участвует в выплатах хозяин стены? — спрашивают некоторые мудрецы. — Он ведь мог предположить, что кто-то засунет в щели его стены острые, колючие предметы, и принять меры, например, своевременно убрать из общественного владения мусор...

Объясняет Гемара: вина человека, положившего в щели стены колючки, безусловна, а вина хозяина стены — под сомнением.

Однако есть здесь и некая тонкость. Если стена крепкая, тот, кто засунул колючки в щели стены, свободен от ответственности. Ущерб компенсирует хозяин стены.

Кто-то вырыл в общественном владении яму, — предлагает новую ситуацию Равина (имя одного из Учителей; жил во времена, когда составление текста Талмуда завершалось). — Другой человек обнаружил ее и прикрыл ведром, которое принадлежало его соседу. Хозяин ведра нашел его и забрал. Яма стала причиной несчастного случая. Кто компенсирует причиненный ущерб?

Тот, кто вырыл яму, — утверждает Равина.

Это — пшита (просто; само собой разумеется), — говорит Гемара. — Нас же интересует здесь, что нового привнес в обсуждение Равина. Что он добавил к сказанному раби Йохананом?

И поясняет: в ситуации с колючками хозяин стены свободен от ответственности, потому что он не знает, кто подложил ему опасный предмет и ему не с кого требовать, чтобы опасные предметы из стены удалили; в ситуации с ямой и ведром — иначе.

Можно предположить, что хозяин ведра знаком с тем, кто вырыл яму. Забирая ведро, он, казалось бы, должен сообщить об этом “хозяину” ямы...

Владелец ведра не обязан сообщать, что возвращает себе свою собственность, — возражает Равина. — Ответственность, так или иначе, несет человек, вырывший яму... К тому же, вполне вероятно, что у владельца ведра просто не было возможности оповестить “хозяина” ямы о том, что яма остается открытой.

Гемара рассказывает о мудрецах, о том, как они вели себя, чтобы не нанести ближнему ущерб.

К примеру, колючки, которые оставались после прополки, или острые осколки, скажем, разбитых сосудов они зарывали на своем участке в землю — на глубину трех тефалей (приблизительно 24 см) — чтобы они никому не причинили вреда, когда поле будут вспахивать.

Однако, какие решения выносит Ѓалаха (Закон)? Об этом читайте в обзоре следующего листа нашего трактата.



2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69
70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86
87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103
104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119

ТРАКТАТ Бава Кама

 

Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.

Почему трактат так называется?

Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).

Краткое содержание трактата:

Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.

Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.

Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.

Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.

Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.

Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.

Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.

Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.

Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.

Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.

Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).

Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).

Что получается в итоге?

Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).

А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.

Перейдем к трактату Бава Кама.

Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..

Этой проблеме посвящена первая половина трактата.

Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.

Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.

Автор текста Элиягу Эссас

  Новая страница 1



 

ВСЕ ТРАКТАТЫ:

Шаббат

Йома

Хуллин

Менахот

Зевахим

Авода зара

Шевуот

Макот

Санѓедрин

БАВА БАТРА

БАВА МЕЦИЯ

БАВА КАМА

СОТА

 

К началу

 

Совершил преступление, а наказание не предъявляют…


Поиск по сайту:


Зачем яков вернулся в Иерусалим


Рай — в передвижном шалаше?


Бераха — право на владение?


Аргументы Шхема


Благословения — на еду…


Ошибаться в молитве — опасно?


Амир Перец и будущее Израиля


Если в обществе — нет закона…

New Page 1



 


 

Rambler's Top100


 
New Page 1

Главная страница  |   Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда  |   Женский дневник   
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля