New Page 1
|
|
О Трактате Сота
Untitled Document
29 нисана 5761 года (22
апреля 2001 года)
ТРАКТАТ
Сота
Лист 35
В истории еврейского
народа было много чудес. Одно
из них — переход через реку
Иордан.
Рассказывает Гемара:
последними шли коэны, и когда
они перенесли Арон Кодеш
через Иордан, воды вернулись
на прежнее место, как сказано:
“И было, когда поднялись
коэны, которые несли Ковчег
Завета, из Иордана, едва
только коснулись стопы ног
коэнов суши, вернулись воды
Иордана на место и потекли,
как вчера и третьего дня, меж
своих берегов… И было, когда
закончил весь народ
переходить, и перешел Ковчег
Всевышнего перед лицом
народа” (Иеѓошуа ,
4-18).
Арон Кодеш обладал
необыкновенными свойствами.
Диврей Ямим повествует о
том, что “…когда пришли они к
Горэн-Кидону, протянул Уза (имя
человека) руку свою, чтобы
поддержать Ковчег, потому что
волы тряхнули его” (Диврей
Ямим, 1, 13-9). Сказал ему
Всевышний: “Арон перенес
через Иордан тех, кто нес его.
И тем более, он способен сам
себя перенести”.
Что же представляет
собой Арон Кодеш?
Тора рассказывает о
его создании так. После
дарования Торы на горе Синай (это
событие происходило в 1312 году
до н.э.) Всевышний сказал Моше:
“И пусть сделают Мне евреи
святилище и буду обитать в их
среде… И пусть сделают
Ковчег из дерева шиттим,
длиной в два локтя с
половиной, в полтора локтя —
шириной и полтора локтя —
высотой. И обложишь его
чистым золотом, изнутри и
снаружи покроешь его и
сделаешь наверху его золотой
венец по кругу. И отольешь для
него четыре кольца золотых и
прикрепишь их к четырем углам
— по два на каждой стороне .
И сделаешь шесты из дерева шиттим
и обложишь их золотом. И
вложишь шесты в кольца по
сторонам Ковчега, чтобы
носить Ковчег… И положишь в
Ковчег свидетельство (т.е.
свиток Торы), которое Я дал
тебе. И сделаешь крышку из
чистого золота… И сделаешь
двух херувимов из золота… И
будут херувимы… покрывать
крыльями своими крышку… И
буду Я открываться тебе там и
говорить с тобой поверх
крышки между двумя
херувимами, которые над
Ковчегом свидетельства, обо
всем, что Я буду заповедывать
через тебя сынам Израиля” (Шемот,
25-10:22).
Одна из заповеданных
сынам Израиля норм поведения
— проявление уважения к
атрибутам Торы, в том числе —
к Арон Кодеш (так
впоследствии стали называть
шкаф, в котором в помещении
синагоги хранят свитки Торы).
Его устанавливают на стене,
обращенной в сторону
Иерусалима. Когда открывают
дверцы Арон Кодеша, принято
вставать, поскольку синагога
— подобие двора Храма, а Арон
Кодеш символизирует вход в
Храм. Еврей, находясь в любой
точке земного шара, стоя
перед Арон Кодешом и молясь (читая
главную еврейскую
молитву “Восемнадцать
благословений” — Шмоне
эсрэ), мысленно
устремляется к Иерусалиму, к
Храмовой горе, к тому месту,
где будет отстроен Храм — на
вечные времена.
Место в
Талмуде:
В
третьем разделе Талмуда - Нашим
(всего - шесть разделов). Сота
здесь - пятый трактат. Состоит
из 9 глав, 49 листов.
Почему
трактат так называется?
«Сота»
на иврите - женщина, сбившаяся
с правильного пути. Речь идет о
замужней женщине,
спровоцировавшей
обоснованные или
необоснованные подозрения тем,
что нарушила «заповедь
скромности» в отношениях с
посторонним мужчиной.
Краткое
содержание трактата
Знаменитая
библейская книга Песнь
песней рассказывает об
отношениях возлюбленных, о
вдохновенном чувстве мужчины,
которое он испытывает к своей
избраннице, девушке-невесте.
Но все это - лишь метафора.
На
самом деле здесь описаны
отношения Всевышнего с
еврейским народом.
Та
же модель имеет свое
продолжение в столь же
метафорических рассуждениях
Талмуда об отношениях мужа и
жены.
Рассматривается
ситуация, когда женщина ищет
близости (или уже вступила в
связь) с посторонним мужчиной.
Мы,
соответственно, переносим ее
на еврея (или группу евреев),
который нарушает законы
еврейского образа жизни и ищет
опору в ином мировоззрении.
Одна
из заповедей Торы дает «земное»
описание данной ситуации. В
книге Бамидбар
(гл. 5, ст. 11-31) читаем:
«…каждый
человек, жена которого сойдет
с праведного пути и нарушит
верность ему, и вступит в
интимные отношения с другим
мужчиной, и скроется это от
глаз мужа… Укрылась она и
совершила… а свидетеля против
нее нет, при этом совершила она
это без насилия… И нашел на
мужа дух ревности [почувствовал
он неладное] и предупредил он
ее, и она [все равно] совершила…»
(сокращенный вариант перевода).
Новая страница 1
|
|
New Page 1
|