Ясно одно: покупатель, приобретая товар, должен узнать о любых его дефектах
еще до того, как покупка будет окончательно оформлена. Обсуждая проблему, Талмуд
подчеркивает, что именно на продавце лежит обязанность стать инициатором «разоблачения».
Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса
еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век), в
частности, пишет: «В торговле нет места обману и жульничеству… Если продавцу
известно, что выставленная на продажу вещь имеет дефект, он обязан сообщить о
нем покупателю» (Мишнэ Тора, раздел «Законы торговли», гл. 18,
параграф 1).
Итак, мы видим, что еврейский закон ограждает покупателя от неоправданного
риска — он вправе рассчитывать, что приобретенный им товар будет в целости и
сохранности.
В то же время наша традиция не впадает и в другую крайность, возлагая
некоторую долю ответственности за покупки и на покупателя (подробнее об общих
правилах честной торговли — см. на сайте, к примеру,
обзор листа 50
трактата Бава Мециа).
В самом деле, продавец для покупателя — не опекун и не его доверенное лицо.
Он имеет полное право преследовать собственные интересы и пытаться убедить
покупателя приобрести ту или иную вещь. Ему лишь не позволяется приписывать
товару те качества, которыми он не обладает. Но он, чтобы повысить интерес
покупателя к данному товару, может представить его истинные достоинства в
наиболее выгодном свете.
Один из способов достижения нужного эффекта — хранение товара в полном
порядке, чтобы он имел привлекательный внешний вид. Однако это не означает, что
торговец вправе отреставрировать вещь, которой уже пользовались, и выдать ее за
новую. Положим, если продавец подкрасит стершийся рисунок на посуде, он совершит
недопустимый по правилам торговли, бесчестный поступок.
В Талмуде со всей определенностью сказано: запрещается улучшать вид старой
вещи настолько, что покупатель может обмануться, неправильно оценив ее состояние
или не заметив дефект (см. на сайте
обзор листа 60
трактата Бава Мециа).
Однако тут же мы узнаем: если посуда, чтобы придать ей привлекательный вид,
красится заново и выставляется на продажу как вещь, бывшая в употреблении, в
этом нет ничего предосудительного. Если, конечно, торговец при покраске не
стремится скрыть такие дефекты, как, например, обветшалость.
Существует другая, не менее эффективная тактика — товару дается
привлекательное название. С точки зрения еврейского закона этот тактика вполне
приемлема.
В Талмуде описывается такая ситуация.
Было это во времена римского владычества. Когда в мясных лавках небольшого
городка случалось, что тушу зарезанного кошерного животного признавали
непригодной в пищу евреям (трефа; см. на сайте
обзор листа 42
трактата Хуллин), торговцы объявляли: «Это мясо — для солдат».
Иначе не было никакого смысла вообще выставлять его на продажу.
И действительно. Если бы продавцы объясняли, что только евреям есть это мясо
нельзя, а неевреям — можно, никто не стал бы его покупать. Но когда вывешивали
объявление: «Мясо — для солдат», для евреев эти слова были «условным сигналом».
Они понимали, что им оно не годится. А неевреи охотно его покупали (см. на сайте
обзор листа 94
трактата Хуллин).
Когда люди продают «бывшие в употреблении» автомобили или компьютеры, они тем
самым используют влияние качественных смысловых оттенков на сознание человека.
Термин «бывший в употреблении» звучит гораздо более мягко и уважительно, нежели
— «подержанный». И, вместе с тем, у покупателя не остается иллюзий относительно
происхождения предлагаемого ему товара.
Кроме того, продавцу в определенной мере позволяется самому решать, когда
именно можно сообщить покупателю об имеющихся в товаре дефектах.
В этой связи Талмуд (трактат Йевамот, лист 45) рассказывает
историю о молодом человеке, который никак не мог найти себе жену. Никто не хотел
иметь с ним дело из-за «презренного» происхождения, о котором в его родном
городке было известно всем. И тогда этот молодой человек обратился за советом к
Раву (великий Учитель Талмуда первого поколения, 3-й век). Рав,
порекомендовал ему отправиться на поиски суженой в другой город, где о нем никто
ничего не знал. Не ведая о происхождении юноши, жители другого города не будут
относиться к нему предвзято, — заключил Рав.
Иными словами, Учитель позволил молодому человеку не говорить о «неблаговидных»
фактах его биографии до тех пор, пока «покупатель» (в нашей истории — родители
потенциальной невесты) не убедится в том, что он обладает многими важными для
супружеской жизни достоинствами.
Поэтому, если вы продаете, скажем, прекрасный дом, в котором, однако,
необходимо заменить водопроводные трубы, вы не обязаны сразу же рассказывать
покупателям об этом недостатке. Вы можете продемонстрировать им все
положительные качества здания, и только потом сообщить о его дефектах. В этой
ситуации покупатели смогут оценить, насколько серьезны эти дефекты, в контексте
общего впечатление, которое они получили, осмотрев дом.
Мы, однако, должны быть очень осторожными, и никогда не пересекать линию,
отделяющую защиту собственных интересов от недобросовестного отношения к
интересам окружающих. Если, к примеру, вы сообщили покупателю о недостатках дома
только на заключительной стадии переговоров о его приобретении, не сомневайтесь
— вы переступили эту черту и нарушили правила честной торговли. Ведь покупатель
в этой ситуации просто «загнан в угол». Выбрав предложенный вами вариант, он уже
вложил в это свое время и какие-то деньги. И теперь, узнав о дефектах, он,
скорее всего, будет вынужден купить этот дом. И потратить на него больше средств,
чем предполагалось вначале.
Лучше всего сообщить покупателю обо всех дефектах товара в тот момент, когда
вы почувствуете, что он успел оценить его достоинства.