Не стоит быть подозрительным, — наставляют нас наши Учителя. — Но
осторожность и предусмотрительность никогда не бывают излишними. Нельзя
исключать вероятность того, что посторонний человек, с которым ты столкнулся
впервые, может оказаться бандитом. Но отнесись к нему при этом с уважением.
И в качестве иллюстрации приводят такой пример. Когда к Рабану Шимону бен
Гамлиэлю (великий Учитель, глава Санѓедрина — Верховного Суда, 2-й
век) попросился на ночлег путник, Учитель впустил его в дом и принял с почетом и
уважением. Однако принял все необходимые меры, чтобы незнакомец не совершил
кражу (трактат Кала Раба, гл. 7).
Однако же мы говорим здесь не о случайных людях, но — о друзьях, хорошо
знакомых друг с другом.
В Торе написано: «По справедливости суди ближнего своего» (Ваикра, гл.
19, ст. 15).
Анализируя данный фрагмент, Учителя приходят к выводу, что речь в нем идет не
только о судьях, но — и, вообще, о взаимоотношениях между людьми. О том, что нам
следует судить о знакомых людях (а тем более — о друзьях) с неизменной
доброжелательностью, стараясь оценивать их поступки и действия, прежде всего — с
положительной стороны (Талмуд, трактат Шавуот, лист 30).
Но нельзя не принимать в расчет, что людям свойственна забывчивость, равно
как и то, что в разговоре они могут в чем-то неправильно понять друг друга,
принять желаемое за действительное и сделать несоответствующие реальности
выводы.
Допустим, друзья устно договорились об условиях ведения общего бизнеса.
Пройдет несколько месяцев и окажется, что у компаньонов — разные представления о
достигнутых договоренностях. Один из них «вспомнит», что речь шла о такой-то
сумме вложения денег. Другой будет утверждать, что подразумевалась иная сумма.
Один скажет, что по соглашению ему причитается 50 процентов от прибыли (то есть
— поровну). Другой — что по таким-то причинам предполагалось, что прибыль
делится — 40 процентов и 60. И все это не будет ни с чьей стороны — намеренной
ложью. Суть проблемы — в недопонимании и неточностях в воспоминаниях.
Если в такой ситуации дело дойдет до конфликта, и кто-то из совладельцев
бизнеса захочет подать на партнера в суд или обратиться к третьему лицу, чтобы
восстановить истину, у арбитров не будет никаких аргументов, чтобы по
справедливости рассудить этих людей. Они не смогут узнать, на чьей стороне —
правда.
Даже самые честные люди, — подчеркивают Учителя, — должны аккуратно
документировать все свои соглашения и договоры.
«Всякий, у кого есть свободные средства, — наставлял Рав (великий Учитель
Талмуда первого поколения, 3-й век), — одалживая их без свидетелей, нарушает
запрет Торы «не ставь преграду перед слепым» (Ваикра, гл. 19, ст.
14).
В противном случае он накличет беду, — дополняет высказывание Реш Лакиш (раби
Шимон бен Лакиш; величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век). —
Ибо сказано: «Пусть онемеют уста лживые, говорящие против праведника» (Теилим
— Псалмы царя Давида, гл. 31, стих 19).
В Талмуде (трактат Бава Мециа, лист 75) рассказывается, как рав
Аши (великий Учитель, редактор Вавилонского Талмуда, начало 5-го века) накануне
шаббата направил Равине (величайший Учитель Талмуда; Вавилон, 4-й век)
письмо, в котором попросил срочно одолжить ему десять зузов (зуз —
денежная единица времен Талмуда). Так как ему подвернулась возможность купить
участок земли. На что Раввина ответил: «Приведи свидетелей и напиши соглашение».
«Даже мне ты предлагаешь это сделать?!» — удивился рав Аши. «Тебе как раз — в
первую очередь, — объяснил Равина. — Ибо тот, кто много занимается Торой
способен забыть о материальном и навлечь на себя беду».
Вне всякого сомнения, Равина ни в чем не подозревал рава Аши и не думал, что
коллега способен его обмануть. Однако по опыту он знал, что праведные люди
бывают рассеянными. И боялся, что рав Аши забудет о долге, а когда — вспомнит,
будет корить себя за невольный неблаговидный поступок.
Фраза из Торы «не ставь преграду перед слепым», — пишет Раши (раби Шломо бен
Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), анализируя
высказывания Учителей, — в данном контексте означает, что человек, который взял
деньги взаймы, не оформив долговую расписку, способен поддаться соблазну и не
вернуть долг. А тот, кто дал ему эти деньги рискует «навлечь на себя беду».
Окружающие могут подумать, что он — обманщик, ибо требует с человека деньги,
которые не одалживал.
Подводя сказанному здесь некий итог, подчеркну, что даже самым близким, самым
верным друзьям следует четко и детально обговаривать их деловые отношения,
подробно фиксируя все договоренности в письменном соглашении.