1.1. Много разнообразных качеств есть у каждого из нас, и каждая черта имеет
полярные проявления. Бывают люди раздражительные, которые всегда злятся. Бывают
— спокойные, которые никогда не злятся. А если уж разозлятся, то совсем
чуть-чуть, да и то раз в несколько лет. Бывают люди очень гордые, бывают —
совершенно смиренные. Иной человек обуреваем вожделениями — не насытится душа
его в погоне за их удовлетворением. Другой — совершенно чист от материальных
желаний, не вожделеет он даже того малого, что необходимо телу. Есть любители
жить на широкую ногу. Такого человека не удовлетворить всеми земными благами.
Это о нем сказано: «Любящий деньги не насытится деньгами» (Танах, Коэлет,
5:9). И есть — экономные. Таким достаточно даже того малого, что не
удовлетворяет даже их потребности. Но такой человек не будет стараться получить
все необходимое.
1.2. Есть и такие люди, которые изнуряют себя голодом и копят — не проедят ни
копейки из своего имущества без великих страданий. Другие — растрачивают все
свое состояние. Назовем и остальные качества: веселый и грустный, вспыльчивый и
хладнокровный, жестокий и жалостливый, трусливый и храбрец, и тому подобные.
1.3 (2). Между каждой парой качеств, удаленных друг от друга до
противоположности, существуют и средние качества, отличающиеся одно от другого.
Кроме того, среди всех качеств есть такие, которые заложены в человеке с
рождения, в соответствии с его природой; есть такие, к которым у человека
имеется природная предрасположенность, и человек может их приобрести скорее, чем
другие качества. Есть и такие, которыми не обладает человек с рождения, но
приобрел их от других или обратился к ним сам, вследствие собственных
размышлений. Или, скажем, услышав, что это качество полезно ему и стоит его
приобрести. Вот он и стал вести себя соответственно, пока не приобрел данное
качество.
1.4 (3). Обе крайности, которые есть в каждом качестве — далеко не лучший
образ поведения. Не стоит человеку ни вести себя в соответствии с ними, ни
стараться их приобрести. И, если почувствует (человек), что имеет природную
склонность к одной из них (этих противоположностей) или приобрел такую черту и
ведет себя соответственно — должен вернуться к правильному пути и идти дорогой
праведных, которую называют «прямой дорогой».
1.5 (4). «Прямая дорога» — это средняя мера, которая есть в каждом качестве…
И это качество, которое отдалено от обеих крайностей на одинаковое расстояние и
не похоже ни на одну из противоположностей. Поэтому указывали мудрецы прежних
поколений, что человек должен все время держать свои качества под контролем,
регулировать их и направлять по среднему пути, чтобы быть цельным.
1.6. Каким образом? Не должен быть (человек) раздражительным, которого легко
разозлить, но — и не таким, как мертвый, который ничего не чувствует. Но —
средним, способным разозлиться только на такие вещи, которые того заслуживают —
чтобы не происходило подобное в другой раз.
1.7. И не должен (человек) желать ничего, кроме того, что необходимо телу,
без чего невозможно жить. Как об этом сказано: «Праведник ест для насыщения души
его» (Мишлей — Притчи, 13:25). И пусть не усердствует чрезмерно,
зарабатывая деньги, но работает ровно столько, чтобы (на заработанное) можно
было приобрести все необходимое на данный момент, о чем сказано: «Праведнику
достаточно малого» (Теилим — Псалмы, 37:16). И не будет слишком
скупым, но — и не растрачивающим все свое имущество, дающим милостыню в разумном
размере и одалживающим в разумных пределах тем, кто в этом нуждается. Не нужно
быть веселым и смешливым, но и — не грустным, не пасмурным. Человек должен жить
в спокойной радости все дни свои, в приятном расположении духа. И так же
остальные качества человека. Этот путь — путь мудрецов.
1.8. Каждый человек, все качества характера которого усреднены и уравновешены,
называется мудрецом; (5) а тот, кто слишком строго спрашивает с себя, немного
отдаляясь от среднего качества в ту или другую сторону, называется —
благочестивым.
1.9. Тот, кто отдаляется от гордыни в сторону другой крайности и становится
совершенно смиренным, называется благочестивым; и это — уровень благочестия. А
если отдалился только до середины и стал скромным, называется — мудрецом. И это
— уровень мудрости. Таким же образом — все остальные качества. Благочестивые
люди прошлых времен направляли качества своего характера от средней линии
немного в сторону одной из крайностей. Есть качества, которые направляют в
сторону одной крайности, и есть другие, которые направляют в сторону другой
крайности. И это больше того, что требует закон.
1.10. И заповедано нам следовать средними путями. И это пути — хорошие и
прямые, как сказано: «И следуй путями Его» (Дварим, гл. 28, ст.
9).
1.10 (6). Так учили нас мудрецы, объясняя эту заповедь: «Его называют
милостивым — и ты будь милостив; Его называют милосердным — и ты будь милосерден;
Его называют святым — и ты будь свят». Поэтому и называли пророки Всевышнего —
долготерпеливый и великий милосердием, праведный и справедливый, совершенный,
мужественный, сильный и тому подобное — чтобы сообщить, что это хорошие и прямые
пути. И обязан человек вести себя в соответствии с ними, уподобляясь Творцу в
меру своих сил.