Земля Израиля требует от нас постоянной духовной работы
Земля Израиля требует от нас постоянной духовной работы...
ВСТУПИТЬ В БРАК С ЭТОЙ ЗЕМЛЕЙ
Натан
Лопес Кардозо
Все мы знаем эту историю. После смерти Сары Авраам приобретает землю в
Израиле —
поле с пещерой Махпела, чтобы там ее похоронить. Обращаясь к владельцу участка,
Эфрону, он говорит: “Я тебе дам цену этого поля, ках мимени (“возьми от
меня”), и я похороню здесь мою мертвую” (Берешит,
гл. 23, ст. 13).
Эфрон принимает деньги, и Авраам становится официальным землевладельцем в
Израиле. Талмуд (трактат Кидушин, 2а) сравнивает это событие с
процедурой заключения брака. В Торе читаем: “Когда возьмет (йиках)
человек женщину себе в жены...” (Дварим ,
гл.
22,
ст. 13).
И в том и в другом случаях
используется тот же глагол —
“взять” (ках).
На этом основании наши Учителя делают вывод: человек должен приобретать жену
также, как он покупает землю в Израиле —
заплатить за нее
деньгами или какой-то ценностью, например, кольцом.
Это — практическое воплощение одного из основных, принятых в еврейской
традиции принципов доказательства или интерпретации. И называется этот принцип —
гзера шава (“равная мера”), согласно которому в определенных случаях,
если два одинаковых слова используются в Торе в разных контекстах, оба
высказывания относятся к одному закону.
Но как можно сравнивать женитьбу с приобретением участка земли? Не
противоречит ли это практике еврейской семейной жизни? Ведь еврейский закон не
позволяет мужу обращаться с женой как со своей собственностью. Фактически, если
он попробует это сделать, женщина вправе тут же требовать развод.
Сам еврейский закон возражает против подобного сравнения. Так зачем же оно
его делается?
Существует много различных объяснений. Но мы в данном случае предлагаем иной
подход. Вполне легитимно сказать, что мудрецы хотели таким образом подчеркнуть
святость Земли Израиля, сравнив ее приобретение с вступлением в брак.
Приобретение земли в Эрец Исраэль принципиально отличается от акта
покупки участка в любой другой стране мира. Со Святой Землей человек вступает
в брак. Земля становится любимой, как будто бы — женой, и любовь к этой
земле — совершенно другой природы.
Евреи относятся к Земле Израиля как к одушевленной сущности, с которой
человек имеет глубокие, эмоциональные связи. Они не относятся к ней просто как к
собственности, а скорее как к личности, у которой есть душа (нешама ).
Приобретая землю в Эрец Исраэль, евреи заключают, как в браке, союз,
предусматривающий определенные обязанности и права.
Во время свадьбы жених дает своей невесте ценный подарок — символическое
выражение своего желания идти ради нее на жертвы. Так и эту землю человек
“приобретает” материальным приношением.
Человек женится с благородными намерениями, чтобы достичь высоких целей. Так
он приобретает и эту землю — чтобы достичь более высокого духовного уровня,
чтобы самому стать лучше и улучшить мир.
Многие законы, связанные с Землей Израиля, показывают, что необходимо
заботиться о земле так же, как о жене. Еврейские отношения с землей — любовный
роман. Вот почему евреи не могли развестись со своей землей даже в изгнании.
Ведь человек не может забыть, покинуть свою жену.
Другим народам, может быть, в это трудно поверить, но для еврея это — как
воздух, которым он дышит.
Рав Моше Авигдор Амиэль (1883-1946), главный раввин Тель Авива, дал этой
мысли другое важное измерение. Вручение женщине ценной вещи во время свадьбы —
лишь первый подарок. Так и покупка земли в Эрец Исраэль — только
начальный вклад в эту землю. Ибо ее нужно заслуживать, каждое мгновение.
Никакой брак не продержится и не будет удачным, если не прикладывать
постоянных усилий. Так и Земля Израиля требует от нас постоянной духовной
работы, чтобы удостоиться ее.
|