New Page 1
В Иерусалиме, да и вообще — по всему Израилю, принято
присваивать зданиям имена тех, кто пожертвовал деньги на строительство.
Правильно ли это? Как относится к этому еврейская традиция?..
ЧТО — В ИМЕНИ ТВОЕМ?
Д-р Ашер Меир, раввин
Этот вопрос обсуждают уже много столетий. Еврейская традиция дает на него
однозначный и уверенный ответ: да, правильно и даже желательно вознаграждать
щедрость жертвователей, увековечивая их имена.
Рассказывают, что один человек дал цедаку (пожертвование) на
строительство синагоги. И обратился к своей общине с просьбой — написать над
входом его имя. Однако община его просьбу отклонила.
В конце концов, участники возникшего конфликта решили обратиться за советом к
раву Адерету (рав
Элиягу-Давид Рабинович-Теомим, один из великих знатоков Торы; Литва, вторая
половина 19-го века).
— Кто может помешать человеку, который отдал на строительство во имя благой
цели часть своих средств, упомянуть свое имя на здании, которое принадлежит ему
по праву !
— сказал он. — Более того, готовность вознаграждать тех, кто совершает достойные
поступки — одна из отличительных черт мудрых и многоопытных людей. Эта черта
присуща даже самой Торе, которая отдает почести людям, творящим добро.
Смысл сказанного равом Адеретом ясен. Своим ответом он подчеркнул: нет ничего
неэтичного, а тем более — постыдного в том, чтобы отдать должное благородству и
бескорыстию других людей. Это считается не только правильным, но и необходимым.
Но есть в этом один нюанс. Отдавая цедаку с заведомой целью —
завоевать всеобщую любовь или же привлечь внимание окружающих к своим добрым
деяниям, человек поступает недостойно. Талмуд учит нас: тот, кто отдает, чтобы
впоследствии хвастаться собственным благородством, рискует “принизить
достоинство” самой цедаки. Ведь смысл благотворительности в том, чтобы
бескорыстно удовлетворять нужды общества, а не утолять жажду славы.
Согласно еврейской традиции, важны не только наши поступки. Намерения,
которыми мы руководствуемся при совершении тех или иных действий, имеют не
меньшее, а иногда и большее значение. В то же время мы признаем ценность
деяния, в основе которого лежит не совсем чистое намерение и присутствует
частичка человеческого эгоизма. К примеру, в Талмуде сказано, что человек должен
изучать Тору, даже если ему не очень хочется это делать, потому что его труд
будет вознагражден тем, что со временем у него появится искреннее желание
учиться.
Почему же благотворительность, основанная на ложных побуждениях —
предосудительна?
С одной стороны, существует разница между отношением к славе как к
мотивирующей силе, и как к конечной цели деятельности. Человек, преуспевающий в
своих деяниях для того, чтобы завоевать признание, со временем начинает
понимать, что он должен преодолеть мелочное себялюбие и избавиться от этого
качества, которое на самом деле мешает ему совершенствоваться. Но если весь
смысл
доброго поступка
заключается в получении награды, тогда человек вообще не сможет извлечь из него
никакой духовной пользы.
С другой — благотворительность в корыстных целях уничтожает саму идею этой
важнейшей заповеди Торы. Эта заповедь не просто предусматривает заботу о нуждах
бедных. В первую очередь, она подразумевает искреннее желание человека делать
добро. Как сказано: “Не ожесточай сердце свое” (Дварим, гл. 15,
ст. 7).
Главная часть процесса жертвования — не в готовности открыть свой кошелек,
но, в первую очередь — открыть сердце, поставить себя на место нуждающегося
и научиться сопереживать ему. Тот, кто отдает свои деньги, чтобы возвысить себя,
не просто упускает весь смысл акта бескорыстной помощи, а, в сущности, совершает
нечто абсолютно противоположное смыслу заповеди.
Дающий цедаку, разумеется, имеет право просить, чтобы его дар был
оценен по достоинству, а благотворительная организация должна уметь
соответствующим образом выражать свою признательность. Однако задача
жертвователя состоит в том, чтобы быть уверенным, что главная цель его
благотворительного взноса состоит непосредственно в помощи нуждающимся. Желание
завоевать признание может способствовать совершению благого дела, но
ни в коем случае не
должно являться причиной пожертвования. Демонстрация своих добрых деяний
противоречит этому условию.
По материалам Центра деловой этики
Иерусалим
д-р Ашер Меир
раввин, один из руководителей Центра деловой этики
при Иерусалимском технологическом колледже
Преподавал в Гарварде, имеет степень доктора в области
экономики
Автор многих статей о современном бизнесе, еврейском праве,
экономике
|