ethica
Продолжаем разговор об этике и бизнесе. Предлагаем вниманию посетителей сайта краткую запись выступления одного из ведущих учителей Торы на симпозиуме, посвященном этой теме…
ПРИЗЫВ К ЧЕСТНОСТИ И ЦЕЛЬНОСТИ
Рав Авраам Пам
Вера и бизнес
Мне очень близка тема “Этика в финансовых отношениях”. Поэтому считаю необходимым разобраться в некоторых недоразумениях, которые возникают чаще всего.
В Талмуде (Трактат Шаббат, 31а) наши мудрецы предупреждают: прежде всего, на Небесном Суде, когда душа после смерти поднимется к высшим духовным мирам, человеку зададут вопрос, как он вел свои дела. Был ли он правдив и честен, не забывал ли, совершая сделки о Творце. То есть верил ли в то, что все жизненные средства человек в конечном итоге получает от Всевышнего, и поэтому любое проявление неэтичности в делах не увеличит доходы. Они предопределены Свыше.
Вера в Создателя уже подразумевает честность в бизнесе, в отношениях с работодателями и партнерами.
Когда между партнерами, нанимателями и работниками, покупателями и продавцами возникают споры, человек не имеет права разрешать их сам. Неправильно полагать, что ѓалаха (еврейский закон) не касается бизнеса, и поэтому человек может поступать по своему усмотрению. Самые различные деловые ситуации рассмотрены учеными Торы, которые знают законы, указанные в Хошен мишпат (в третьем разделе Шулхан аруха — свода законов, посвященного финансовым проблемам).
Согласно простой логике, если человек заинтересован в каком-либо деле, он не в состоянии рассуждать объективно. Сказано мудрецами: “Человек не может объективно оценить свои недостатки и устремления”.
Это относится даже к великим ученым Торы. А о тех, кто никогда не изучал Хошен мишпат, и говорить нечего.
Спорные жизненные ситуации обсуждаются обычно в бейт дине (раввинском суде). И бизнес — не исключение. Да, обратившийся в суд человек может проиграть дело. Что ж, он должен только радоваться. Как говорится в трактате Сангедрин : “Если человек проиграл тяжбу, он выиграл уж тем, что не нарушил запрет на кражу”.
Если бы он, к примеру, сумел ввести суд в заблуждение, то присвоил бы деньги, которые ему не принадлежали.
Определенные законы существуют для всех евреев, независимо от того, с кем они судятся. Рамбам говорит в Законах о воровстве (7:8): “Человеку, который ведет себя нечестно (с любым представителем человечества), точную оценку дает Тора, где сказано: “Мерзок он в глазах Всевышнего” (Дварим, 25:16)”.
В комментарии к трактату Келим (глава 2), Рамбам пишет: “Талмуд (трактат Хулин, 94) утверждает, что вводить кого-либо в заблуждение, в том числе и неевреев, строжайше запрещено, тем более, что это может повлечь за собой хилуль а-Шем (богохульство), что само по себе — страшный грех”.
В заключение, Рамбам пишет, что не склонен разъяснять мишну и углубляться в обсуждение этой темы, потому что любой нормальный человек и без того испытывает отвращение к подобным проявлениям.
Недопустимая двойственность
Хилуль а-Шем , связанный с финансовыми нарушениями, ужасен. Есть люди, которые скрупулезны в служении Творцу, если это касается отношений “между человеком и Всевышним”, но в этических вопросах могут проявить небрежность. Примером подобной недостойной двойственности служат, по всей видимости, несколько евреев, которых недавно в США за подобные вещи посадили в тюрьму.
Еще больше хилуль а-Шем, если в нечестности уличают целые организации, связанные с изучением Торы или объединения, бескорыстно оказывающие помощь людям. Верно, таких случаев очень мало. Но если подобная организация замешана в нечистых делах, от этого страдает репутация Торы.
Какая ирония судьбы! Делая что-то “во имя Творца”, они оскверняют Небеса! Разве возможно такое: спекуляция на имени Всевышнего ради… Всевышнего? Этого никто не поймет. Разве кто-то способен взять на себя обязанность говорить о Торе и пропагандировать ее посредством прямо противоречащего ее законам поведения?
Есть семьи, которые должны платить огромные деньги за обучение в иешивах шести или восьми детей. Могут ли они выполнить такие финансовые обязательства? Это частая ситуация в наших общинах. В такой сокрушительной финансовой ситуации отец может испытать искушение “провернуть” какие-то махинации, нарушая законы Торы... Но есть ли у него альтернатива?
Однако ясно: лучше воспользоваться щедростью собратьев, нежели предпринять незаконные операции. Уповать на щедрость — не позорно. Это, несомненно, лучше обмана.
Просить о помощи не стыдно. Наоборот, таким образом, другому еврею предоставляется возможность выполнить заповедь — помогать в изучении Торы еврейским детям.
Но если человек все же ощущает неловкость, пусть вспомнит, что этот путь лучше, чем тот, который не соответствует законам и идеалам Торы. Дорога к хилуль а-Шем, не стоит никаких выгод.
В недельном разделе Эмор, Тора повелевает: “Храните Мои заповеди, и соблюдайте их, и не оскверняйте Мое святое Имя”. Раши поясняет: это означает, что необходимо изучать заповеди Торы, потому что сохранять их можно только постижением.
“И исполняйте их”, — продолжает Раши и сообщает: мы обязаны хранить заповеди и соблюдать их, но не за счет осквернения Имени Творца.
Каждый человек, особенно тот, по кого знают, что он изучает Тору, должен быть готов пожертвовать жизнью ради Кидуш а-Шем, прославления Имени Всевышнего. Нет оправдания хилуль а-Шем, осквернению имени Создателя, когда его альтернатива — просто смущение, которое человек испытывает, если ему необходимо обратиться с просьбой о финансовой помощи.
Высшая похвала
В Коэлет (Экклезиасте), царь Соломон говорит: “Всевышний сделал человека прямодушным”. И эта прямодушность переходит в Кидуш а-Шем. В этом выражается красота еврейского характера, которая заслуживает высшей оценки.
Наша Тора называется Торат эмет — Тора правды. Народ Израиля описывается как Избранный Народ: мы были избраны служить примером и нести свет Торы другим народам.
В наши времена, когда почитание Небес упало так низко, на нас лежит обязанность укрепить и поднять Квод а-Шем (славу, уважение к Творцу), Квод а-Тора (честь Торы) и Квод Ам Исраэль (честь народа Израиля). За эти усилия мы удостоимся Шхины (Божественного присутствия), света Торы для всего народа Израиля — вскоре, уже в наши дни.
Джуиш Обзервер
Рав Авраам Пам,
глава ешивы Метивта Тора ваДаат в Нью-Йорке
член американской организации Агудат Исраэль
|