О Трактате Сота
Untitled Document
10
нисана 5761 года (3 апреля 2001)
ТРАКТАТ СОТА
Лист
16
Отношения между мужем и женой столь возвышенны, что нарушение их чистоты достойно
обсуждения в Храме.
Сота
(свернувшая с праведного пути женщина, жена, подозреваемая мужем в измене) в
Храме проходила испытание горькой водой. Если она действительно была мужу неверна,
выпив воду, умирала.
В
воду коэн примешивал землю, взятую в Храме из-под напольной плиты.
Спрашивает
Гемара: если бы не было земли, можно ли для этой цели использовать пепел?
Ученики
Шамая не задавались таким вопросом, Они считали, что нигде в Торе пепел (на
иврите — эфер) не называется землей (афар).
Однако
ученики Гилеля нашли в Торе такое место, где понятие “афар” (земля) подразумевает
и “эфер” (пепел).
Гемара
приводит фразу, где ѓалаха шире того, что написано в Торе: “…Кто поймает зверя
или птицу, которую можно есть, выльет кровь и покроет ее землей” (Ваикра, 17-13)
употребляется слово “афар” (земля). Ѓалаха говорит, что покрыть можно всем,
что напоминает землю, прах — в том числе, пеплом.
Сказал
рав Гуна бар Аши, сказал Рав: если нет земли, приносят овощную гниль.
Что
это доказывает? — возражает Гемара. — Ведь овощная гниль в конце концов смешается
с землей, превратится в прах, а пепел землей никогда ни станет. Ѓалаха останавливается
на том, что нельзя использовать в горькой воде соты пепел вместо земли.
Спрашивает
Гемара: сколько земли следует положить в сосуд, приготовленный для соты? И отвечает:
столько, сколько потребуется, чтобы земля была видна на поверхности воды.
Учили
мудрецы: с подобной ѓалахой мы встречаемся и в случае, когда речь идет о пепле
красной коровы — явлении не менее загадочном, чем горькая вода соты.
Закон
о красной корове принадлежит к числу хуким (необъяснимых человеческим разумом).
Как этот закон действовал?
Человек,
прикоснувшийся к мертвому, получал очень высокий уровень тумы (духовной нечистоты).
Для очищения приводили красную корову, резали ее, сжигали, а пепел хранили в
определенном месте. При необходимости часть этого пепла помещали в сосуд с водой
и окропляли ею прикоснувшегося к мертвому.
Пепла
одной красной коровы хватало надолго. Таких красных коров в истории еврейского
народа всего было девять. Десятая появится в дни Машиаха.
Как
и случае с сотой, пепел должен быть виден на поверхности воды.
Свойство
Гемары — в небольшом фрагменте текста сообщать много разной информации. Поэтому
Гемара добавляет: и кровь птицы, которую мецора (прокаженный) приносит в жертву,
должна быть видна.
“И
зарежет птицу одну над сосудом глиняным, над водою живой. И возьмет кедровое
дерево и [растение] эйзова… и птицу живую и обмакнет их в кровь птицы зарезанной
и в воду живую, и окропит дом семь раз” (Ваикра, 14–50:51).
Одна
из возможных причин заболевания проказой — лашон-а-ра (дурной язык, злословие).
Признаки проказы могли проявляться не только на теле человека, но и на одежде
и домах.
Возникает
вопрос: почему сегодня мы не видим последствий злословия? Ведь Тора дана Всевышним
на все времена.
Объясняют
мудрецы: последствия плохих поступков, слов, мыслей и сейчас неизбежны. Но они
перешли из материальной в духовную сферу, а поэтому — невидимы.
Вспоминается
фраза известного писателя: “Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами
не увидишь”.
Место в
Талмуде:
В
третьем разделе Талмуда - Нашим
(всего - шесть разделов). Сота
здесь - пятый трактат. Состоит
из 9 глав, 49 листов.
Почему
трактат так называется?
«Сота»
на иврите - женщина, сбившаяся
с правильного пути. Речь идет о
замужней женщине,
спровоцировавшей
обоснованные или
необоснованные подозрения тем,
что нарушила «заповедь
скромности» в отношениях с
посторонним мужчиной.
Краткое
содержание трактата
Знаменитая
библейская книга Песнь
песней рассказывает об
отношениях возлюбленных, о
вдохновенном чувстве мужчины,
которое он испытывает к своей
избраннице, девушке-невесте.
Но все это - лишь метафора.
На
самом деле здесь описаны
отношения Всевышнего с
еврейским народом.
Та
же модель имеет свое
продолжение в столь же
метафорических рассуждениях
Талмуда об отношениях мужа и
жены.
Рассматривается
ситуация, когда женщина ищет
близости (или уже вступила в
связь) с посторонним мужчиной.
Мы,
соответственно, переносим ее
на еврея (или группу евреев),
который нарушает законы
еврейского образа жизни и ищет
опору в ином мировоззрении.
Одна
из заповедей Торы дает «земное»
описание данной ситуации. В
книге Бамидбар
(гл. 5, ст. 11-31) читаем:
«…каждый
человек, жена которого сойдет
с праведного пути и нарушит
верность ему, и вступит в
интимные отношения с другим
мужчиной, и скроется это от
глаз мужа… Укрылась она и
совершила… а свидетеля против
нее нет, при этом совершила она
это без насилия… И нашел на
мужа дух ревности [почувствовал
он неладное] и предупредил он
ее, и она [все равно] совершила…»
(сокращенный вариант перевода).
Новая страница 1
|