7 нисана 5761 года (31 марта 2001)
ТРАКТАТ Сота
Лист 13
Всевышний управляет историческим процессом. Его влияние на мир осуществляется
через определенных людей. В связи с этим Гемара вспоминает о роли выдающихся
личностей в истории еврейского народа.
Когда Йосеф хоронил своего отца, не только он и его братья оказали великое
уважение Яакову, но и рабы фараона, египтяне, сыновья Эсава, сыновья Ишмаэля
и сыновья Ктуры (Агари). Правда, потомки Эсава, Ишмаэля и Агари, — поясняет
Гемара, — пришли с намерением воевать. Но когда они увидели на гробе корону
Йосефа, сняли свои и тоже положили их на гроб Яакова. Всего было 36 корон.
Мерой за меру отплатили Небеса Йосефу. Кто выносил его останки из Египта? Моше-рабейну.
Откуда знал Моше, где похоронен Йосеф? Спросил об этом у женщины еще из того
поколения, которое спустилось с Яаковом в Египет. Она сказала ему: “Железный
гроб сделали египтяне и похоронили Йосефа на дне Нила, чтобы останки его благословили
воды”.
Пошел Моше к Нилу, остановился на берегу и произнес: “Йосеф, Йосеф! Пришло
время, о котором говорил Всевышний и клялся: Я освобожу вас! Пришло время исполнения
клятвы, которую дали тебе сыны Израиля, пообещав, что поднимут тебя и похоронят
в Земле Израиля. Если ты явишься сам — хорошо, если нет — я свободен от клятвы,
потому что не могу найти твой гроб”.
И тут всплыл гроб Йосефа.
Не удивительно, — говорит
Гемара, что железо может всплыть на поверхность. Ведь написано об Элише, ученике
Элияѓу-а-Нави (Ильи-пророка): “И было, когда один [человек]
валил бревно, железная часть топора упала в воду. Закричал [человек]
и сказал: Ах, господин мой, ведь топор я одолжил. И промолвил человек Б-жий
(пророк Элиша): Куда он упал? И указал [человек]
ему место. И вырубил [Элиша]
кусок дерева, и бросил туда. И всплыла железная часть топора” (Мелахим,
2:6, 5-6).
Далее, руководствуясь правилом каль ва хомер (легкое и строгое), Гемара
учит: если Элиша, ученик Элияѓу-анави, мог совершать такие чудеса, то уж тем
более Моше-рабейну, учитель Элияѓу-анави, владел такой силой.
Когда евреи шли по пустыне, несли они Арон Кодеш со Скижалями Завета и гроб
с останками Йосефа. Зачем вы несете это? — спрашивали евреев. Здесь останки
человека, который соблюдал все, что написано на Скрижалях, — отвечали они.
Спрашивает Гемара: если бы Моше не стал искать останки Йосефа, неужели евреи
оставили бы их в Египте? Ведь написано, что после смерти Моше-рабейну “…кости
Йосефа, которые подняли сыны Израиля из Египта, похоронили в Шхеме” (Йеѓошуа,
24-32). А если бы это не было сделано, неужели сыновья Йосефа бросили бы отца?
Конечно, нет.
Особое уважение к Йосефу проявилось в том, что его останки выносили из Египта
не только его прямые потомки, но и вождь народа Моше-рабейну и все сыны Израиля.
Почему Йосеф похоронен именно в Шхеме? — спрашивает Гемара. И отвечает: он
вернулся туда, откуда начался его путь в Египет.
Кто похоронил Моше? Сам Всевышний. Почему гора, на которую поднялся Моше, называлась
Нево? Потому что на ней ушли из земной жизни три пророка (на иврите пророки
— невиим): Моше, Аарон и Мирьям. Четыре мили отделяют место, где умер
Моше, от места, где он погребен. Как перенесся он, умерший, на такое расстояние?
— спрашивает Гемара. И отвечает: на крыльях Шхины (Б-жественного присутствия).
Когда умер Моше, сказал Всевышний: “Кто [теперь]
восстанет за меня против злодеев? Кто восстанет за меня против творящих зло?”
(Теилим, 94-16).
Так сказал Всевышний о Моше: “Кто подобен мудрецу, кто знает смысл сущего?”
(Коэлет, 8-1).
Народ дал каждому из наших праотцев некое определение. И эти
определения сохранились в исторической памяти нации. О Йосефе всегда говорят,
что он — цадик (праведник). О Моше — Моше-рабейну (учитель наш).
И действительно, Тору, которая у нас есть, мы получили через Моше-рабейну. Недаром
в еврейской семье начавшего говорить ребенка, прежде всего, учат произносить
слова: “Тора цива лану Моше мораша кеѓилат Яаков — Тора заповедана нам
Моше, это наследие общины Яакова”.