О Трактате Сота
Untitled Document
13
нисана 5761 года (6 апреля 2001 года)
ТРАКТАТ
Сота
Лист
19
Иерусалимский
Храм - единственное место на земном шаре, где происходит соединение Небес с
Землей, их слияние духовное и материальное. Недаром сказал об этом один из наших
праотцев: "Здесь Дом Всевышнего. Здесь врата Небесные" (Берешит, 28-17).
На иврите Храм, как известно - Бейт-Ѓамикдаш. Трудно адекватно перевести это
выражение. Оно состоит из двух слов: бейт - дом и кдуша - отделенность, предназначенность
для какой-то определенной миссии, цели. Итак, получается Дом Кдуши, Дом, предназначенный
для… Еврейская традиция утверждает: с духовной точки зрения мир кдуши - это
мир единства, мир гармонии. В создании мира гармонии огромное значение имеет
каждое совершаемое в Храме действие.
Мы сознательно повторяем некоторые положения. Гемара рассказывает: Моше-рабейну
слышал голос Всевышнего. Затем в шатер Моше-рабейну входил его брат Аарон. Моше
повторял услышанное Аарону. Затем входили сыновья Аарона. Моше повторял закон
еще раз его сыновьям. Подходили 70 старейшин. Моше обращался к ним, а затем
- ко всему народу.
Моше-рабейну, - замечает Гемара, - который учил Тору от Всевышнего, повторял
выученное четыре раза. А мы учим друг от друга. Сколько же раз мы должны повторять
пройденное?
Гемара отвечает: "Отличается тот, кто учил закон 100 раз от того, кто учил 101
раз". Как видим, программа -максимум - повторять выученное 101 раз; программа-минимум
- хотя бы 4 раза. (напоминание о том, как учили Тору в пустыне - на любой странице
Талмуда сверху комментарий Раши и Тосафот занимает 4 широкие строки).
Очевидно, Всевышний - великий педагог. Четырехразовое повторение психологически
понятно и объяснимо. Первый раз мы узнаем что-то новое. Второй раз повторяем,
чтобы лучше запомнить. Третий раз - согласно термину педагогики, "первоначальное
закрепление". Четвертый - закрепление окончательное. Гемара разбирает вопрос,
как приносится минха (мучное приношение) соты (свернувшей с праведного пути
женщины, т.е. жены, подозреваемой мужем в измене). Напомним: эти вопросы касаются
не только прошлого, но и будущего, когда будет отстроен Третий Храм - навсегда.
Мишна сообщает: коэн должен взять мучное приношение соты, переложить его из
простой корзины в Храмовый сосуд и дать женщине. Затем коэн кладет свою руку
под руку соты, и вместе они поднимают и опускают минху. Потом коэн отделяет
от минхи определенную часть, воскуривает ее на мизбеахе (жертвеннике), а остальное
могут съесть он и другие коэны.
Спрашивает Гемара: откуда мы знаем, что минха соты требует вознесения (тнуфы)?
Откуда? - удивлятся Гемара вопросу, - об этом прямо написано в Торе: "И возьмет
коэн из руки женщины минху ревности и вознесет.. перед Всевышним…" (Бамидбар,
5-25).
Так что же? - спросим мы. - Мы хотим знать, откуда известно, что женщина принимает
участие в этом вознесении.
Отвечат Гемара: мы учим это по правилу гзера шава.
Написано о мирной жертве - И сказал Всевышний Моше, говоря : "Скажи сынам Израиля…
приносящий корбан шламим (мирную жертву) Всевышнему… внутренний жир и грудину
должен… принести, грудиной должен совершить вознесение перед Всевышним" (Ваикра,
7-29, 30). Корбан шламим его владелец должен принести собственными руками. И
о минхе соты сказано, что коэн берет мучное приношение из рук женщины. Следовательно,
как мирная жертва требует тнуфы (вознесения), так и минха соты проходит через
ту же процедуру, и точно также, как коэн кладет свою руку под руку соты, которая
держит минху.
Каков обычный порядок минхи? Возносят ее, подносят к мизбеаху, воскуривают горсть,
остальное съедают коэны.
