ВАИШЛАХ 
"ВАИШЛАХ"
ВАИШЛАХ 
Чтение текста
Афтары

"ВАИШЛАХ"

12.12.2024, 11 Kislev, 5785

До субботы - 2 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О ЛИСТАХ ТАЛМУДА

О ТАЛМУДЕ


 


О Трактате БАВА КАМА



29 ава 5761 года

4 элуля 5761 года (22 августа 2001)

ТРАКТАТ Бава Кама

Лист 26

 

Обзор этого листа открываем Ѓалахой.

Когда бык-там (никогда не причинявший вреда или навредивший один, максимум — два раза) нанес ущерб керен (рог; т.е. боднул кого-то, укусил и т.п.), независимо от того, где это случилось — в общественном владении или на территории потерпевшего — его хозяин выплачивает половину компенсации. В той же ситуации за быка-муад (про которого известно, что он способен приносить неприятности) его хозяин платит полную стоимость ущерба.

Логика Гемары ассоциативна. В приведенном нами случае, анализ дискуссии между раби Тарфоном и другими мудрецами приводит к тому, что выбирается мнение большинства. Напомним, в чем суть спора. В разнице во взглядах на историю с Мирьям — сестрой Моше-рабейну (см. предыдущий лист).

Гемара обращает внимание на то, что время — категория субъективная. Для человека и для Всевышнего оно течет по-разному. “Ибо тысяча лет в глазах Твоих как день вчерашний” (Теилим, 90-4).

Пишет Рамбам: “Знай, когда говорится о 6-ти дня Творения, Тора говорит обо всей будущей истории человечества...”.

История человечества в том виде, как мы можем ее представить, продлится 6.000 лет (сейчас по еврейскому календарю 5761 год). День Всевышнего — это тысяча лет. В первые два дня Творения весь мир был залит водой. Это намек на первые два тысячелетия, которые на языке Торы называются тоѓу (бесформенный хаос), когда мир еще не знал Торы. Однако уже в первый день был создан свет. В первом тысячелетии человеческой истории светом мира явился Адам Ришон (первый человек), который прожил 930 лет”

В 20 веке мир облетела новость: найден ген долголетия. Введя его подопытным животным, ученые получили ошеломляющие результаты — срок жизни этих особей значительно увеличился. На этом основание ученые сделали вывод, что долголетие наших праотцев, о чем свидетельствует Тора, — не выдумка.

Но вернемся к временным аналогиям.

Адам Ришон знал Творца. При нем в мире не было аводы зары (буквально: работы чужой; идолопоклонства).

Во второй день Всевышний создал Небосвод и отделил верхние воды от нижних (Берешит, 1-6). Во втором тысячелетии Творец среди всех людей, которые поступками своими навлекли на себя Потоп, выделил семьи Ноаха и его сыновей: Шема, Иофета и Хама. Потоп происходил в 1656 году от сотворения мира. От этой единственной уцелевшей после Потопа семьи, семьи Ноаха, происходит все современное человечество.

На третий день появилась суша и плодовые деревья. В третьем тысячелетии Создатель мира дает еврейскому народу Тору (олицетворяющую собой “сушу”, твердую почву, опору в бушующем океане жизни), дает заповеди (плоды).

На четвертый день созданы два Светила. Четвертое тысячелетие — эпоха Первого и Второго Иерусалимских Храмов.

На пятый день появились в воде живые существа, появились птицы и пресмыкающиеся. Пятое тысячелетие ознаменовано галутом (изгнанием еврейского народа из Земли Израиля) и ощущение, что в мире восторжествовало зло.

На шестой день, в начале, Творец создал млекопитающих — зверей и скот, в конце — человека (бецелем Элоким — по образу Всевышнего). В начале шестого тысячелетия в людях побеждают животные инстинкты. Однако в конце его придет Машиах и сделает так, что в мире победит добро.

Седьмой день — Шаббат, день покоя, гармонии, совершенства. В субботе — отсвет Грядущего Мира, в который человечество попадет, когда мировая история закончится. Внутренний духовный свет (это и есть главная награда Всевышнего в этом и Грядущем мирах) человек должен заслужить своими поступками.

Ассоциативная логика Гемары возвращает нас к законам об ответственности.

Сказано в Талмуде: “Адам муад леолам” (человек всегда предупрежден).

То есть, человек — всегда муад и в полной мере несет ответственность за свои поступки. И неважно, совершил он проступок по ошибке или намеренно, бодрствуя или во сне, в трезвом состоянии или, выпив вина...

Гемара описывает стандартные и чрезвычайные ситуации, попав в которые человек способен нанести ближнему ущерб, и в каждом отдельном случае выясняет степень ответственности виновного.

Например, у человека за пазухой лежал камень. Человек сидел в людном месте, а когда поднялся, камень выпал и что-то повредил. Ему предстоит полностью компенсировать ущерб, даже если он совершенно забыл, что взял с собой камень.

Однако в этом случае ему не надо платить за лечение пострадавшего, за нанесенный ему моральный ущерб, за вынужденные простои в работе и причиненную боль.

Если выпавший камень убил ближнего, а человек не знал о том, что принес его, этого человека не отправляют в изгнание (по закону Торы, в Земле Израиля существовали специальные города-убежища, куда отправляли людей, совершивших непреднамеренное убийство) — он свободен от ответственности. Ибо происшествие рассматривается как онес (непредвиденное событие, которое произошло помимо воли человека).



2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69
70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86
87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103
104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119

ТРАКТАТ Бава Кама

 

Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.

Почему трактат так называется?

Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).

Краткое содержание трактата:

Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.

Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.

Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.

Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.

Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.

Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.

Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.

Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.

Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.

Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.

Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).

Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).

Что получается в итоге?

Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).

А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.

Перейдем к трактату Бава Кама.

Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..

Этой проблеме посвящена первая половина трактата.

Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.

Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.

Автор текста Элиягу Эссас

  Новая страница 1



 

ВСЕ ТРАКТАТЫ:

Шаббат

Йома

Хуллин

Менахот

Зевахим

Авода зара

Шевуот

Макот

Санѓедрин

БАВА БАТРА

БАВА МЕЦИЯ

БАВА КАМА

СОТА

 

К началу

 

Как пережить расставание с женщиной, которая уже сделала свой выбор?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля