О Трактате Сота
Untitled Document
)26 адара 5761 года (21
марта 2001
ТРАКТАТ
“Сота”
Лист 3
Гемара обсуждает
вопрос: что происходит, если жена дает мужу повод для ревности (почему речь
идет в первую очередь о женщине, объясняется позже), и муж запрещает ей уединятся
с конкретным посторонним мужчиной?
И
отвечает на него так: выполняя требование мужа, жена может рассориться со своими
знакомыми — ведь они не знают о запрете и не поймут, почему она их сторонится.
Приводит
Гемара и решение проблемы: требование следует высказывать в присутствии двух
свидетелей, и окружающие узнают о том, что происходит.
Однако
тогда есть опасность, что в отношениях между мужем и женой возникнет напряжение.
На
этом этапе обсуждения мы убеждаемся, что в обоих случаях — запрещает муж жене
встречаться с посторонним мужчиной наедине или при
свидетелях — его требование расценивается как явление отрицательное.
Далее,
разъясняя, почему муж все же произносит оскорбительные для жены слова, Гемара
вскрывает более глубокий пласт осмысления происходящего.
Сказал
раби Меир: человек совершает грех тайно, но Всевышний объявляет об этом во всеуслышание.
Жена прелюбодействовала тайно, но «нашел» на мужа дух ревности, а это означает,
что тайное становится явным, как написано: «И повелел Моше, и пронесся его голос
по стану» (Шемот, 36-6).
Реш
Лакиш обращает внимание на другую сторону проблемы: не совершает человек грех,
если не вселится в него дух глупости, как написано: «Муж, жена которого совратится…».
Слова
«совратится» и «поглупеет» на иврите пишутся одинаково. Разница между ними —
в произношении одного звука. Поэтому в переводах и толкованиях одно понятие
нередко заменяется другим.
Глупость
человека в данном случае заключается в том, что, совершая грех (на иврите хет
— ошибку), он нарушает объективные духовные законы мироздания.
Всевышний
управляет миром, руководствуясь принципом мида
кенегед мида — мера за меру. И очевидно: в ответ на «дух глупости» жены
в муже зарождается «дух ревности».
Гемара
спрашивает: в какой момент развития событий муж предупреждает жену, выдвигая
свое требование?
Ответ
на этот вопрос заключен в порядке фраз в Хумаше (Пятикнижии): «И сказал Всевышний
Моше, говоря: Скажи сынам Израиля… муж, жена которого совратится и изменит ему…
и сокроется это от глаз мужа ее… и найдет (на иврите здесь — веавар)
на него дух ревности…» (Бамидбар, 5-12, 14). То есть муж предупреждает жену после того,
как она уединилась с посторонним мужчиной.
За
подтверждением такой последовательности обращаются к другому фрагменту Торы,
где употреблена та же, что в только что процитированном, глагольная форма —
веавар. Во втором случае она, несомненно,
указывает на будущее время: «И сказал им Моше… если каждый из вас… перейдет
(веавар) … Иордан…» (Бамидбар, 32-21).
Здесь,
вероятно, следует объяснить, о какой ситуации идет речь. Когда евреи входили
в Кнаан, который стал потом Землей Израиля, два колена, Гада и Реувена, пожелали
остаться на восточном берегу реки. Моше упрекнул их в предательстве своих братьев.
Ведь они отказались воевать вместе со своим народом. Упрек подействовал, и пообещали
они, что встанут перед сынами Израиля и не
возвратятся в дома свои, пока не расселятся евреи: каждый — в наделе своем.
И
тогда сказал Моше: «…Если сделаете (дело) это… и перейдет каждый из вас… Иордан»
(там же). Не может здесь глагольная форма веавар восприниматься ни в каком времени, кроме будущего. Ведь евреи
в момент, когда Моше-рабейну произносил эти слова, Иордан еще не перешли.
И
действительно, в Гемаре сказано — там, где речь идет о коленах Гада и Реувена,
безусловно, употреблено будущее время. Но во фразе из трактата Сота — иначе.
Предупреждение, сделанное мужем после того, как жена уже
изменила ему, теряет всякий смысл. Конечно же, муж предупреждает жену,
когда она еще не вступала в интимные отношения с посторонним мужчиной.
Логика
подсказывает, что здесь действует принцип «нет раннего и позднего в Торе» —
фразы в Хумаше не обязательно идут друг за другом в хронологической последовательности.
Далее
Гемара задается вопросом: какова суть духа ревности?
Мудрецы
утверждают, что в данном случае мы имеем дело с духом-тума
— с духовно нечистым, нехорошим явлением.
Однако
Рав Аши говорит, что ревность в таком случае — руах-таора
(дух — на ивр. руах
), т.е. духовно «прозрачное», чистое явление.
Изучая
высказывания учителей, вскрывающие разные стороны истины, Гемара выявляет глубинные
взаимосвязи и показывает, как мысли одного мудреца помогают понять суть утверждений
другого.
Так,
раби Ишмаэль говорит, что в ситуации, когда жена нарушает законы цниюта
(скромности) у мужа появляется право ее ревновать.
Раби
Акива утверждает, что ревность в данном случае — обязанность мужчины.
На
основании чего делают свои выводы раби Ишмаэль и раби Акива?
Раби
Ишмаэль анализирует фразу в Торе: «Не [таи] ненависть к брату твоему в сердце
твоем…» (Ваикра, 19-17). Значит, и к жене не следует испытывать дурных чувств.
Даже подозревая ее в неверности, быть может, не стоит доводить дело до ссоры.
Однако написано: «И найдет на него дух ревности, и начнет [он] ревновать жену»
(Бамидбар, 5-4). Следовательно, мужу все же дается право
на ревность.
Раби
Акива напоминает: о духе ревности говорится дважды. Первый раз сказано о возможности
возникновения ревности. Второй — ревность определяется как обязанность мужа.
Если
считать, что дух ревности — руах-тума,
разногласия между раби Ишмаэлем и раби Акивой вообще окажутся нерелевантными:
не может быть у человека права или обязанности принимать на себя руах-тума.
Значит в ситуации, когда женщина дает повод для ревности, это — руах-таѓора.
Можно
понять, почему Гемара приходит к такому выводу. Б-жественная душа человека чиста,
прозрачна. И о Всевышнем сказано, что Он — таѓор.
В
духовных мирах подобное тянется к подобному. Муж и жена — одна плоть, одна душа.
Если душа запятнана плохими поступками, ей требуется очищение. В обсуждаемой
ситуации очищение происходит с помощью духа ревности.
Место в
Талмуде:
В
третьем разделе Талмуда - Нашим
(всего - шесть разделов). Сота
здесь - пятый трактат. Состоит
из 9 глав, 49 листов.
Почему
трактат так называется?
«Сота»
на иврите - женщина, сбившаяся
с правильного пути. Речь идет о
замужней женщине,
спровоцировавшей
обоснованные или
необоснованные подозрения тем,
что нарушила «заповедь
скромности» в отношениях с
посторонним мужчиной.
Краткое
содержание трактата
Знаменитая
библейская книга Песнь
песней рассказывает об
отношениях возлюбленных, о
вдохновенном чувстве мужчины,
которое он испытывает к своей
избраннице, девушке-невесте.
Но все это - лишь метафора.
На
самом деле здесь описаны
отношения Всевышнего с
еврейским народом.
Та
же модель имеет свое
продолжение в столь же
метафорических рассуждениях
Талмуда об отношениях мужа и
жены.
Рассматривается
ситуация, когда женщина ищет
близости (или уже вступила в
связь) с посторонним мужчиной.
Мы,
соответственно, переносим ее
на еврея (или группу евреев),
который нарушает законы
еврейского образа жизни и ищет
опору в ином мировоззрении.
Одна
из заповедей Торы дает «земное»
описание данной ситуации. В
книге Бамидбар
(гл. 5, ст. 11-31) читаем:
«…каждый
человек, жена которого сойдет
с праведного пути и нарушит
верность ему, и вступит в
интимные отношения с другим
мужчиной, и скроется это от
глаз мужа… Укрылась она и
совершила… а свидетеля против
нее нет, при этом совершила она
это без насилия… И нашел на
мужа дух ревности [почувствовал
он неладное] и предупредил он
ее, и она [все равно] совершила…»
(сокращенный вариант перевода).
Новая страница 1
|