New Page 1
|
|
О Трактате Сота
Untitled Document
24 нисана 5761 года (17
апреля 2001 года)
ТРАКТАТ Сота
Лист 30
В 1312 году до н.э.
Всевышний дал еврейскому
народу Тору. С тех пор прошло
свыше 3300 лет, и мудрецы во
всех поколениях анализируют,
разбирают каждое слово,
произнесенное Всевышним и
записанное Моисеем (Моше-рабейну).
На 30 листе трактата Сота
Гемара приводит некоторые
толкования законов Субботы,
уточняет детали великого
исторического события —
перехода евреев через
Красное море...
Логика Гемары
ассоциативна. Здесь могут
приводиться высказывания
одного из мудрецов на разные
темы, или, наоборот —
суждения разных мудрецов об
одном явлении.
На 30-м листе мы
встречаем и то, и другое.
Говорит Гемара: раби
Акива учит закон субботних
границ — тхум (границы,
дальше которых нельзя
уходить из города в Субботу)
из фрагмента о городах левитов
(колено народа Израиля,
которое занималось служением
в Храме): “… И сказал
Всевышний … отмерьте за
городом на стороне восточной
две тысячи амот (множ. ч.
от слова ама — мера длины,
около полуметра) и на стороне
западной две тысячи амот
и на стороне северной две
тысячи амот, и город
внутри [этого
размера];
и это будут земельные участки
городам”. (Бамидбар,
35-5).
Другой фрагмент
сообщает: “И сказал
Всевышний… земельные
участки, которые дадите
левитам, от стены города
снаружи на тысячу амот
вокруг…” (Там же, 4). Так 1000
или 2000? 1000 амот — это миграш
(земельный участок),
свободный от домов, посевов и
деревьев, о 2000 амот не
говорится, что они должны
быть даны левитам, просто
указана граница шаббатнего тхума .
Раби Элиэзер считает,
что 2000 амот включает в
себя 1000 амот, свободных от
застройки, посевов и деревьев
и 1000 — для засеянных полей и
виноградников.
В чем суть
разногласий? — спрашивает
Гемара. Раби Акива утверждает:
шаббатний тхум
— медеорайта
(по закону Торы). Есть в Торе
фрагмент, который говорит об
этом. Раби Элиэзер полагает,
что шаббатняя граница — мидерабанан
(по закону, установленному
мудрецами), и дает фрагменту,
который анализирует раби
Акива, другое объяснение.
Напомним, право
мудрецов выводить законы,
обязанность им подчиняться
установлено Всевышним: “Не
уклоняйся от слова, которое
они тебе скажут, ни вправо, ни
влево” (Дварим ,
17:11).
Говорил раби Акива: в
час, когда сыны Израиля вышли
из моря, они запели песнь
Всевышнему. Как они пели? Так
же, как праздничную молитву Аллель .
Шалиах
цибур
(посланец общества, ведущий
молитву) произносит всю
молитву, остальные отвечают
ему, произнося только
начальные фразы; т.е. Моше
произносил, например, “Воспою
Всевышнему”, и ему отвечали
“Воспою Всевышнему”; Моше
продолжал “Ибо высоко
вознесся Он”, ему снова
отвечали — “Воспою
Всевышнему”.
Раби Элиэзер
утверждает: сыны Израиля
повторяли все за Моше — слово
в слово.
Раби Нехемия
рассказывает, что сыны
Израиля у моря пели, как шалиах
цибур, читающий брахот (благословения)
перед Шма Исраэль …
в
бейт-кнессете
(синагоге): он произносит
первые слова брахи, все
повторяют за ним и завершают
благословение. Сегодняшние
правила Аллеля
включают в себя все мнения.
Каждый обязан прочитать весь Аллель
от начала и до конца.
Что они обсуждают? —
спрашивает Гемара?
Раби Акива
утверждает, что слово “говоря”
в середине фразы (“Тогда
воспел [воспоет]
Моше и сыны Израиля песнь эту
Всевышнему и сказали (скажут),
говоря…”
(Шмот,
15-1) означает повторение слов:
“Воспою Всевышнему…”.
Как сказал раби
Элиэзер, слово “говоря”
требует повторения всех слов.