Мудрецы утверждают, что сота сначала выпивала горькую воду, а потом происходило
воскурение минхи. Говорит раби Шимон: сначала приносилась минха, затем сота
выпивала воду.
Как объясняют мудрецы, почему Тора дважды говорит об одном и том же ? "И напоит
женщину водами горькими, наводящими проклятие…" (Бамидбар, 5-24); "…
И напоит водой…" (Бамидбар, 5-27).
Отсюда учим: если после того, как брошена мегила (свиток) в воду и уже стерто
Имя Всевышнего, женщина говорит: "Не буду пить" - ее заставляют Так объясняет
раби Акива.
Говорит рабиШимон: есть фраза "…и после напоит женщину водой" (Бамидбар,
5-26), которая подчеркивает, что только после стирания Имени Всевышнего, принесения
минхи и клятвы сота пьет горькую воду.
Итак, есть три фразы: "И напоит женщину водами горькими, наводящими проклятие…"
(Бамидбар, 5-24); "И после напоит…" (там же, 26); "И напоит водой…" (там
же, 27).
Мудрецы утверждают: первая фраза сообщает о таком порядке проведения процедуры
- сначала сота пьет горькую воду, потом воскуривается мучное приношение; вторая
учит, что сота пьет горькую воду только после того, как полностью стерлись буквы
в свитке; третья объясняет - если после того, как стерто Имя Всевышнего, женщина
отказывается пить горькую воду, ее заставляют. Говорит раби Шимон: вторая фраза
учит, что после стирания Имени Всевышнего, принесения минхи и клятвы, сота пьет
горькую воду; первая сообщает - если порядок нарушили, сначала напоили соту
горькой водой, а потом принесли минху - процедура кошерна (правильна); третья
отменяет право женщины отказаться от горькой воды после того, как стерто Имя
Всевышнего.
Один из принципов, с помощью которого Всевышний управляет миром - мида кенегед
мида (мера за меру).
Поступок соты заставил стереть Имя Всевышнего. Теперь она вынуждена выпить горькую
воду. Если она виновата только в уединении с посторонним мужчиной (что тоже
запрещено по законам Торы), то она выйдет из испытания невредимой. Если же сота
изменила мужу, то она умирает. Погибает и ее любовник, даже если он находится
на другом краю земли.
Таково свойство горькой воды.
Место в
Талмуде:
В
третьем разделе Талмуда - Нашим
(всего - шесть разделов). Сота
здесь - пятый трактат. Состоит
из 9 глав, 49 листов.
Почему
трактат так называется?
«Сота»
на иврите - женщина, сбившаяся
с правильного пути. Речь идет о
замужней женщине,
спровоцировавшей
обоснованные или
необоснованные подозрения тем,
что нарушила «заповедь
скромности» в отношениях с
посторонним мужчиной.
Краткое
содержание трактата
Знаменитая
библейская книга Песнь
песней рассказывает об
отношениях возлюбленных, о
вдохновенном чувстве мужчины,
которое он испытывает к своей
избраннице, девушке-невесте.
Но все это - лишь метафора.
На
самом деле здесь описаны
отношения Всевышнего с
еврейским народом.
Та
же модель имеет свое
продолжение в столь же
метафорических рассуждениях
Талмуда об отношениях мужа и
жены.
Рассматривается
ситуация, когда женщина ищет
близости (или уже вступила в
связь) с посторонним мужчиной.
Мы,
соответственно, переносим ее
на еврея (или группу евреев),
который нарушает законы
еврейского образа жизни и ищет
опору в ином мировоззрении.
Одна
из заповедей Торы дает «земное»
описание данной ситуации. В
книге Бамидбар
(гл. 5, ст. 11-31) читаем:
«…каждый
человек, жена которого сойдет
с праведного пути и нарушит
верность ему, и вступит в
интимные отношения с другим
мужчиной, и скроется это от
глаз мужа… Укрылась она и
совершила… а свидетеля против
нее нет, при этом совершила она
это без насилия… И нашел на
мужа дух ревности [почувствовал
он неладное] и предупредил он
ее, и она [все равно] совершила…»
(сокращенный вариант перевода).
Новая страница 1
|