О Трактате Сота
Untitled Document
30 ниcана
5761 года (23 апреля 2001 года)
ТРАКТАТ Сота
Лист 36
В истории еврейского
народа было много чудес. Одно
из них — переход через реку
Иордан.
Гемара поражена
количеством чудес, которые
произошли в этот памятный
день. Воды Иордана
остановились, евреи успели
достичь горы Гризим и горы
Эваль, которые расположены на
расстоянии 60 миль от берега,
все враги убоялись сынов
Израиля. Как сказано: “Страх
Мой пошлю перед тобой” (Шемот,
23-27).
Или еще: “…Нападет
на них ужас и страх… пока не
пройдет народ…”.
Перейдя через Иордан,
евреи принесли камни и
построили мизбеах (жертвенник)
на горе Эваль. Покрыли его
известью, написали на нем
слова Торы на 70-ти языках, как
сказано: “…и напишешь ты на
камнях слова Торы этой ясно”
(Дварим, 27-8). Затем
принесли корбанот ола (жертвы
всесожжения) и шламим (мирные
жертвы). Они ели, пили,
радовались и произнесли все
благословения и проклятия.
Потом сложили камни, подняли
их и отправились на ночевку в
Гилгал, взяв их с собой, как
сказано: …и перенесите их с
вами и положите их там, где
будете ночевать в эту ночь” (Иеѓошуа,
4-3).
Гемару часто
интересует точная топография
описываемых исторических
событий. Отметим, что
названия многих мест Земли
Израиля сохранились
неизменными и дошли до нас
через тысячелетия мировой
истории.
Спрашивает Гемара:
следовало ли им все время
переносить камни с одного
места ночевки на другое?
И отвечает:
Всевышний сказал — “…там,
где будете ночевать в эту
ночь”. Что это за место?
Написано у пророка:
“…И двенадцать камней этих,
которые взяли они из Иордана,
водрузил
Иеѓошуа
в Гилгале”.
Живые силы природы
тоже принимали участие в
завоевании Обетованной Земли
сынами Израиля.
Учил один из
мудрецов: не было шершней
перед ними, когда они
переходили Иордан.
Гемара удивляется:
не было?
Ведь написано: “…И
пошлю шершней перед тобою, и
они прогонят от тебя хивийцев,
кананеев и хеттийцев…” (Шемот,
23-28).
Сказал раби Шимон
бен Лакиш: на берегу стоял
шершень, и он сбросил свой яд,
и этот яд ослепил врагов
Израиля.
“И Я уничтожил
эморийца перед ними, который
высок был, как кедр и крепок,
как дуб; и уничтожил плод его
вверху и корни его внизу” (Амос,
2-9).
Рав Папа замечает:
два шершня было в еврейской
истории — один во времена
Моше-рабейну (при захвате
восточного берега Иордана),
другой во времена
Иеѓошуа.
Первый не переходил с Моше-рабейну
Иордан, второй — перешел.
Праведники своими
поступками заслужили чудеса
для народа Израиля. По
ассоциативной логике Гемара
вспоминает: сказал рав Хана
бар Визна, сказал раби Шимон
Хисда — Иосифу, который
освятил имя Всевышнего, когда
никто этого не видел (отказался
от близости с запрещенной ему
женщиной), Всевышний добавил
одну букву из Своего Имени.
Иегуда, освятивший имя
Всевышнего (Нахшон бен
Аминадав, глава колена Иеѓуды
первым вошел в Тростниковое
море) получил все буквы Имени
Всевышнего.
Как проходит
праведник через испытание?
Что случилось с Йосефом? —
спрашивает Гемара. И приводит
фрагмент Торы: “И было в день
такой, вошел (Йосеф) в дом
делать свое дело, и человека
из домочадцев не было в доме”
(Берешит,
39-11).
Сказал раби Йоханан:
оба — и Йосеф и жена Потифара,
намеревались совершить грех.
Что означают слова “делать
свое дело”? Рав и Шмуэль
трактует их по-разному. Один
говорит — Йосеф вошел в дом,
чтобы сделать какую-то свою
работу. Второй утверждает,
что Йосеф собирался вступить
с женой Потифара в интимную
связь.
Удивляется Гемара:
как случилось, что ни одного
человека не было в доме?
Учил мудрец из бейт-мидраша
раби Ишмаэля: то был день
языческого праздника, все
ушли, а жена Потифара
прикинулась больной и
осталась дома. И когда она
ухватилась за одежды Йосефа,
явился ему в это мгновение
образ отца. И сказал ему Яаков-авину
(отец наш): “В будущем братья
твои на камнях эфода (предмет
одежды первосвященника)
напишут имена колена, и твое
— тоже. Неужели ты хочешь,
чтобы из-за этого проступка
имя твое было стерто?”.
Взгляд из будущего в
день сегодняшний свойственен
серьезному, думающему
человеку. Что будет завтра,
если сегодня я сделаю то-то и
то-то? Мишна в Пиркей Авот (трактат,
почти полностью посвященный
этическим проблемам)
спрашивает: кто мудр? И
отвечает: тот, кто предвидит
последствия.
Место в
Талмуде:
В
третьем разделе Талмуда - Нашим
(всего - шесть разделов). Сота
здесь - пятый трактат. Состоит
из 9 глав, 49 листов.
Почему
трактат так называется?
«Сота»
на иврите - женщина, сбившаяся
с правильного пути. Речь идет о
замужней женщине,
спровоцировавшей
обоснованные или
необоснованные подозрения тем,
что нарушила «заповедь
скромности» в отношениях с
посторонним мужчиной.
Краткое
содержание трактата
Знаменитая
библейская книга Песнь
песней рассказывает об
отношениях возлюбленных, о
вдохновенном чувстве мужчины,
которое он испытывает к своей
избраннице, девушке-невесте.
Но все это - лишь метафора.
На
самом деле здесь описаны
отношения Всевышнего с
еврейским народом.
Та
же модель имеет свое
продолжение в столь же
метафорических рассуждениях
Талмуда об отношениях мужа и
жены.
Рассматривается
ситуация, когда женщина ищет
близости (или уже вступила в
связь) с посторонним мужчиной.
Мы,
соответственно, переносим ее
на еврея (или группу евреев),
который нарушает законы
еврейского образа жизни и ищет
опору в ином мировоззрении.
Одна
из заповедей Торы дает «земное»
описание данной ситуации. В
книге Бамидбар
(гл. 5, ст. 11-31) читаем:
«…каждый
человек, жена которого сойдет
с праведного пути и нарушит
верность ему, и вступит в
интимные отношения с другим
мужчиной, и скроется это от
глаз мужа… Укрылась она и
совершила… а свидетеля против
нее нет, при этом совершила она
это без насилия… И нашел на
мужа дух ревности [почувствовал
он неладное] и предупредил он
ее, и она [все равно] совершила…»
(сокращенный вариант перевода).
Новая страница 1
|