О Трактате БАВА КАМА
30 тишрея 5761 года
30 тишрея 5761 года (17 октября 2001)
ТРАКТАТ Бава Кама
Лист 82
По праву, данному Всевышним, мудрецы
каждого поколения вводят необходимые в или
иной временной период установления. Как
сказано: “Не уклоняйся от слова, которое
они тебе скажут, ни вправо, ни влево” (Дварим ,
17:11).
Гемара обсуждает постановления Эзры,
которые он ввел, когда еврейский народ
возвращался из Вавилонского плена.
Именно Эзра ввел чтение субботней минхи
(послеполуденной молитвы) в синагоге.
По его постановлению читают Тору в
понедельник и четверг. В основе такого
решения — простая истина: три дня не может
прожить человек без воды; так — и без Торы.
Без Торы ослабевает нравственный иммунитет.
Обычно в городах в понедельник и четверг
заседали суды. Потому что именно в эти дни в
городах собирались люди, чтобы послушать
Тору.
Постановил Эзра: стиркой белья должны
заниматься люди по четвергам, не
откладывая эту заботу на пятницу. Поскольку
пятницу следует целиком посвятить
подготовке к Субботе.
Гемара отмечает постановления для
жителей Иерусалима, города, наделенного
особым статусом.
Иерусалим принадлежит всему еврейскому
народу (подробней см. на сайте
лист 45
трактата Сота). В этом — одна из
особенностей этого города.
Гемара переходит к обсуждению запрета на
разведение свиней. И сообщает, что он был
введен после того, что случилось во время
войны Хашмонаев.
Два брата из дома Хашмонаев воевали между
собой. Оркенос был в Иерусалиме, а
Аристобулос держал город в осаде. Оба брата
признавали святость Храма.
Из каждого дома в Иерусалиме посылали
осаждавшим деньги. А те, кто держал осаду,
отправляли жителям Иерусалима овец для
постоянных приношений в Храме.
Однажды человек на языке жестов, которым
часто пользовались греки, передал с
городской стены державшим осаду: “Пока
евреи в городе приносят жертвы в Храме, они
непобедимы”.
На следующий день, как всегда, жители
города на веревке поднимали по городской
стене корзину, в которую осаждавшие
помещали животное для приношения. Ее
подняли до половины всей высоты стены. И
вдруг из нее высунулась свинья и уцепилась
когтями за камни.
От этого святотатства, как написано,
содрогнулась Земля Израиля. И в тот же час
сказали мудрецы: “Проклят человек, который
разводит свиней”.
Говорит Гемара и о другом постановлении
мудрецов: не держать (не воспитывать)
злую собаку .
Однако из этого правила есть исключение.
Злая собака может сослужить добрую службу в
городе, который расположен близко к границе.
Она предупредит горожан о вражеском
нападении или грабеже. Но держать ее
следует днем на привязи и отпускать только
по ночам.
Тот, кто воспитал злую собаку, — говорил
один из наших Учителей, — отталкивает Шхину
(Присутствие Творца) над народом Израиля.
На каком основании делает мудрец такой
вывод?
Евреи шли по пустыне, и Арон Кодеш
несли впереди. Когда шествие
останавливалось, Моше-рабейну говорил “Вернись,
Всевышний, к десяткам тысяч Израиля” (Бамидбар,
10-36). Здесь назван минимум, когда Шхина
находится над народом Израиля.
Тысячи во множественном числе — это будет
две тысячи, как минимум. Сколько будет —
минимальное число от “десятков”? Два
десятка. Следовательно, речь идет о
минимальном количестве евреев, при котором Шхина
находится над народом Израиля, которое
составляют двадцать две тысячи евреев.
Это число соответствует воинству
Всевышнего: “Колесница Творца — десятки
тысяч и тысячи...” (Теилим, 68-18). То
есть воинство Всевышнего составляют
двадцать две тысячи ангелов.
Из двадцати двух букв состоит еврейский
алфавит. Это буквы, которыми Творец
создавал мир.
То есть будет Шхина над еврейским
народом, если в его стане насчитают 21.999 плюс
женщина, беременная мальчиком.
Но вот злая собака испугала беременную
женщину, и у нее произошел выкидыш. Число 22
тысячи не достигнуто... Поэтому и сказал
мудрец, что воспитавший злую собаку “отталкивает
Шхину ”.
Так в Гемаре переплетаются Небесные тайны
и этические законы нашего мира.
ТРАКТАТ Бава Кама
Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.
Почему трактат так называется?
Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).
Краткое содержание трактата:
Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.
Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.
Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.
Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.
Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.
Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.
Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.
Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.
Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.
Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.
Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).
Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).
Что получается в итоге?
Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).
А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.
Перейдем к трактату Бава Кама.
Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..
Этой проблеме посвящена первая половина трактата.
Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.
Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.
Автор текста Элиягу Эссас
Новая страница 1
|