ААЗИНУ 
Рош а-Шана
начинается с вечера

2 октября
"ААЗИНУ"
ААЗИНУ 
Чтение текста
Афтары

"ААЗИНУ"

4.10.2024, 2 Tishri, 5785

До субботы - 1 день

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
 



Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О ЛИСТАХ ТАЛМУДА

О ТАЛМУДЕ


 


О Трактате БАВА КАМА



18 элуля 5761 года

22 элуля 5761 года (10 сентября 2001)

ТРАКТАТ Бава Кама

Лист 45

 

Создав человека, Всевышний наделил его правом по своему усмотрению использовать растительный и животный мир, а также мир неживой природы. Однако право это не безгранично. Оно регулируется законами Торы.

Талмуд рассматривает вопрос, когда и как хозяин теряет право на принадлежащее ему животное, если оно послужило причиной смерти человека.

По закону Торы, если бык убил человека, он подлежит скиле (вид смертной казни).

Что происходит, если суд закончен, быка еще не успели убить, а его хозяин вдруг объявил, что его бык теперь, уже после убийства, предназначается им для нужд Храма?

Как поступить, если хозяин, предвидя убытки, до скилы делает быку шхиту (режет животное определенным, предусмотренным записанными в Торе правилами способом)?

Это противозаконно, — отвечает на эти вопросы Талмуд. — Тора запрещает поступать подобным образом. Нельзя также есть мясо зарезанного быка, который уже осужден.

Откуда мы это учим?

Заповедал Творец: “Если забодает бык мужчину или женщину насмерть, бык подлежит скиле, и мясо быка есть нельзя...” (Шемот, 21-28).

Зачем сказано, что нельзя есть мясо быка? — обращает внимание Талмуд на окончание фразы. Казалось бы, это и без дополнительного указания понятно. Мясо быка после скилыневила (падаль). Животное убито без шхиты, и, само собой разумеется, его употребление в пищу запрещено.

Значит, вы этой фразе заключена другая информация. А именно: речь идет о запрете есть мясо животного, которое приговорено к смерти, но казнь еще не свершилась.

Что происходит, когда хозяин отделил быка для Храма до вынесения приговора?

Владелец быка объявил об этом, и с этого момента запрещено получать от этого животного какую-либо выгоду. Однако суд имеет право приговорить такого быка к скиле. И когда приговор вынесен, его владелец должен выкупить животное, а деньги отдать в Храм. После этого приговор приводят в исполнение.

Примерно также обстоит дело, когда владелец делает быку шхиту до вынесения приговора. Его мясо можно есть.

Талмуд и в этом листе продолжает обсуждать проблему перехода владения от одного хозяина к другому.

Если хозяин передал своего быка бесплатному сторожу, или он одолжил кому-то своего быка, или отдал под охрану за деньги, ответственность за ущерб, нанесенный животным, лежит на временном владельце.

Если бык был муад (не раз наносил ущерб), временный “пользователь” компенсирует полную стоимость ущерба, если — там (как правило, не причинял ущерба), то половинную. При этом постоянный хозяин быка свободен от выплат.

Если хозяин привязал своего быка веревкой или запер его в сарае, дверь которого способна выдержать напор обычного ветра, а бык вырвался на свободу и испортил чужое имущество, хозяин должен возместить ущерб, не зависимо от того, был бык муад или там. Так утверждает раби Меир. И обосновывает свою позицию тем, что хозяин изначально обязан как следует сторожить быка. Не веревкой его привязывать, например, а приковывать железной цепью, которая не порвется. А если он запирает его, то дверь должна выдерживать напор сильного ветра.

Гемара исследует истоки утверждения раби Меира. Он исходит из того, что, как правило, люди не особенно заботятся об охране своих быков. Поэтому Тора обязывает хозяина быка-там, обеспечить ему хотя бы минимальную охрану, а хозяина быка-муад — усиленную. Дальнейшие рассуждения раби Меира построены на принципе гзера шава (проведение параллелей между двумя законами, если в их описаниях встречаются одинаковые слова).

За проделки быка-там, а также быкыа-муад, хозяин платит половинную стоимость ущерба, — говорит раби Иегуда.

Может ли такое быть? Ведь от быка-там опасных проделок никто не ожидал. А о быке-муад было известно, что он способен на такое — он не раз уже причинял людям ущерб.

Раби Иегуда делает свой вывод, анализируя фразу Торы: “И если бык бодался вчера и третьего дня, и предупрежден был хозяин его, но не стерег его...” (Шемот, 21-29).

Он здесь обращает внимание на последние слова фразы: “не стерег его”. То есть, не стерег вообще. А если тот, кто владел быком обеспечивал хотя бы минимальную охрану, за ущерб, нанесенный быком, он платит половинную стоимость.

Комментаторы добавляют: соседи знают, что бык — муад, а значит, тоже должны принимать соответствующие меры предосторожности. Если же они проявляют беспечность, в чем-то виноваты и они сами.

В основе рассуждений раби Иегуды допущение, что люди, как правило, стерегут своих животных



2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69
70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86
87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103
104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119

ТРАКТАТ Бава Кама

 

Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.

Почему трактат так называется?

Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).

Краткое содержание трактата:

Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.

Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.

Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.

Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.

Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.

Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.

Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.

Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.

Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.

Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.

Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).

Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).

Что получается в итоге?

Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).

А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.

Перейдем к трактату Бава Кама.

Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..

Этой проблеме посвящена первая половина трактата.

Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.

Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.

Автор текста Элиягу Эссас

  Новая страница 1



 

ВСЕ ТРАКТАТЫ:

Шаббат

Йома

Хуллин

Менахот

Зевахим

Авода зара

Шевуот

Макот

Санѓедрин

БАВА БАТРА

БАВА МЕЦИЯ

БАВА КАМА

СОТА

 

К началу

 

Хотят попасть в рай…


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля