Великий мудрец Рамбам пишет: “Посмотри на Язык Всевышнего (классический иврит) — в нем
нет непристойных слов” (Морэ Невухим).
И действительно, Гемара обсуждает все стороны человеческой
жизни, в том числе — и самую интимную. Близость мужа и жены на условиях соблюдения
законов Торы, благословлена Всевышним.
Согласно еврейской
традиции, душа наполняет собой все тело человека. Духовная энергия разделена
на потоки (сфирот) — духовные каналы. Сексуальные органы женщины и мужчины
связаны с двумя сфирот:
Малхут
(Царство) и Йесод (Основа). Понятие “йесод” включает
в себя “сод” — тайну. Какая же Высшая Тайна заключена в интимной близости
мужа и жены?
Суть сфиры Йесод — хибур шамаим ваарец: соединение, слияние
неба и земли, духовного и физического.
В каббалистических книгах говорится, что в Ган-Эдене
(Райском Саду) муж и жена каждую ночь вместе. Как выглядят эти отношения в Райском
Саду нам трудно представить, и все же мы понимаем, что в интимной близости мужа
и жены в этом мире есть частица Ган-Эдена. Наверное, поэтому Всевышний
так требователен к тем, кто разрушает эту святость.
В четвертом лист трактата Сота обсуждается вопрос, чем
определяется продолжительность уединения замужней женщины с посторонним мужчиной,
достаточная для того, чтобы подозревать ее в совершении прелюбодеяния. Гемара
отвечает: временем, необходимым для интимной близости между мужчиной и женщиной.
Раби Ишмаэль условно измеряет
этот временной отрезок временем, за которое человек может обойти вокруг дерева.
Раби
Элиэзер
приводит иное сравнение: временем, за которое можно налить стакан
вина.
Раби Иошуа определяет это временем,
за которое можно выпить стакан вина.
Приводятся в Гемаре и другие сравнения. Например, такое: за
это время можно протянуть руку и достать из корзины буханку хлеба. Упоминание
об этом содержится в Мишлей (Притчах царя Шломо): “Из-за жены развратной
нищают до буханки хлеба” (6-26).
Зачем, — спрашивает Гемара, — сказано о времени, достаточном
для появления тумы (духовная нечистота как результат греха) и
возникновения интимной близости? Зачем эта ассоциация с деревом, вокруг которого
может обойти человек?
Если бы говорилось только о туме, можно было бы подумать,
что в означенный промежуток входит и время, затраченное на то, чтобы склонить
женщину к прелюбодеянию. Но нет, тут подразумевается именно время начала интимной
близости.
Если бы речь шла только об интимной близости, резонно было бы
допустить, что сказано об интимной близости при ее завершении. Но нет, ответственность
за грех появляется сразу же, с самого начала.
Если бы было сказано только о начале близости, можно было бы
предположить, что время, потраченное на разговоры, предшествовавшие разврату,
тоже считается. Но Гемара возвращается к понятию тума, непосредственно
связанному с запрещенными сексуальными отношениями.
Какой же это промежуток времени? Такой, который требуется человеку,
чтобы обойти вокруг обычного дерева.
Логика Гемары строится на ассоциациях. Упомянув какое-то изречение,
она может привести самые различные его толкования. Так анализирует Гемара фразу
царя Шломо “Из-за жены развратной нищают до буханки хлеба”.
Говорили рав
Эйра, рав
Ами, рав
Йоси:
каждый, кто ест хлеб, не сделав нетилат ядаим (омовение и вознесение
рук), будто бы вступает в связь с блудной женщиной.
Сказал Рава: тот, кто был с развратной женщиной, в конце
концов, станет бедным и будет просить хлеб у людей.
Процветание и богатство безнравственных людей не отменяет сказанного.
Тора, говоря о воздаянии, может иметь в виду не только этот мир, но и духовный,
и будущий.
Сказали рав Зрика и раби Элиэзер: пренебрегающий
нетилат ядаим исчезнет из мира (это тоже может случиться и в Будущем
Мире).
Гемара напоминает ѓалаху (закон): делающий омовение
перед началом трапезы должен поднять руки кверху, на уровень головы.
У этой, как и у любой другой ѓалахи, есть серьезное этическое
обоснование: руки — единственный орган, который соединяет верхнюю часть тела
человека с нижней. Руками можно потрогать макушку и дотянуться до пят. Поднимая
руки на уровень головы во время нетилат ядаим, человек демонстрирует
намерение освящать все свои поступки светом Б-жественной души, связанной с его
мозгом.
Далее Гемара продолжает толкование слов царя Шомо.
Сказано в Мишлей: “…грех прелюбодеяния (досл.: интимная
близость с чужой женой) за душой высокомерной охотится”.
И начинается обсуждение отрицательных сторон высокомерия.
Сказал раби Хия бар Аба, сказал раби Йоханан: высокомерный
человек, в конце концов, согрешит с чужой женой.
Сказал раби Йоханан,
сказал раби Шимон бар Йохай: высокомерный, как идолопоклонник, как написано:
“Мерзость для Всевышнего всякий высокомерный…” (Мишлей,
16-5); и написано об идолах:
“Не вноси мерзости в твой дом” (Дварим,
7-26).
Раби Йоханан толковал
эти слова так: высокомерный как бы отрицает основы Торы. Как сказано: “И горделивым
станет сердце твое, и забудешь ты Всевышнего, Б-га твоего, выведшего тебя из
земли египетской, из дома рабства” (Дварим,
8-14).
Раби Хама бар
Ханина говорил: высокомерный, как будто бы, вступает в кровосмесительные
связи. Как сказано об этом: “Мерзость для Всевышнего всякий высокомерный” (Мишлей,
16-5). А в книге Ваикра в завершении главы о запрещенных сексуальных
отношениях написано: “…Все эти мерзости совершали жители этой земли…” (Ваикра,
18-27).
Есть такой рассказ в Торе. Один из наших праотцев, Яаков, видит
во сне лестницу, которая вверху достигает небес, а основание ее стоит на земле.
В этом сне — важный намек: если человек живет по законам, данным
Небесами, он может сделать много хорошего здесь, на земле. Отвергая заповеди
Всевышнего, он несет зло не только себе, но и другим.