ХАЕЙ САРА 
"ХАЕЙ САРА"
ХАЕЙ САРА 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"ХАЕЙ САРА"

Ноябрь 22, 2019   23 Хешван 5780

До субботы - 1 день

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Женский   
дневник
   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Отзывы и    предложения   
Почта   
English   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(23.12 - 30.12.19)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(7.01.20)
Ту би-Шват
15 Шват
(10.02.20)
Пурим
14 Адара
(10.03.20)
в Иерусалиме -
15 Адара
(11.03.19)
Песах
15-21 Нисана
(09.04 - 15.04.20)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(09.04 - 16.04.20)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(21.04.20)
День памяти павших 
3 Ияра
(28.04.20)
День независимости Израиля
4 Ияра
(29.04.20)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(12.05.20)

День Иерусалима
28 Ияра
(22.05.20) 
Шавуот
6 Сивана
(22.05.20)
В диаспоре 6-7 Сивана
(29.05 - 30.05.20)
Девятое Ава
 9 Ава
(30.07.20)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(19.09 - 20.10.20)
Йом Кипур
10 Тишри
(28.09.20)
Суккот
15-21 Тишри
(03 - 09.10.20)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(10.10.20)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(10 - 11.10.20)
 



Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О ЛИСТАХ ТАЛМУДА

О ТАЛМУДЕ


 


О Трактате БАВА КАМА



18 элуля 5761 года

23 элуля 5761 года (11 сентября 2001)

ТРАКТАТ Бава Кама

Лист 46

 

Итак, раби Меир утверждает, что за проделки быка-там и быка-муад его хозяева обязаны компенсировать ущерб. Раби Иегуда делает другой вывод: оба хозяина выплачивают половинную стоимость.

Ґалаха (Закон) принимает сторону раби Иегуды.

Гемара здесь возвращается к пройденному. На иврите это повторение называется термином хазара.

Сколько раз можно повторять пройденный материал?

Гемара рассказывает: Моше-рабейну слышал голос Всевышнего, когда Он объяснял ему смысл каждой заповеди; Моше передал услышанное своему брату Аарону, потом — его сыновьям и 70-ти старейшинам; потом Моше учил исполнять заповеди весь народ.

Моше-рабейну, — говорит Гемара, — повторял полученные им от Всевышнего знания о каждой заповеди по 4 раза. А мы учим их друг от друга... Сколько же раз мы должны повторять?

У Гемары такой расчет: знания человека, который учил законы 10 раз, отличаются от знаний того, кто учил законы 100 раз.

Итак, 101 раз — программа максимум. Минимум — 4 раза.

И это нормальный педагогический процесс. Например, услышав что-то в первый раз, человек узнает новый материал. Потом он повторяет его. На третий раз происходит закрепление нового. Повторяя усвоенное в четвертый раз, он проверяет, насколько крепки полученные знания.

Гемара выдвигает для обсуждения такую ситуацию. Бык-там (смирный бык) боднул беременную корову. В результате корову нашли мертвой, а рядом лежал мертвый приплод.

Свидетели видели, что бык боднул корову. Но — издалека. Они не могут сказать, родился ли теленок до того, как корову боднул бык, или после, когда корова получила травму.

Это — важное обстоятельство. Если теленок родился мертвым до того, как корову боднул бык, хозяин быка не должен платить за потерю приплода.

Не должен, если показания свидетелей точны, и они утверждают, что сначала корова родила мертвого теленка, и только потом ее боднул бык.

В сомнительной ситуации, — говорит Сумхус (ученик раби Меира) — хозяин быка выплачивает половинную стоимость коровы и четверть от стоимости теленка. За ущерб, нанесенный быком-там, всегда платят половину (в данном случае за потерю коровы). За теленка — половину от половины, ибо ситуация — под сомнением.

За теленка хозяин быка вообще ничего не платит, — говорят другие Учителя. — У истца нет доказательств, что теленок родился мертвым после того, как корове была нанесена травма. А если вина здесь не доказана, то обвинение судом снимается.

В данном случае за теленка хозяин быка не платит, — подтверждает выводы мудрецов Ѓалаха (Закон).

Талмуд рассматривает иную ситуацию. Корова боднула быка. А вскоре обнаружилось, что она родила теленка. Как и в первом случае, неизвестно, родила она до того, как нанесла травму быку или после. Почему здесь это так важно?

Для компенсации за ущерб, нанесенный хозяину быка, корову следует продать. Потерпевшему причитается половинная компенсация из вырученной суммы.

Если теленок появился на свет до происшествия (и это точно известно), хозяин коровы вообще не должен продавать этот приплод.

Но если люди видели, что, нанося травму быку, корова все еще была беременной или ситуация — под сомнением, продать можно и теленка. С его продажи хозяину быка причитается четверть суммы от стоимости ущерба.

Гемара вносит уточнения: теленка продают и выплачивают четверть от стоимости ущерба, если корова потерялась; или в том случае, когда вырученных за нее денег не хватает для необходимой компенсации.

Если точно известно, что во время происшествия корова была беременной, — утверждают многие мудрецы, — ее хозяин выплачивает владельцу быка половинную стоимость ущерба от продажи теленка.

Обсуждая проблемы споров между людьми, Гемара рассказывает, что два человека еженедельно ссорились. И всегда это происходило накануне шаббата, после захода солнца.

И не случайно, — комментирует Гемара. — Именно это время выбрал сатан (злое начало в мире) для того, чтобы ссорить людей.

Прослеживая связь между поведением людей и глобальными процессами сотворения мира, Гемара замечает, что духовные силы, способные причинить вред, созданы Всевышним именно накануне шаббата. А зло в принципе создано Творцом для того, чтобы человек мог осуществлять данную Им свободу выбора. И эта свобода проявляется не только в принятии решений, но и в процессе их реализации.

Человек, например, решил соблюдать шаббат. Но вот вопрос: как он будет это делать? Насколько тщательно он будет выполнять законы шаббата?

Здесь раскрывается бесконечный путь нравственного самосовершенствования.

Как законы субботы связаны с проблемами духовного роста?

Когда в 1312 году до н.э. Всевышний давал Тору народу Израиля, Он сказал: “Я дам вам драгоценный дар — Грядущий Мир”.

Грядущий Мир — цель Творения. Это — мир абсолютной гармонии, абсолютного света, совершенства и познания Истины.

— Но мы не понимаем, что такое Грядущий мир, — сказали люди.

— Хорошо, — произнес в ответ Всевышний. — Я дам вам пример в этом мире. Это — шаббат.

Шаббат, как утверждает наша традиция, — это одна шестидесятая часть Грядущего мира. Поэтому законы субботы наделены особой силой нравственного воздействия на человека.

Два человека, о которых рассказывает Гемара, соблюдали шаббат без особого усердия. Поэтому сатану удавалось перед каждой субботой ссорить их.

Раби Меир побывал в том месте, где они жили. И он решил положить конец их ссорам, сделать так, чтобы сатан потерял власть над этими людьми.

Три недели подряд мудрец накануне шаббата был рядом с ними и, в конце концов, помирил их.

Что делал раби Меир для этого? Всякий раз после захода солнца, именно в то время, когда эти люди ссорились, он приходил и учил с ними законы шаббата.

 



2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69
70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86
87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103
104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119

ТРАКТАТ Бава Кама

 

Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.

Почему трактат так называется?

Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).

Краткое содержание трактата:

Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.

Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.

Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.

Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.

Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.

Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.

Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.

Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.

Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.

Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.

Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).

Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).

Что получается в итоге?

Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).

А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.

Перейдем к трактату Бава Кама.

Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..

Этой проблеме посвящена первая половина трактата.

Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.

Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.

Автор текста Элиягу Эссас

  Новая страница 1



 

ВСЕ ТРАКТАТЫ:

Шаббат

Йома

Хуллин

Менахот

Зевахим

Авода зара

Шевуот

Макот

Санѓедрин

БАВА БАТРА

БАВА МЕЦИЯ

БАВА КАМА

СОТА

 

К началу

 

Про Пурим - есть, про Хануку - нет


Поиск по сайту:


Учитель в негативном контексте?


Что такое Гнев Творца?


Две модели связи с Творцом


Школа послушания…


Почему наградой была корова?


Возрождение кино на идише


Сколько стоит рыжая корова


Новая жизнь вечных законов

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |   Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда  |   Женский дневник   
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля