О Трактате Сота
Untitled Document
21 нисана
5761 года (14 апреля 2001 года)
ТРАКТАТ
Сота
Лист 27
Всевышний
заповедал мужчинам и женщинам вступать в брак и создавать семью. Обсуждая
законы семейной жизни, Гемара рассматривает не только благополучные браки,
но и кризисные ситуации.
Так, например, приводятся в ней слова одного из мудрецов, который утверждает,
что лучше жениться на женщине, которую подозревают в разврате, чем на ее дочери.
Сама женщина, скорее всего, зачата кошерно, а дочь ее, возможно - мамзерет
(незаконнорожденная), т.е. рождена вне брака.
Говорит раби Йоханан: у дочери женщины под подозрением репутация не запятнана.
Поэтому лучше жениться на дочери, чем на матери.
И Ѓалаха принимает более логичное высказывание - раби Йоханана. Учили, что
сыновья даже той женщины, которая изменяла мужу, кошерны. Потому что в любом
случае чаще она имела близость с мужем, чем с посторонним мужчиной.
Рав Амрам спрашивает: а если женщина настолько порочна, что неизвестно, с
кем она была чаще?..
Существует мнение, что оплодотворение происходит в дни, близкие к началу месячных.
Но муж может не знать точно цикла своей жены и не уберечь ее в эти дни от
знута (разврата).
Согласно другому мнению, зачатие возможно несколько дней после миквы. Но как
тогда выносить ѓалахическое решение? Положиться на мужа, предполагая, что
он знает, в какой день его жена пойдет в микву? Тогда все дети, можно считать,
зачаты в браке. Или допустить, что развратная женщина и в такой день успеет
согрешить?..
"Теку", - говорит Гемара. Этот термин означает, что решение вопроса откладывается
до прихода пророка Элияѓу.
Учили в Мишне, что в определенных случаях предупреждение женщине, нарушающей
законы скромности, вместо мужа может сделать бейт-дин (суд). Написано в Торе:
"…мужчина, мужчина, если совратится его жена…" (Бамидбар,15-12). Зачем
слово "мужчина" Всевышний произнес дважды? Чтобы сказать нам: если мужчина
уехал в дальнюю страну или оказался в тюрьме, если он глухонемой или сумасшедший
(вне экстремальной ситуации, в обычном браке, проблем не возникает), бейт-дин
(суд) имеет право предупредить жену, что, уединившись с посторонним мужчиной,
она потеряет ктубу (оговоренная в брачном договоре сумма денег, причитающаяся
ей при разводе).
Может ли бейт-дин (суд) проводить проверку горькой водой? (Напомним, что сота,
жена подозреваемая мужем в измене, проходила в Храме особую проверку горькой
водой. Неверная жена выпив воду, умирала). Написано: "…И приведет муж жену
свою…" (там же, 15). Именно муж, а не бейт-дин.
И у бейт-дина есть право проводить проверку горькой водой, - утверждает раби
Йоси. - А муж, вернувшись из поездки или из тюрьмы, сделает ей предупреждение.
В чем суть разногласий?
Мудрецы говорят, что на проверку ведет женщину тот, кто ее предупреждает,
как сказано: "…будет ревновать жену свою… и приведет муж жену свою…".
Раби Йоси подчеркивает: бейт-дин может предупредить, а поить горькой водой
будет муж.
Пристальное внимание Талмуда к тексту Торы - один из главных принципов ее
анализа. И это не случайно. Слово за словом диктовал Всевышний ее содержание
Моше-рабейну. Поэтому каждая смысловая единица здесь заслуживает глубокого
всестороннего рассмотрения.
Учили мудрецы, что фраза Торы "…это учение о ревности, когда совратится жена
от мужа" (там же, 29) уравнивает мужчину и женщину в некоторых ѓалахот. Если,
например, муж слепой, жена не проходит испытание горькой водой. Ведь сказано:
"…и скрылось от глаз мужа" - от зрячего мужа. Не проходит проверку горькой
водой и попавшая под подозрение мужа слепая женщина.
Вывод о ѓалахическом уравнивании в правах мужчины и женщины мудрецы делают
из того, что фраза сама по себе как будто бы лишняя. И ни для чего другого
она не нужна.
Не пьет горькую воду хромая или безрукая, потому что написано: "…И поставит
коэн женщину перед Всевышним… и даст на ладони ее…" (Бамидбар,
5-18). То есть, если не может женщина стоять или держать в руках мучное приношение,
испытание горькой водой отменяется. Процедуру не назначают и в том случае,
если муж хромой или без руки.
Мар бар рав Аши отмечает, что на основе сказанного "…И скажет женщина амен,
амен…" (там же, 22), отвечая, когда коэн произносит клятву. Немая не может
ответить, а, следовательно, она не проходит испытание горькой водой. По аналогии,
и немой муж не в состоянии выполнить законы соты.
Как видим, многие ѓалахот (законы) выводятся мудрецами в процессе тончайшего
анализа заповеданного Всевышним текста Торы
Продолжение разговора - в следующем листе…
Место в
Талмуде:
В
третьем разделе Талмуда - Нашим
(всего - шесть разделов). Сота
здесь - пятый трактат. Состоит
из 9 глав, 49 листов.
Почему
трактат так называется?
«Сота»
на иврите - женщина, сбившаяся
с правильного пути. Речь идет о
замужней женщине,
спровоцировавшей
обоснованные или
необоснованные подозрения тем,
что нарушила «заповедь
скромности» в отношениях с
посторонним мужчиной.
Краткое
содержание трактата
Знаменитая
библейская книга Песнь
песней рассказывает об
отношениях возлюбленных, о
вдохновенном чувстве мужчины,
которое он испытывает к своей
избраннице, девушке-невесте.
Но все это - лишь метафора.
На
самом деле здесь описаны
отношения Всевышнего с
еврейским народом.
Та
же модель имеет свое
продолжение в столь же
метафорических рассуждениях
Талмуда об отношениях мужа и
жены.
Рассматривается
ситуация, когда женщина ищет
близости (или уже вступила в
связь) с посторонним мужчиной.
Мы,
соответственно, переносим ее
на еврея (или группу евреев),
который нарушает законы
еврейского образа жизни и ищет
опору в ином мировоззрении.
Одна
из заповедей Торы дает «земное»
описание данной ситуации. В
книге Бамидбар
(гл. 5, ст. 11-31) читаем:
«…каждый
человек, жена которого сойдет
с праведного пути и нарушит
верность ему, и вступит в
интимные отношения с другим
мужчиной, и скроется это от
глаз мужа… Укрылась она и
совершила… а свидетеля против
нее нет, при этом совершила она
это без насилия… И нашел на
мужа дух ревности [почувствовал
он неладное] и предупредил он
ее, и она [все равно] совершила…»
(сокращенный вариант перевода).
Новая страница 1
|