28
адара 5761 года (23 марта 2001)
ТРАКТАТ “Сота”
Лист 5
Черта характера обозначается на иврите словом мида (второе значение
— размер). Семантическая двузначность этого понятия наводит на размышление:
очевидно, Всевышний хочет, чтобы духовные качества человека развивались пропорционально.
Узнав, например, что человек — венец Творения, не следует становится высокомерным.
В 5-м листе трактата рассматривается запрет на высокомерие.
Где именно сказано в
Торе, что быть высокомерным запрещено? — спрашивает Гемара.
Рава
и рав Зеири приводят слова пророка Ирмеяѓу (13-15): “Слушайте и внимайте
и не впадайте в гордыню, ибо Всевышний [так] говорил”.
Рав Нахман бар Ицхак считает, что о запрете узнают из фразы книги Дварим
(8-14): “И горделивым станет сердце твое, и забудешь ты Всевышнего…”. Там же
написано: “Храни себя, чтобы не забыл ты Всевышнего, Б-га твоего…” (там же,
11).
Наши мудрецы учили, что любой фрагмент Торы, в котором сказано “храни… чтобы…
не”, содержит в себе запрещающую заповедь (ло таасе — не делай). Следовательно,
фраза “Храни себя, чтобы не забыл ты Всевышнего, Б-га твоего…” и есть запрещающая
заповедь: нельзя из-за гордыни забывать Всевышнего.
Этот запрет мы учим и
на примере самого Всевышнего. Он оставил все горы высокие и поместил Свою Шхину
(Б-жественное присутствие) на горе Синай, самой скромной среди других
гор. Он оставил все деревья высокие, и Шхина Его засияла в кусте терновника
(перед тем, как открыться Моше — см. кн. Шмот).
Сказал раби Элиэзер:
высокомерный стоит того, чтобы его “срубили”, как вырубали ашейру, дерево,
которое использовали идолопоклонники: “…И высокомерные будут срублены, и горделивые
низложены…” (Ишайя, 10-33). И написано: “…И ашейры их срубите…”
(Дварим,
7-5).
Говорил раби Элиэзер: высокомерный не возродится, когда наступит оживление
мертвых.
Наши мудрецы учили, что Царь Небесный не похож на земного человека. Человек,
который высоко взлетает, видит только себе подобных и не замечает тех, кто ниже
его. Небесный Царь вознесен выше всех, но видит не гордецов, а сокрушенных духом,
скромных.
Говорил Всевышний: “Гордец
и Я не можем существовать вместе в этом мире”, “Того, чье око надменно и сердце
горделиво, не потерплю…” (Тѓилим,
101, 5-6).
Говорил Хизкия: молитву не высокомерного слышат на Небесах. “И будет
так: каждый рош-ходеш (начало месяца) и каждый Шаббат будет приходить
всякая плоть, чтобы преклониться предо Мной”, — сказал Всевышний.
Гемара ищет и находит лекарство от высокомерия. Правда, оно горьковато на вкус.
Говорил раби Йоханан:
слово “человек” на святом языке (иврит) —
адам.
А это аббревиатура слов прах, кровь,
желчь;
Слово басар (плоть) — тоже аббревиатура, составленная из начальных букв
слов стыд, грех,
обман.
Высказывая свою позицию, мудрецы не имели намерения унизить человека. Они лишь
напоминают, что адам — это алеф (Б-жественная душа)
и “дам” — животная. Нефеш тнуа (животная душа или иначе — двигательная)
связана с кровью, Б-жественная — с мозгом человека. Понятно: если Б-жественная
душа руководит поступками человека, отступают грех злость, обман.
Согласно еврейской традиции,
мир создан из четырех основ — земли,
воды,
воздуха
и огня. Это материалистические шифры, коды неких духовных начал.
Здесь обнаруживается принцип: Всевышний создал одно напротив другого. Земля
— это, либо лень, либо — стабильность, постоянство в хороших делах. Вода
— это страсти, которые могут быть низкими или — высокими, чистыми. Воздух
— это, либо пустая болтовня, либо умные, хорошие слова (при разговоре человек
выдыхает воздух). Огонь может обернуться завистью, злобой, гордыней,
а может реализовываться в служении высоким духовным идеалам (душа человека —
свеча Всевышнему).
Говорил рав Аши: надменный, в конце концов, лишится своей гордыни.