11 нисана 5761 года (4 апреля 2001 года)
ТРАКТАТ Сота
Лист 17
Брачный союз освящен Небесами, преданные
друг другу муж и жена любимы Всевышним. На тех, кто
разрушает законы семейной жизни, рано или поздно изливается
Его гнев.
Сота (свернувшая с праведного пути женщина,
т.е. жена, подозреваемая мужем в измене) проходила в
Храме особую проверку горькой водой.
В этом листе Талмуда приводится порядок
написания мегилы (свитка), который читают соте, а затем
бросают в горькую воду.
Коэн
переписывает из Сефер Тора (свитка Торы) фразы, начиная
со слов: “…Если не лежал с тобой мужчина и если не совратилась
ты осквернением в тайне от мужа своего, чистой [невредимой]
будешь от этих горьких вод, наводящих проклятие. Но
если изменила ты в тайне мужу своему и осквернилась,
и лежал с тобою другой мужчина… да предаст тебя Всевышний
проклятию… в народе твоем… и сделает Всевышний так,
что бедро твое опадет и живот твой опухнет. И войдут
воды, наводящие проклятие во внутренности твои…” (Бамидбар,
5-19-22).
Гемара
напоминает слова раби Акивы: муж и жена, если
заслужат — Шхина (Б-жественное присутствие) будет с
ними. Еврейская буква “йуд” из ивритского слова “муж”
соединяется с буквой “ѓей” в слове “жена”, а вместе
они образуют Имя Всевышнего. Если не заслужат — удаляются
буквы “йуд” и “ѓей” и остаются “алеф” и “шин”, которые
образуют слово эш
(огонь)
—
огонь ревности, огонь ненависти пожирает
их.
Сказал
Рава: на женщине — ответственность больше, огонь,
который она разжигает развратом,
сильнее
мужского огня. Мы видим, сравнивая слово иша (женщина)
со словом иш (мужчина). В слове иша буквы, складывающиеся
в слово “огонь”, находятся рядом (огонь как бы вспыхивает
мгновенно); в слове иш между буквами “алеф” и “шин”
есть еще буква “йуд”.
Иврит
—Святой
Язык (лашон а-кодеш). То же словосочетание по русски
— на иврите образовывается и по-другому. Можно сказать
Лашон шель Кодеш,
что
буквально переводится — язык Того, Т.е. язык Всевышнего.
Всевышний создал мужчину и женщину, Всевышний
открывает нам тайны их взаимоотношений.
Разумеется,
Тора не призывает мужей изменять своим женам, но сказанное
Гемарой подтверждается современной психологией и сексологией:
женщина иногда еще способна простить мужчине измену,
мужчина — женщине, в самых редких случаях. И в законах
Торы мы видим: когда-то
разрешалось
многоженство (возможно, оно вернется, когда будет Третий
Храм), но “многомужества” в еврейской традиции никогда
не было.
Спросил
Рава: почему Тора требует бросить землю, прах (афар)
в воду соты?
Если женщина окажется невиновной, будет
она благословенна и родит сына, потомка Авраама-авину,
который был мудрым и сильным и пред лицом Всевышнего
сказал о себе: “Я прах и пепел…” (Берешит, 18-27); если
на самом деле она изменила мужу — вернется в прах: умрет
мучительной смертью соты после того, как выпьет горькую
воду.
По
ассоциации Гемара вспоминает: в заслугу смирения Авраама
перед Всевышним (“Я прах и пепел”) получили сыны Израиля
две заповеди: пепел красной коровы, очищающий от самой
тяжелой тумы (духовой нечистоты) прикосновения к мертвому
и прах, землю, которую бросают в воду соты.
Гемара устанавливает и другие связи между
поведением человека и “реакцией” на это Небес.
Говорил
Рава: за то, что отказался Авраам (победив в войне)
от подарков сдомского царя: “…от нити до обувного ремешка
— ничего не возьму…” (Берешит, 14-23) — получили евреи
две мицвы: голубую нить цицит и ремень тфиллина.
О тфиллине написано: “… и увидят все народы земли, что
Имя Всевышнего наречено на тебе…” (Дварим,
28-10).
А
что мы знаем о голубой нити цицит? Сказал раби Меир:
голубая нить цицит напоминает цвет моря, а море напоминает
человеку о небесах; синева небес напоминает о Престоле
Всевышнего: “И видели Всевышнего Исраэля и под ногами
Его как образ кирпича из сапфира, и как само небо по
чистоте” (Шемот,
24-10).
У
пророка Йехезкеля читаем: “…подобно камню сапфиру видение
Престола…” (Йехезкель,
1-26).
Любящие друг друга муж и жена, живущие
по законам Торы, способны заслужить, чтобы Всевышний
дал им возможность ощущать сияние Шхины, в каком-то
смысле чувствовать присутствие Творца.