Раби Нехемия
отмечает, что слово “и
сказали (скажут)” сообщает,
что всю песнь евреи
произносили вместе; слово “говоря”
— что Моше начинал, остальные
завершали.
Учили мудрецы,
приводя толкование раби Йоси
Галлили: в час, когда выходили
сыны Израиля из моря, воспели
они песнь. Как?
Младенцы на руках
матерей приподняли головы,
грудные оставили материнскую
грудь, когда увидели Шхину
(Б-жественные присутствие) и
воспели песнь: “Это Б-г мой, и
восславляли его…” (Шмот,
15 -2), как сказано в Теилим
(Псалмах царя Давида, 8-3): “Из
уст младенцев и грудных детей
черпал Ты силу…”.
Откуда мы знаем, что
даже дети, которыми были
беременны их матери в тот
момент пели славу Всевышнему?
— спрашивает раби Меир. И
отвечает, что в Торе сказано:
“… благословили Всевышнего…
из источника Израиля…” (Теилим,
68-27) — даже из материнской
утробы (Источника)
благословили Всевышнего.
Как дети могли что-то
видеть в материнской утробе?
Сказал раби Танхум:
животы беременных женщин
сделались как ясные зеркала.
Чудо перехода через
Красное море навсегда
запечатлелось в исторической
памяти еврейского народа.
Подробности этого
невероятного события
передаются из поколения в
поколение. Чудо было
очевидным: море расступилось,
в нем образовались 12 дорог, по
которым прошли 12 колен народа
Израиля — примерно 2, 5 млн.
человек.
Нет никакой
возможности объяснить
происшедшее естественными
причинами. Если, например,
предположить, что дул
ураганный ветер, то непонятно,
почему не “сработал”
известный в физике закон
Паскаля: когда внутри
жидкости существует некий
поток воздуха, который
движется быстрее, чем
окружающая, граничащая с ним
среда, то все, что находится в
этой среде, втягивается в
этот поток.
Если бы ураганный
ветре дул всю ночь, там не
могли бы пройти не только
женщины, старики и дети, но и
взрослые мужчины.
Кто же нарушил
физический закон? Очевидно —
Тот, Кто создал все законы.
Отметим также, что
фраза Устной Торы “…грудные
младенцы, не родившиеся
младенцы пели…” означает,
что пели их души. Это пение
оставило след, и с тех пор в
душе каждого еврея есть
потенциал постижения
мудрости Торы.
Место в
Талмуде:
В
третьем разделе Талмуда - Нашим
(всего - шесть разделов). Сота
здесь - пятый трактат. Состоит
из 9 глав, 49 листов.
Почему
трактат так называется?
«Сота»
на иврите - женщина, сбившаяся
с правильного пути. Речь идет о
замужней женщине,
спровоцировавшей
обоснованные или
необоснованные подозрения тем,
что нарушила «заповедь
скромности» в отношениях с
посторонним мужчиной.
Краткое
содержание трактата
Знаменитая
библейская книга Песнь
песней рассказывает об
отношениях возлюбленных, о
вдохновенном чувстве мужчины,
которое он испытывает к своей
избраннице, девушке-невесте.
Но все это - лишь метафора.
На
самом деле здесь описаны
отношения Всевышнего с
еврейским народом.
Та
же модель имеет свое
продолжение в столь же
метафорических рассуждениях
Талмуда об отношениях мужа и
жены.
Рассматривается
ситуация, когда женщина ищет
близости (или уже вступила в
связь) с посторонним мужчиной.
Мы,
соответственно, переносим ее
на еврея (или группу евреев),
который нарушает законы
еврейского образа жизни и ищет
опору в ином мировоззрении.
Одна
из заповедей Торы дает «земное»
описание данной ситуации. В
книге Бамидбар
(гл. 5, ст. 11-31) читаем:
«…каждый
человек, жена которого сойдет
с праведного пути и нарушит
верность ему, и вступит в
интимные отношения с другим
мужчиной, и скроется это от
глаз мужа… Укрылась она и
совершила… а свидетеля против
нее нет, при этом совершила она
это без насилия… И нашел на
мужа дух ревности [почувствовал
он неладное] и предупредил он
ее, и она [все равно] совершила…»
(сокращенный вариант перевода).
Новая страница 1
|
|
New Page 1
|